Примерное время чтения: 7 минут
26548

Время авианосцев. Кому, зачем и почём нужны самые большие военные корабли?

Авианосцы USS John C. Stennis (CVN-74), Шарль Де Голль, HMS Ocean (L12) и USS John F. Kennedy (CV-67) в сопровождении эскортных судов, 2002 год.
Авианосцы USS John C. Stennis (CVN-74), Шарль Де Голль, HMS Ocean (L12) и USS John F. Kennedy (CV-67) в сопровождении эскортных судов, 2002 год. Commons.wikimedia.org

Плавучие чемоданы

Изначально тон в авианесущих кораблях задавали англичане. В 1918 г., незадолго до окончания Первой мировой войны, на воду был спущен британский «Аргус», первый авианосец со сплошной полётной палубой от носа до кормы. Но первым в бою побывал не он, а британский же «Фьюриес» — его самолёты добились первой победы авианосной техники — сбили немецкий гидроплан. На нём же появился первый лифт для подъёма самолётов из ангара на палубу.

У построенных вскоре после окончания Первой мировой авианосцев типа «Глориес» сильных сторон ещё больше: первая катапульта, разгоняющая самолёт до скорости отрыва от палубы. Первый аэрофинишёр — система тросов, тормозящая самолёт при посадке. Первый «остров» — характерная для авианесущих кораблей надстройка, смещённая к правому борту…

HMS Argus в конце 20-х годов XX века.
HMS Argus в конце 20-х годов XX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Но англичане недолго пробыли законодателями авианосной моды. Ближе ко Второй мировой войне самыми крупными флотами «плавучих аэродромов» располагали США и Япония. Когда эти страны сцепились за господство над Тихим океаном, между ними стали происходить невиданные ранее битвы, в которых участвовали одни авианосцы. Первая — в Коралловом море (май 1942 г.) — закончилась вничью — американцы и японцы потеряли по одному авианосцу. В битве за Мидуэй, случившейся через месяц, США снова потеряли один корабль, а Япония — четыре. К концу войны авианосцев у Страны восходящего солнца не осталось вовсе. А у США, вступивших в войну с 7 авианосцами, их оказалось под сотню, причём 12 они потеряли в боях.

Японцам, правда, принадлежал другой рекорд — самый большой авианосец времён Второй мировой войны «Синано» с водоизмещением под 65 тыс. тонн. Он ухитрился сохранить своё первенство до ввода в строй американских атомных авианосцев в 60-х годах!

Авианосец «Синано» в море.
Авианосец «Синано» в море. Фото: Commons.wikimedia.org

Красные авианосцы

Нашей стране с флотом плавучих аэродромов как-то сразу не повезло. Первые проекты советских авианосцев относятся к середине 30-х годов. Предполагалось заложить их в 1941 г., но помешала война. После победы СССР при разделе флота нацистской Германии получил недостроенный авианосец «Граф Цепеллин», но воспользоваться им не сумел. Невезучего «Графа» использовали в качестве мишени на Балтике, отчего он вскоре затонул.

К послевоенной советской кораблестроительной программе 1946–1955 гг. разработчики подготовили аж 23 варианта строительства авианосцев. Ни один (!) принят не был.

Вспомнили об авианесущих кораблях в совершенно другую эпоху — в конце 50-х. Кто-то же должен был охотиться в просторах мирового океана на американские подводные лодки с баллистическими ракетами. Но и тогда вместо полноценных авианосцев начали строить противолодочные вертолётоносцы вроде крейсера «Москва» проекта 1123 с вертолётной площадкой на корме.

Проект 1143 уже имел угловую полётную палубу для самолётов вертикального взлёта и посадки Як-38. Нос же корабля был занят ракетным вооружением, что в корне отличало противолодочные крейсеры «Киев», «Минск» и «Новороссийск» от всамделишных авианосцев. Заложенный чуть позднее «Баку» (ныне индийский авианосец «Викрамадитья») имел уже две полётные палубы. Последовавший за ним «Рига», известный нам как флагман Северного флота России тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Кузнецов», от авианосцев отличался лишь отсутствием катапульт.

Этот недостаток собирались исправить на корабле, заложенном в ноябре 1988 г. на самом большом в стране «нулевом» стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве под именем «Ульяновск». Он должен был обладать также атомной энергетической установкой, водоизмещением 75 000 тонн (у «Кузнецова» — 55 000), способностью нести до 80 летательных аппаратов…

Когда корпус был готов на 20%, советским авианосцам снова не повезло — СССР распался. Властям независимой Украины военно-морской гигант был без надобности. «Ульяновск» разрезали на металлолом, причём разборка съела 80% от вырученных денег.

Рисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле.
Рисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле. Фото: Commons.wikimedia.org

Что нам стоит флот построить?

В ныне действующей Государственной программе вооружений до 2020 г. строительство авианосцев не предусмотрено. Если после этой даты руководство страны сочтёт возможным заняться этими кораблями, оно неизбежно столкнётся с рядом проблем. Для начала: где строить?

«Нулевой» стапель николаевского завода, на котором были собраны все советские ТАКРы, остался на Украине. Её власти вряд ли в ближайшее время дадут добро на строительство авианосца для российского ВМФ. Создавать что-то подобное с нуля (единственное российское предприятие, способное построить авианосец, «Севмаш», полностью задействовано на строительстве атомного подводного флота) не то чтобы невозможно, но… Этот проект по стоимости будет сопоставим с космодромом «Восточный», который никак не могут достроить в Амурской области. Выложив примерно 150 миллиардов рублей на инфраструктуру («Восточный» уже обошёлся дороже!), стране придётся тут же потратиться на строительство самого авианосца. О какой сумме идёт речь? Новейший американский авианосец типа «Джеральд Форд» (строят с 2009 г., в строй собираются ввести в этом году) уже обошёлся в 8,1 млрд долл. на строительство плюс 2,4 млрд на проектирование. Даже если наш будет вдвое дешевле…

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах