aif.ru counter
AIF.RU 131

Реформы образования в России: есть ли в них толк?

Почему чем больше реформируют российское образование, тем ниже интеллектуальный потенциал

Выпускники начали с ужасом готовиться к Единому госэкзамену (ЕГЭ). Почему с ужасом? Да потому что, ещё будучи экспериментом, ЕГЭ довёл до самоубийства нескольких детей. И это лишь одна сторона реформы нашего образования, которая началась давно, но никак не закончится. Другая - новая схема оплаты труда учителей. Она, по мнению многих, уничтожит сельские школы. А тут ещё министр образования выступил с революционной идеей - школьникам, мол, не нужна высшая математика… К чему всё это ведёт, пытались разобраться журналисты «АиФ» и эксперты.

На сайте zavuch.ru учителя собирают подписи под письмом президенту. Главная мысль послания: учитель не только не получил обещанной прибавки, но и поставлен в унизительное положение, когда его зарплата зависит от обстоятельств, совершенно не зависящих от него.

Например, от количества учеников в классе. Чем меньше детей сидит за партой, тем меньше зарплата. В самом большом проигрыше оказываются малокомплектные сельские школы. Детей в них просто неоткуда взять.

Фойе школы № 1 города Малоярославца Калужской области наполнено весёлым визгом первоклашек и сладким запахом горячих ватрушек - в школе пора обеда.

- Школа № 1 - самая большая в городе. Здесь 1104 ученика, 66 учителей, - рассказывает заведующая РОНО Мария Шапетько. - Детей много, учатся в две смены. Школа уже перешла на новую систему оплаты труда (НСОТ). В итоге зарплата учителя выросла на 60%.

Плюс к зарплате

В чём суть новой системы? Существовавшая раньше тарифная сетка с разрядами отменена. Теперь зарплата учителя состоит из двух частей: базовой и стимулирующей.

Базовая часть - это сумма, которая рассчитана школьной бухгалтерией ещё к 1 сентября. Она складывается из «ученико-часов» (количество проведённых уроков умножается на число детей в классе), классного руководства, проверки тетрадей, квалификационной категории педагога (присваивается после аттестации), приоритетности предмета (математика оплачивается выше физкультуры) и т. д. Базовая часть зарплаты не меняется в течение года, поскольку все величины постоянны.  Вторая часть зарплаты - стимулирующая. За любую инициативу или результат полагается денежка. Провёл открытый урок - к зарплате плюсуется тысяча рублей, твой ученик победил на областной олимпиаде - ещё 2000, свозил детей на экскурсию - 500, работал с отстающими - 300. Правда, миллионером не станешь. В малоярославецкой школе 100 тыс. руб. «cтимулирующих» в месяц на весь коллектив. В каждой школе эта сумма зависит от возможностей местного бюджета.

- Средняя зарплата наших учителей - 12 тысяч рублей, - говорит директор школы № 1 Раиса Пронченко. - Со стимулирующими добавками некоторые педагоги зарабатывают и до 25 тысяч в месяц. Самая маленькая зарплата - 8 тысяч. Этот педагог просто проводит уроки и уходит домой. Ей не до дополнительных занятий с чужими детьми - у неё своих дома трое. Но ведь их кормить надо, а по этой системе или работай с утра до ночи, или к детям беги.

Отказ от уравниловки - самое болезненное в НСОТ. Многие не были готовы к этому чисто психологически. Было много обид. «Почему мне меньше? А ему за что больше?» - эти вопросы звучали в бухгалтерии постоянно. Стимулирующие выплаты обсуждаются комиссией, в которую входят даже родители.

Больше всех нововведению рады молодые педагоги. Ведь зарплата учителя-первогодка начиналась с 2800 рублей тарифной ставки 8-го разряда, которую никак было не перепрыгнуть. Теперь молодёжь буквально рвёт друг у друга из рук «педагогическую нагрузку». Никого не надо уговаривать повышать квалификацию, участвовать в конкурсах, готовить детей к олимпиадам.

Жизнь малышей

Самая маленькая школа в Малоярославецком районе - Берёзовская, в ней 56 учеников. 

- Когда в классе 4 ученика, то многие считают - детям от этого плохо. Нет коллектива, не с кем якобы соревноваться. А я считаю - им, наоборот, повезло. Дремать учитель не даёт и, по сути, занимается с каждым индивидуально. Наши выпускники спокойно поступают в московские вузы, - рассуждает директор Берёзовской школы Ольга Сорокина.

Зарплата здесь 8 тыс. руб. Но до введения НСОТ она была и того меньше. Один ученико-час в сельской школе стоит дороже, чем в городской. Но на такую хитрость можно рассчитывать, если в бюджете района есть деньги. Нет - школе конец.

- Решение о закрытии школы принимается, исходя из комплекса соображений, где материальная сторона совсем не на первом месте. Мнение родителей обязательно учитывается, - говорит М. Шапетько. - В одной из деревень родители отстояли школу, где училось 4 ученика. Но через год сами перевели детей в другие школы района, где качество обучения выше. Но школа - это часто единственный признак жизни в деревне, она заменяет собой и клуб, и библиотеку, и спортивный комплекс. Закроют школу - умрёт деревня…

Наталья Бояркина, Калужская обл.

Перекосы

Хочу учиться дома!

В Псковской области в 2005 г. было 436 школ, а к началу 2008-го - только 330. Сельские школы безжалостно укрупняли. Но были и сопротивляющиеся. В Себежском районе родители детей из Малаховской основной школы выиграли два суда (районный и областной), отстаивая право своих детей (учеников 5-9-х классов) не только учиться по месту жительства, но, в конце концов, жить у себя дома с мамой и папой!

Во взбунтовавшейся против ликвидации Малаховской школе учителям в 2007 г. открытым текстом говорили: у области нет денег на вашу зарплату. Но учителя и родители добились своего: школу сохранили, дети живут и учатся дома, педагоги получают приемлемую зарплату. Как добились? Дело в том, что в эту школу ходят дети из всех близлежащих деревень. И если бы школа была ликвидирована, деревни бы фактически исчезли. Буквально за жизнь и боролись ученики, учителя и родители.

Еленя Ширяева, «АиФ-Псков»

Математика не нужна

Грамотность - на нуле

Недавно министр Андрей Фурсенко и ректор МГУ Виктор Садовничий предложили исключить из программы средней школы основы высшей математики - этот предмет, по их мнению, «перегружает и убивает креативность».

А как быть с преподаванием истории? За последние 20 лет наше отношение к прошлому и его героям менялось неоднократно.

«Даже если у вашего ребёнка гуманитарный склад ума, изучение математики ему необходимо - оно способствует развитию интеллекта, умению думать и грамотно излагать мысли, - считает Елена Седова, зав. Центром естественно-математического образования Института содержания и методов обучения РАО. - Это сомнению не подлежит, так как проверено веками».

«Для кого-то нестабильность системы образования явно выгодна, - уверен Энвер Абдулаев, главный редактор научно-методического журнала «Преподавание истории в школе». - Со времён перестройки дважды радикально менялась сама концепция истории: в начале 90-х перешли от советско-коммунистической к либерально-очернительской, а затем, в начале 2000-х, - к патриотически-либеральной концепции. Учителю работать стало тяжелее, а историческая грамотность школьников (как, впрочем, и грамотность вообще) упала до нуля. Часть выпускников в лучшем случае зазубривают ограниченный набор дат, имён, событий, но у них отсутствуют логика в ответах, понимание исторических закономерностей. Они не могут отделить главное от второстепенного, проследить цепочку взаимосвязей».

Основные шаги в реформе школьного образования

Переход на 11-летку

В начале 2000-х среднюю школу стали переводить на 11 лет обучения. С 2008 г. 11-летка стала обязательной. Сейчас обсуждается идея перехода на 12-летнее обучение.

Недостатки. Ряд экспертов утверждают: 10 лет - оптимальный срок обучения в средней школе. Из-за внедрения «обязаловки» учителя вынуждены переводить в старшие классы откровенно слабых учеников, которые не тянут программу.

Введение Единого госэкзамена (ЕГЭ)

Эксперимент стартовал в 2001 г. в пяти регионах России. С 2009 г. он станет единственной формой выпускных экзаменов. ЕГЭ является одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и средние специальные учебные заведения.

Недостатки. Престижные вузы вынуждены вводить к себя дополнительные вступительные экзамены. Тестовая система ЕГЭ не способствует развитию навыков мышления.

Оптимизация сети образовательных учреждений

Так на чиновничьем языке называется программа упразднения малокомплектных сельских школ. Только в 2008 г. было закрыто 2600 сельских школ.

Недостатки. Для ежедневной перевозки детей туда-обратно необходимы хорошие дороги  и транспорт, а они есть далеко не во всех оегионах. Увеличилась доля дистанционного обучения, а оно не даёт желаемого уровня знаний.

Отраслевая система оплаты труда

Размер дохода преподавателя будет зависеть от численности учащихся, количества подготовленных победителей олимпиад и других факторов.

Недостатки. Неравенство в доходах. Сельские учителя будут получать значительно меньше.

Введение религиозного образования

С 2006 г. в качестве эксперимента «Основы православной культуры» изучались в 15 регионах. С 2008 г. они стали обязательным предметом в пяти регионах. В некоторых школах учат наизусть молитвы, а к преподаванию привлекают священников.

Недостатки. Противоречие Конституции РФ, федеральных законам «Об образовании» и «О свободе совести...». Россия - многоконфессиональная страна, значит, возможны конфликты регионального уровня, а также судебные иски со стороны родителей-атеистов.

От редакции

То, что количество не всегда переходит в качество, мы убедились на примере нашей экономики. Денег было много, а результат мы пожинаем все вместе. И уж точно большее количество учеников в классе не способствует глубине знаний.

«Сейчас нет госзаказа на образование детей - так, как это было раньше», - говорит Анна Мехед, лучший учитель России 2007 г. По закону ответственность за воспитание и образование несут родители, а государство не обязывает школу отвечать за это.

А если так, можно всё - упразднять, уменьшать, сокращать. Возможно, это сэкономит деньги в среднесрочной перспективе. Но, очевидно, это бьёт по будущему. Вот американцы сейчас, в кризис, увеличивают ассигнования на образование - строительство и модернизацию школ...

Читайте также:

Кому на руку ЕГЭ?

Материалы подготовили: Юлия Гарматина, Индира Кодзасова, Ирина Павлова, Дмитрий Писаренко, Мария Позднякова

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Обязательно ли удалять аппендикс при аппендиците?
  2. Зачем предупреждать авиакомпанию, если опаздываешь на самолет?
  3. Что за опасный астероид, угрожающий Земле, обнаружили учёные?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ