Нужно ли человеку бессмертие?

Фото:
Стоит ли человеку побеждать старость и смерть? Так ли нужно ли человеку земное бессмертие?

Автор:
AIF.RU

Опубликовано:
30 сентября 08 (17:43)

Увеличить шрифт

На вопросы читателей AIF.RU ответил Сергей Роганов – писатель, кандидат философских наук, автор концепции «смертного человека», многочисленных работ по философии и психологии смерти.

- Бессмертие - это ведь хорошо. Но, людей пугает процесс старения. Зачем жить вечно, если уже через 60-70 лет ты - старая развалина, а за ними-то вечность...

- Прежде всего, надо разобраться, о каком бессмертии вы говорите. То, что предлагает нам религия, в том числе и христианство, совсем не значит, что вы, как старая развалина будете существовать вечно после смерти. Бессмертна душа, а старение – это относится к плоти. Кроме того, бессмертие предполагает преображение душ, которое происходит в посмертном мире.
Но, если говорить о современных представлениях о «бессмертии», то это, прежде всего, различные технологии и уровень жизни, которые позволят для начала жить как можно дольше. Поэтому, ваше замечание – совсем в точку попадает! Ведь общества потребления (современные развитые страны) предпочитают бороться не за чистоту религиозных картин бессмертного существования, а со старением. Анти-эйджинговые программы в США, Европе - серьезный бизнес, и он все растет и разворачивается... В 60-70 лет превращаться в развалину - это уже не модно, в этом возрасте жизнь начинается совсем интересная, да и мудрость, феномен которой начали изучать психологи, это особое состояние сознания и психики, которое начинается именно после 60-ти.

- Но, попытка продлить существование чего-либо, это вроде как-будто у Творца закончились идеи по созданию новых форм, а дублировать старое - себе проблемы, на случай если вдруг осенит. 

- Вы правы в том смысле, что сторонников радикального изменения человеческой природы посредством новых технологий сейчас называют «человекобогами». Нам в истории очень хорошо знакомо, кто такой «человекобог». Именно так Федор Достоевский называл будущих социалистов и коммунистов. Теперь же перекраивать историю, планету не так интересно, как попытаться пересотворить самого человека, как-будто не было ни Бога, ни семи дней творения. Вы в своем замечании как раз указываете на то, куда стремятся сторонники земного бессмертия, - стать на место Бога. Насчет же того, остались ли у Творца идеи по новым формам – это лучше спросить у него самого.

- Является ли смерть частью логики пребывания человека в этом мире?


- Да, феномен смерти является частью логики. Диалектика Г. Гегеля - философия смерти, ведь негация (отрицание) это и есть смерть. Для экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. Сартр), для психоанализа (З. Фрейд) и многих других в 20 веке идея смерти - фундаментальное измерения бытия человека и процесса самоосмысления...
Но, есть и другой контекст. В вашем вопросе скрывается другой вопрос, - а в чем логика смерти? Зачем существует смерть, и какая польза человеку от смерти. Проще всего ответить – так устроен мир, но я хотел бы пояснить, что смерть живых организмов в том смысле, в каком мы ее понимаем, появилась как результат процессов старения, на определенном этапе развития эволюции.

- В чем собственно состоит целесообразность существующих (коротких) сроков жизни человека, какую позитивную роль играет его смерть - в плане эволюции, цивилизации или чего-либо?


- И старение, и смерть – результат возможности для организмов размножаться половым способом. Половое размножение – самое перспективное в процессе развития видов живых существ, поскольку позволяет получать очень большое разнообразие генетического материала, в отличие от других форм размножения – деления, почкования. Можно даже так сказать, - смерть есть прогресс эволюции в сторону появления мыслящих существ, т.е. нас с вами.

- Какого взгляда придерживаются создатели проекта искусственного продления жизни в отношении природы мышления? Понятно, что работа упирается в создание искусственного интеллекта?

- Да, над этим сейчас интенсивно работают ученые многих стран. В России тоже появляются центры и институты искусственного интеллекта, но пока это, увы, первые шаги.  На мой взгляд, основная ошибка многих исследователей заключается в том, что сознание сводится к интеллекту, а последний – к компьютеру. Возникает иллюзия, что достаточно сделать мощные программы и машина начнет мыслить, как человек. Сознание человека находится не в голове, хотя безусловно, невозможно без головного мозга. Но мозг, - не более чем инструмент. Сознание, мышление – это форма родовых общественных отношений и реализуется действиями поступками людей в обществе. Разница между человеком и компьютером – очевидна, - последний невозможен без работы всего общества.

- Вы не ошиблись отраслью, делегируя проблему радикального продления жизни именно биотехнологиям? Почему Вы считаете, что надо плясать от материи?


- Это не я делегирую, а современная наука, фантасты, различные ученые и исследователи. Так часто происходит в культуре, когда какое-нибудь научно-техническое движение тут же отождествляется с человеком и обществом. Считается, что технологии – инструмент создания нового человека. Так было всегда. Было господство механики, и весь мир и человек представлялся машиной, например, часами. А вспомните первую половину прошлого века, когда достижения индустриального мира давали повод фантастам рисовать гигантские картины нового человека и будущего планеты.
В действительности, современные биотехнологии - самый простой и эффективный путь избавляться от старения, от необходимости размножаться половым способом (уже, кстати, есть даже сервис – добровольная кастрация, как средство радикального омоложения.

- Бессмертие уже стало доступно в узких кругах? А вы, значит, хотите сохранить нынешний статус-кво в интересах узких кругов? Повернуть дело так, чтобы народ сам не захотел бессмертия?

- Почему «узких кругов»? Вспомните, - еще не так давно мобильный телефон и компьютер (ноутбук) были принадлежностью «крутого» бизнеса. А сейчас? Что вы понимаете под бессмертием и узкими кругами? Бороться за продление жизни – вот современное бессмертие. Анти-эйджинговая индустрия - очень мощных сегмент современного рынка услуг, начиная от медикаментов и заканчивая тренингами, фитнесами, пластикой и многим другим. Когда люди начинают бороться со старением, они начинают бороться ЗА биотехнологии…, За земное долгожительство. И тогда, - почему бы не бессмертие, чем плохо?
Обратите внимание - когда люди начинают передвигать свой пенсионный возраст к 70, в 60 видеть кризис среднего возраста, в 70 требуют переквалификации и возможности работать, - это уже не узкие круги, а массовое потребление…

- Тема, конечно, интересная. Но, мне кажется, вопрос «Зачем нам умирать?» - если положить руку на сердце, вторичен. Он вытекает из вопроса, который человек боится задать сам себе: «Зачем я живу?» Думаю, если перенести вопрос на всю цивилизацию, Вам интереснее будет на него ответить: «Зачем на Земле существует человечество?»

- Зачем нам умирать? - это вопрос к человеку - Зачем нам быть людьми? Человек стареет и умирает как родовое существо, в результате старения и полового размножения... Это отдельная и очень большая тема...
Зачем на Земле существует человечество - думаю, что это вполне уместный вопрос и не из раздела фантастики. Возможно, нам сложно на него ответить, поскольку мы только то приступили к изучении Галактики, космоса, Вселенной в целом. Но уверен, ответ на этот вопрос дадут, и очень скоро, - в силу каких законов развития вселенной неизбежно возникает и развивается человечество?

- А, Вам, как, надеюсь, человеку русскому и православному не кажется, что смерти вообще нет как таковой, есть лишь жизнь вечная и бесконечная.  То есть другими словами, смерти бояться не нужно, нужно лишь поступать так, чтобы заслужить и обеспечить своё дальнейшее существование.

- Я русский, но атеист. Считаю что старение и смерть - необходимый этап развития человека, возможность для него проходить свой путь как человеку. Разве не старением, размножением и смертью наказывал Бог первых людей? Хорошо. Будем жить как люди.

- Пока что все достижения человечества в этой области весьма теоретические. Человек, доживший до 100 лет, по сей день является большой редкостью. Разум человека имеет свои ограничения, и выше головы (выше замысла создателя), не прыгнешь. По-прежнему репродуктивный возраст женщины ограничен 40-летним возрастом, а выход на пенсию в самых «здоровых» странах не превышает 70 лет. Парадокс в том, что с возникновением бессмертия жизнь на земле прекратится. В результате перенаселения будет введена квота на рождаемость, дети станут редкостью. Жалкая кучка работоспособных граждан не сможет содержать растущее в прогрессии неработоспособное население пенсионного возраста, что приведёт к кризисам, революциям, войнам, саботажу, искусственному уничтожению технологий бессмертия.


- Так оно так, но возраст пенсионный не так давно приблизился к 70 годам. К тому же, теперь 70 лет - тот самый возраст, когда можно получить новую профессию, и начать деятельность на новом поприще... Читая отчет специальной комиссии при Президенте США, я сам удивлялся тому, насколько теперь 70-летие не рассматривается как предел, когда можно спокойно отдыхать на завалинке.
А кризис среднего возраста, который теперь, по оценкам европейцев вполне может случиться и в 60 лет? А, вспомните, Порфирий Петрович говорит Раскольникову - мне 40, я человек поконченный, а у вас вся жизнь впереди... Смешно? Это сказать сейчас 40-летнему, что он человек поконченный?!
Репродуктивный возраст ограничивается 40 годами? А искусственное оплодотворение, институт суррогатных матерей, искусственная матка, искусственное вынашивание плода, это как? Перенаселение, - да, аргумент. Но когда не было этого аргумента? В Риме? В Европе в 19 веке? в 20? Туристы в космос уже запросто летают, а на моей памяти планета с ума сходила, когда первый человек в космосе появился...
Дело, на мой взгляд, в другом, - человек замахивается не на переустройство планеты, не на переустройство биосферы, а на свою собственную природу, причем радикально, так, как никогда за все время истории не замахивался…
Не закончится ли эта погоня за земным бессмертием перерождение человека и его вымиранием как раз в тот момент, когда он приблизится к желанному земному бессмертию?

- Вам не страшно рассуждать про бессмертие?

- По-моему, о бессмертии рассуждать не страшно, вот о смерти и летальности - страшно...
Грезами о бессмертии спасается человек от своих страхов. И вот что интересно. Во второй половине 20 века отношение человека к смерти стало перевернутым, по выражению французского историка и культуролога Ф. Арьеса. Человек вытесняет все видимые признаки, символы смерти, умирания подальше с глаз. Безенчук в «12 стульях» торговал гробами на вокзале. Да и «похоронной» рекламы было достаточно. А вы сейчас где-нибудь видели открытую торговлю гробами или рекламу похоронных услуг?
А кладбища теперь, где находятся - за чертой городов, подальше... Когда-то могилы предков находились в центре поселений, у славян тоже. И надгробные камни были столами. И вся община собиралась в центре, и за этими столами отмечали все праздники, и стар и млад...
А хосписы сейчас где? - в сторонке, подальше...
А о суициде, которого в России 60000 в год, в два раза больше, чем от ДТП где-нибудь говорят? Нет. А психологическая помощь открытая в радиоэфире есть? Нет...
Где-нибудь есть телепрограмма о смерти, умирании, похоронах? Нет. В Германии запустили - в CNN об этом отдельной строкой сказали...
Страх смерти - отдельный феномен, и отдельная история....
Что касается меня, то мне ни о смерти, ни о бессмертии говорить совсем не страшно... Я просто никогда об этом по отношению к самому себе не думал. Чисто исследовательский интерес, ничего личного...

- Так-так! А с чего бы это такой вопрос вообще поднялся столь широко, а? Площадочку себе посадочную готовим, да? Мистер Чубайс хочет сделать бессмертие для себя, а вы значит, как в советские времена агитируете - колбасы на всех не хватит, так как она вредная? Зря стараетесь, уважаемый. Не оценят. Не возьмут с собой.

- Я разве в теме конференции предлагаю агитировать за бессмертие в обнимку с Чубайсом? Бог ему в помощь, Чубайсу... Мы как-нибудь по земному, по человечески разберемся…

- Из этой конференции я впервые узнала, что у людей, которые верят в вечную жизнь, мозг является жизненно важным органом. Идея возможности поменять даже сам мозг впечатлила. Видимо, для современного человека это давно назрело. Причем, сперва надо поменять мозг, а уже потом заняться омоложением и продлением жизни. В противном случае, зачем новая жизнь со старыми мозгами или вообще без оных? Заинтересовал и тот факт, что умереть с новыми мозгами оказывается не так страшно, как со старыми. А умереть еще и без морщин - вообще пробуждает энтузиазм! Ну, что ж, в загробный мир - с новым мозгом и лицом! Радуюсь!

- Вопрос замены мозга - приближается к реальности, хотя все это еще, конечно, эксперименты и теории. Но вот на Западе давно обсуждают проблемы пересадки мозга. Т.е. это обычная уже модель для различных споров. Самая главная проблема - сможет ли человек, мозг которого пересажен в новое тело «узнавать» себя, воспринимать себя как целого человека в новом теле, или, вся прошлая информация сотрется, и появится совершенно новый человек?
Судя по темпам развития информационных технологий, биотехнологий, на нашем с вами веку это случится... Ведь еще не так давно сомневались в возможности пересаживать жизненно важные органы... Вспомните - голова профессора Доуэля - красивая фантастика Беляева. Но в 50-е весь мир облетела фотография большой собаки, у которой на шее красовалась живая головка маленькой собачки. Наш хирург, - знаменитый Демихов так оперировал... На Западе даже появились такие новые течения как трансгуманизм, - возникновение принципиально нового человека, на основе научного и технологического прогресса... Вот и получается, что смерть можно смело выносить за скобки…

- А может это «смертельно опасное» для человечества бессмертие нужно не само по себе, а так же как та идея смерти, которая «спасает», т.е. заставляет жить, двигаться куда-то, стремиться?

- Вообще то, идея смерти - дело хорошее, хотя кому как, мне, например, ни холодно, ни жарко, я и так себе думаю и живу. И без идеи смерти, забот у человека хватает. Только теперь, вы правы, идея бессмертия вытесняет напрочь идею смерти: люди долго жить собираются. Много детей рожать-воспитывать - уже «старомодно», так что и без философий, смерть эту задвигают в угол со всех концов…

- Этот вопрос всегда меня мучил, сколько не помню себя я боялся смерти как и любой другой человек но с возрастом я понял одну вещь, то что так называемое «бессмертие» о котором рассказывают ученые вплотную приблизившиеся к вакцине от старости, это не дар, а проклятье. Я пришел к такому выводу, потому что природой не дано человеку жить вечно, такова человеческая натура, - получив объект желания (бессмертие), человек потеряет любовь к жизни, к тому, что заставляет нас жить ярко.

- Бессмертие как проклятие - эта мысль появляется постоянно в культуре... В основном – среди атеистов, естественников, ученых, революционеров. Главное, что понимать под бессмертием - просто ли невозможность умереть, или переход в иное измерение? Для коммунистических режимов – память о вождях бессмертна. Да и умирать стоит только во имя великих ценностей человечества. «И имя, и дело его переживут века!» - помните такой лозунг?

- Как-то в Новый год в Нью-Йорке брал интервью у людей на улице - нужно ли им бессмертие? Нет, говорят, не нужно. У группы «Ультрафутуро» есть проект, связанный с крионикой, но они считают, что никому не нужно вкладывать деньги в такую тему.

- Возможно, в крионику для всего человеческого тела или только мозга пока не вкладывают, и всего в США около 400 людей согласились на такое бессмертие. Но, ведь общества сражаются со старением и увеличивают среднюю продолжительность жизни, и это - гигантские инвестиции, гигантский сектор рынка и услуг... Если крионика еще отдает фантастикой, то тренинги, фитнесы, пластика, диетология, парфюмерия, гигиена - это все весьма прибыльно, потому что ВСЕ нужно сейчас людям…

- Мне бессмертие не нужно. Я вполне нормально себя чувствую с осознанием конечности своего бытия. И никакого нравственного волюнтаризма не испытываю. Жить надо достойно, просто потому, что надо и никакие химеры рационализма меня с этого пути не сбивают. «Добродетель сама по себе награда».


- Тоже позиция, никто не спорит... У каждого свое бессмертие. Думаю, что это право каждого - выбирать то, что ему удобно и комфортно, на земле ли, на небесах…


Система Orphus

Представьтесь, пожалуйста

Ваш E-mail (для обратной связи)

Получать извещения об ответах на этой странице

Нам важно ваше мнение

Синхронный перевод с транслита


Отправить

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на сайте aif.ru!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • - Сообщение не должно содержать более 1500 знаков (с пробелами)
  • - Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
  • - В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • - Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • - Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте aif.ru. Вы также можете общаться друг с другом, заведя себе дневник на blog.aif.ru.

Администрация сайта (адрес для связи: moderator@aif.ru)



Комментарии:

Hoenhime / 04.11.2009 02:42:
Бессмертие это конец экзамена и начало игры...

Сергей / 11.02.2009 06:40:
Понятие "бессмертный" по отношению к живому существу некорректно.Любое живое существо может умереть, погибнуть от болезни, несчастного случая или насилия.Поэтому со 100%-ной уверенностью можно сказать,что во всей Вселенной бессмертных живых существ не было,нет,и не будет.А есть нестареющие или бесконечно долго живущие.
Причина болезненности и старения человека одна-неспособность мозга взрослого человека содержать тело в идеальном,молодом состоянии. Посмотрите на свои детские фото и
сравните лицо на них со своим теперешним лицом.
Изменилось.В худшую сторону.Голова стала не такой большой,как раньше. Интересно.Я расту,а голова уменьшается.Лоб стал каким-то
"неинтеллектуальным".Нос выдавила неизвестная сила,а у кого-то вообще "крючком" согнула.
Появляются мысли вроде такой: -"планетарное притяжение плющит череп людей"-но как-то странно
плющит,в сторону задней части нижней челюсти,т.е. именно туда,где крепится нижняя часть жевательной мышцы. А ведь мы всю жизнь активно используем эти мышцы - жуём.Силы этих мышц достаточно,чтобы деформировать "рабочее место" мозга,не дать ему
работать полноценно.Для того,чтобы
проверить-причина старения это или нет,нужно много времени,хотя бы лет 100.Поживём-увидим.
Что касается влияния деформации на
здоровье-проверено,влияет.
Возвращение "рабочего места" мозга к идеальному приводит к улучшению настроения,работоспособности
мозга,нормализации артериального
давления,расширению кругозора, снижению агрессивности и т.д.Минусов не наблюдается.
Внешний вид лица в мои почти 50 лет приближается к детскому.
В общем,людям, которые хотят жить долго и оставаться при этом молодыми,нужно следовать одному правилу:отремонтируй машину,потом катайся.До сих пор получалось наоборот:катаемся без ремонта,пока окончательно не "ляжет".

P.S.Когда на сайте появится возможность добавления к тексту сообщения изображения,пришлю
схемы деформации и "возвращения".

Спасибо за интерактивность и возможность высказаться без никому не нужной регистрации.

Гала / 03.10.2008 08:55:
 "Человек вытесняет все видимые признаки, символы смерти, умирания подальше с глаз.." Зато горы трупов в криминальной хронике и фильмах, смакование прямо - парадокс?

Читать все комментарии (14)    



Смотрите также

Читайте сегодня

А вы что думаете?

Как напугать мобильного оператора
Когда моя дочь подцепила SMS-вирус и обратилась в предствительство Майкрософт, её "послали" в фирму-изготовитель ноутбука (Sony, ПО предустановленное). Сайты DrWeb и Kaspersky не помогли. Помогло обращение к сотовому оператору, предоставившему мошенникам четырёхзначный номер - с угрозой обращения в прокуратуру. обсудить

Памяти Анны Самохиной
Часто писали об Анниной красоте. Ну что же не заметить её было невозможно. Но как восхитила меня эта хрупкая женщина, сказав, что красивой всегда могут быть только бездельники. "Никакой человек не может быть всегда красивым, и я тоже." Как плохо, что такой женщины не стало! обсудить

Русские олигархи и английский полусвет
Бедный Аль-Файед, как не пыжился, но так и остался в глазах приличных англичан арабом с кучей бабок. Вот и наши вынуждены там самоутверждаться за счёт многомилионных покупок и тусовок с участием дам и господ полусвета, ибо приличные туда не идут - репутация дороже, а какая ж будет репутация после зависания на вечеринках, устроенных русским ворьём? обсудить

 
Принять участие в других опросах

09.02.2010, Москва

Солнечно

вечер -6 - -8°С

ночь -8 - -10°С

утро -8 - -10°С

день -6 - -8°С

Партнеры