Сергей Осипов 0 1873

Какая техника будет защищать родное небо в XXI веке

Об этом мы говорим с руководителем головного системного конструкторского бюро (ГСКБ) «Алмаз-Антей» Игорем

Про то, что лучшая в мире зенитно-ракетная система — это российская С-300, у нас знают практически все. Многие слышали, что самолёт-шпион Пауэрса был в 1960 г. сбит комплексом С-75. Кое-кому известно даже, что во время агрессии против Югославии в американский истребитель-невидимку F-117 угодила ракета С-125. А вот о том, что все эти средства ПВО были в разные годы разработаны в Головном системном конструкторском бюро (ГСКБ) «Алмаз-Антей», известно немногим. Последние 9 лет возглавляет эту организацию Игорь Ашурбейли.

Отцы и деды

«AиФ»: — Игорь Рауфович, вы недавно отметили 46-й день рождения. Молодые руководители — это фирменный стиль вашего КБ?

Игорь Ашурбейли: — Собственно говоря, до меня в КБ был только один молодой руководитель. Зато с какой фамилией — Берия! Дело было так. В 1947 г. молодой офицер Серго Берия, сын всесильного зампреда Совмина Лаврентия Берии, защитил в Ленинградской военной академии связи диплом по теме «Наведение самолёта-снаряда на крупную морскую цель». Он был распределён в Специальное бюро № 1 Министерства вооружения СССР, как тогда назывался нынешний «Алмаз-Антей». Так в 22 года Берия стал заместителем начальника КБ, которое вскоре начало работы над проектом зенитной системы с автоматическим наведением вокруг Москвы. В апреле 1953 г. первая ракета успешно поразила над полигоном Капустин Яр цель — четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4. Потом Серго Берию арестовали вслед за отцом, в нашу организацию он больше не вернулся. Из-за этого стрельбы по мишени пришлось повторить. Между прочим, Ту-4 вместе с ракетой стоил столько же, сколько строительство жилого дома на 24 квартиры.

«AиФ»: — Куда большим испытанием для «Алмаза» стали 90-е годы. Ведь, говорят, тогда, чтобы собрать электронику для новых ракет, инженеры скидывались и ехали за деталями на Митинский радиорынок.

И. А.:  Про рынок сразу могу сказать: не было такого! Да, радиодетали брали из остатков того, что было произведено в 70-х гг. Зачастую та продукция даже более качественна, чем то, что производится сейчас. Как выживали? Площади в аренду коммерсантам сдавали. Потом приходилось доказывать различным комиссиям, что магазин, торгующий колготками на территории почтового ящика, — это не развал оборонной промышленности, а способ её поддержания. Сейчас, слава богу, аренда перестала быть значимым источником доходов. Но всё равно говорить, что мы выжили, ещё рано. Сейчас на «Алмазе» работают поколения не отцов и детей, а дедов и внуков. Наиболее перспективные молодые кадры ушли в 90-е, осталось старшее поколение. И младшее — в этом году приняли на работу 250 человек в возрасте 25-30 лет. Сейчас самое важное, чтобы «деды» успели передать «внукам» свои знания и умения.
Дырявое небо

«AиФ»: — А удастся ли пережить тяжёлые времена противовоздушной обороне страны? Ведь не секрет, что наши радары просматривают ныне далеко не всё воздушное пространство, а новые комплексы С-300, ставшие во времена СССР основой сил ПВО, давно не поступали на вооружение.

И. А.: — Да, за последние 16 лет на вооружение Российской армии не поступило ни одной системы С-300. У нас их сейчас более 100, но большинство — изготовленные в 70-80-х гг. прошлого века. К 2015 г. их придётся сдать в металлолом. Новые и действительно современные комплексы С-300 «Фаворит» шли только на экспорт, у нас самих таких нет. Мы бы и рады вооружить ими собственную армию, но армия заказывает нам только модернизацию старых комплексов. Это лучше, чем совсем ничего не делать, но… «Запорожец», модернизированный до уровня «Мерседеса», в полном смысле «Мерседесом» не становится.

«AиФ»: — А комплекс С-400 «Триумф», принятый на вооружение в 2007 году, призван заменить устаревшие С-300?

И. А.: — Старые С-300 ПС будут заменяться на комплексы «Витязь», находящиеся у нас в финальной стадии разработки. С-400, по идее, должны закупаться в дополнение к более новым «трёхсоткам» ПМ, произведённым советской оборонной промышленностью в 80-х гг. Кстати, второй дивизион первого полка С-400 через несколько дней встанет на боевое дежурство под Москвой. До конца года будет изготовлена техника для третьего дивизиона.

«AиФ»: — Чем новые С-400 будут лучше проверенных С-300?

И. А.: — Всем! Дальность С-300 не превышает 250 километров, С-400 — 400 км. Количество целей, которые комплекс может сопровождать и сбивать, у С-400 вдвое больше. Грубо говоря, современный комплекс С-300 может сбивать самолёты, крылатые ракеты и оперативно-тактические баллистические ракеты на дальности до 200 км. А С-400 способен поражать всё, кроме межконтинентальных баллистических ракет.

«AиФ»: — Кто же будет заниматься ими?

И. А.: - В 2007 г. Военно-промышленная комиссия при правительстве приняла решение о создании единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) пятого поколения. Головной организацией определено наше ГСКБ. В рамках ЕС ЗРО разрабатываются комплексы разной дальности. Самый «ближний», до 5 км («Морфей»), будет на последнем рубеже добивать то, что прорвалось через предыдущие рубежи обороны. Потом идёт система «Тор», работающая на малой дальности. Среднюю дальность прикрывают «Витязи», о которых я уже говорил, далее — С-300 ПМ и С-400. Дальние и верхние рубежи должна сторожить мобильная система противоракетной обороны, которая пока разрабатывается.

Смотрите в инфографике: Как устроен зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф» →

«AиФ»: — Это то, что главком ВВС господин Зелин недавно назвал комплексом С-500?

И. А.:  Отвечу так: пока что единственной системой в мире, которая способна перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, остаётся советская ещё А-35, система обороны Москвы и московского промышленного района. Она была разработана в НИИ приборостроения, который ныне входит в ГСКБ «Алмаз-Антей». Кстати, 29 октября этого года на полигоне Сары-Шаган в Казахстане впервые за последние 10 лет осуществлён запуск такой ракеты. Всё прошло успешно и подтвердило, что противоракетный щит вокруг столицы всё ещё крепок. По крайней мере, в ближайшие 15 лет об этом можно не беспокоиться. Так вот, очень хотелось бы сделать что-то подобное, но уже не в стационарном варианте, как сейчас, а в мобильном, чтобы комплекс не был привязан к одному городу, а при необходимости мог защитить и Владивосток, и Мурманск, и Сочи.

Досье

Игорь Ашурбейли родился в Баку в 1963 г. В 1985 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «Автоматизация систем управления». В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию. В начале 90-х работал в бизнесе, связанном с телекоммуникациями, в 1994-м назначен заместителем гендиректора НПО «Алмаз» по внешнеэкономической деятельности. В 2000 г. возглавил ГСКБ «Алмаз-Антей». Женат, имеет сына.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как привести в порядок сад на участке после зимы?
  2. Сможет ли Россия заменить своего участника на «Евровидении»?
  3. Кто такой Валерий Козлов, ставший исполняющим обязанности главы РАН?


Получаете ли вы «серую» зарплату?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru