Юрий Белановский 25 174

Юрий Белановский: Помочь храму или пострадавшим от наводнения

Все материалы сюжета Режим ЧС объявлен в Амурской области в связи с паводком

Небывалое наводнение в Приамурье, как, впрочем, и наводнение в Крымске год назад, актуализировало важный для православных вопрос....

Коллаж: AиФ.ru

О неблагоприятных стереотипах

Уж четверть века после падения большевистского режима приоритеты православных вполне однозначны — благотворительная социальная работа непопулярна.

Во-первых, в СССР выросли поколения, уверенные, что христианская жизнь — это почти исключительно обряды в храме и молитва дома. Религия стала восприниматься, большей частью, как культ, а не как образ жизни. Служение ближним и обществу — вторично. На личном уровне пусть каждый делает что хочет, но вот социальное служение как общее дело общины — неважно и ненужно. Иными словами, первый стереотип в том, что церковь — почти исключительно богослужебное собрание, и она не имеет никакого отношения к окружающей жизни.

Во-вторых, за годы советской власти произошло обесценивание человека, как личности, как уникального самоценного свободного существа. Отсюда проистекает та порой чудовищно бесчеловечная государственная система социальной и медицинской помощи, на балансе которой находятся одинокие старики, сироты, инвалиды, умственно отсталые и т. д. В церковную жизнь тоже вошло понимание, что «общественное выше личного». В общем инфомационном церковном потоке личные частные вопросы, недоумения, обиды, скорби — меркнут перед глыбой всеправедности и готовых ответов на все вопросы.

В-третьих, произошла идеологизация религии вообще и церковной жизни в частности. Главенствовать стали идеи и слова, а не люди и их судьбы. Конечно, это было и на Руси, и в Византии, но особенно выпуклым стало в постсоветские годы. Религия выродилась в правильное исповедание, она почти перестала восприниматься, как отношения с людьми и Богом. Вполне устойчив стереотип, что личных живых отношений может и не быть, главное — наличие правильного изложения некоторых истин.

Прямое следствие этого стереотипа — помогать тем, кто вне церкви, не надо. Служение ближним должно очень чётко коррелировать с догматами церкви и строиться на нарочитой проповеди. Возглавляя волонтёрское движение, я очень часто слышу упрёки в том, что мы помогаем детишкам вне зависимости от их национальности и веры и что в ряды волонтёров мы принимает всякого, кто хотел бы помогать ближним, кто уважительно относится к православию, но сам может быть и не верующим.

Дополним указанные стереотипы акцентом православия на аскетизме. Определяющим для последних 20 лет стал лозунг «спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Имеется в виду, что достижение внутренней святости, победа над грехом сделают из человека ясный и неотразимый пример доброй жизни, которому будут подражать очень многие сами по себе. Усилия прежде всего должны быть направлены вовнутрь.

Ключевыми моментами церковной жизни являются присутствие в воскресный день и в праздники на богослужении и регулярная исповедь. Последнее время много говорят о Причащении, но по современным правилам, оно является производной от присутствия на богослужении и исповеди. Какое место в жизни человека занимают дела милосердия, участвует ли он активно в социальной жизни или не участвует — это никого не интересует, ибо это дело частное. На практике, так и не прижилось понимание, что каждый человек уникален и имеет свой путь христианской жизни.

Не забудем, что у любого человека ограничены личные ресурсы, время и деньги. Человек не может прыгнуть выше своей головы. Если он где-то и кому-то что-то отдал, будь то деньги, внимание, время, то этого может не хватить в другом месте. Если  что-то отдано храму, то на иное может не хватить.

Что говорит Евангелие?

Как бы кто ни воспринимал церковную жизнь, постсоветскую традицию и некоторые авторитетные правила, в любом случае для христиан первично Евангелие — живое свидетельство учеников Христа о своём Учителе, который совершенно ясно смотрел на отношения своих последователей с окружающими людьми.

Во-первых, нет и не может быть градации ближних. В своё время в полемике с представителями известного тоталитарного культа Свидетелей Иеговы я услышал от них, что ближний — это только Свидетель Иеговы. Остальные, в общем, никто. Если есть желание помочь кому-то — пожалуйста. Но можно и пройти мимо человека, попавшего в беду. Греха и зла в этом нет. Для меня Евангелие — о другом. Достаточно вспомнить притчи о «добром самаряныне» и о «козлах и овцах». Любой просящий помощи — ближний. Любой, желающий бескорыстно помочь, — тоже. Любовь Божия изливается и на добрых, и на злых, к такому же отношению к окружающим призваны и христиане.

Во-вторых, Бог Свои отношения ставит в прямую зависимость от отношений человека с ближними. Бог судит человека прежде всего по делам его, по тому, научился ли он помогать и служить голодным, обездоленным, больным, заключённым. Недвусмысленно Бог отождествляет себя с несчастными и принимает помощь, оказанную им, как помощь, оказанную Ему лично! Вспомним и молитву «Отче наш», в ней говорится: «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Получается, что любовь к ближним — основа и даже проявление любви к Богу. Апостол Иоанн Богослов так учил христиан: «Кто говорит, что любит Бога, а ближнего ненавидит, — лжец».

В-третьих, оказывается, что даже участие в религиозном культе напрямую должно зависеть от отношений между людьми. Вот слова Иисуса, обращённые к израильтянам: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

В-четвёртых, Евангелие открывает нам, что Бог оценивает служение людей Себе и ближним не формально, но по тому, насколько искренно это служение и насколько человек вложился. Вспомните притчу о вдове, пожертвовавшей 2 лепты. В очах Божьих ценно прямое участие в меру своих сил. Если у человека всего 2 копейки или всего 20 минут времени, но он безраздельно отдал их ближним — то это и есть настоящая жертва.

Евангельский взгляд на нашу жизнь, по-моему, очень точно передают слова известного православного богослова протопресвитера Александра Шмемана: «Христос человека поставил выше всего, сделал его и только его предметом любви, предметом как бы абсолютного внимания. А враги Христа от религии хотели порядка, спасения Родины, самодовольства — чего угодно, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам. Обо всём этом Христос не сказал ни слова. Его внимание всё время было обращено на живых людей, окружавших Его».

Как в идеале?

Если бы в Русской церкви были христианские общины, которых, к сожалению, почти нет, то картина была бы такой. Есть священник, есть храм, есть общинная, в том числе и богослужебная и социальная, жизнь. Община вместе со священником решает, как всё должно быть обустроено и как распределены приоритеты и средства. Тут не может быть ничего расплывчатого и тайного. Всем известно не только расписание и смысл богослужений, но и внутренние (помощь одиноким прихожанам), и внешние (помощь больнице) социальные проекты, и бюджет с понятными статьями расходов. Община распределяет труд и скидывается на содержание священника и на нужды храма и на социальное служение. Мне известны такие примеры в провинциальных городках Англии.

Если есть община и есть прозрачный и понятный бюджет, если существует внешняя социальная деятельность, то может быть ясный отклик на чужую беду, в том числе на наводнения или пожары. Собрание общины принимает решение о сокращении расходов на внутренние нужды или о дополнительных сборах средств или о подготовке волонтёров и таким образом организует помощь.

Как быть?

В Русской церкви общин почти нет. Всё разрознено. Многое непрозрачно и поэтому непонятно. Нет понимания приоритетов храмовой жизни, нет известного бюджета храма, нет обоснования затрат и вложенных сил. При этом сегодня на любой краудфандинговой площадке всё это есть: и финансовый запрос, и обоснование, и количество собранных средств, и отчёт о тратах. В храмах люди жертвуют, жертвуют, а «что?», «куда?», «как?» — остаётся неясным, в том числе и приоритеты и возможности оказания помощи.

Остаётся только одно. Сегодня каждый христианин может, да и должен решать всё сам, исходя прежде всего из Евангелия, своей совести и своих возможностей. В большинстве случаев ответы будут очевидны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
Юрий Белановский, Руководитель

добровольческого движения «Даниловцы»

 

 
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (26)
  1. Лидия А
    |
    15:22
    16.09.2013
    0
    +
    -
    В русской церкви многое непрозрачно и поэтому непонятно"--так многие верующие люди думают.Может уже пора подключать СК РФ,как трясут"Оборонсервис".Я лишь могу предположить сколько там обнаружится сердюковых...Наше РПЦ похожа по своей секретности на ФСБ РФ...
  2. Андрей Виноградов
    |
    16:44
    16.09.2013
    0
    +
    -
  3. Карабас
    |
    16:57
    16.09.2013
    0
    +
    -
    Ну да! Стоило бы показать как рвут друг друга - церковный староста и батюшка - когда кассу делят.т Всё равно положим денежку на ремонт храма. Как бы не им, но по факту им + на откат местному владыке. Это жизнь. А вот куда посылать денег пострадавшим - вопрос! За счетами на помощь стоят люди, часто без правил - и гребут как хотят..Жизнь уже показала - на отношении к сиротам, погорельцам и другим бедолагам.. Если бы адресно - проблем нет.. А какому то уроду - жалко...
  4. Крыса
    |
    15:45
    04.12.2013
    0
    +
    -
    Карабас: Выход один...не давать ни кому! Есть налоги, которые оччччень хорошо собирает государство, вот и путь раскошеливается когда нужно. В последнее время стало уже напрягать, чуть, что и сразу же давайте скинемся....ага, а государство этак в сторонке с налогами от нас.
  5. Приморчанка
    |
    17:24
    16.09.2013
    0
    +
    -
    Существенное замечание: небывалое наводнение не в Приморье ( как Вы пишете), а в Приамурье. Это разные регионы. Приамурье - это Амурская область и Хабаровский край, там, где течет Амур ( который и вызвал наводнение), а Приморье находится южнее. За нами - океан.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Куда обращаться, если не пришла пенсия?
  2. Действительно ли современные люди глупее предыдущих поколений?
  3. Почему нельзя выбрасывать старые холодильники, не сняв дверцу?




Каких изменений от реформы тарифов ОСАГО вы ждете?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ