aif.ru counter
7082

Нечитающие. Почему наши дети не могут написать сочинение?

Статья из газеты: АиФ. Здоровье №9 27/02/2014

Со следующего года выпускники обязаны будут писать на ЕГЭ сочинения. А теперь Госдума предлагает включить в ЕГЭ по русскому языку еще и устную часть. Справятся ли наши дети с новыми экзаменами?

Со следующего года выпускники обязаны будут писать на ЕГЭ сочинения, но ещё даже не решено, как их учитывать - то ли как дополнительное преимущество при равных баллах (в портфолио), то ли как отдельный экзамен. 

Между тем учителя русского языка и литературы пребывают в лёгком шоке - ведь научить писать сочинения за несколько месяцев практически невозможно.

«Сегодняшние дети не умеют писать, - говорит Татьяна Мавлютова, учитель русского языка и литературы московской школы № 1690. - Если в прежние времена около 30-40% учеников могли хорошо излагать свои мысли, то теперь - 1-2 человека из класса. Главная причина - они почти не читают. И это беда! Многие дети предпочитают прочитать краткое содержание программных книг в хрестоматиях, нежели знакомиться с полным текстом произведений классиков. А раз перестают читать, сразу сужается круг лексики: в сочинениях бесконечно повторяется глагол «был» или один-единственный эпитет - «красивый лес», «красивое поле», «красивое небо»... Ещё одна серьёзная проблема - клиповое, картиночное мышление, которое провоцируется особым способом подачи информации по ТВ и в Интернете. Детей приучают воспринимать мир как набор быстро чередующихся фактов и событий, слабо связанных между собой. В итоге больше 50% старшеклассников сегодня не могут осилить серьёзные произведения наподобие «Войны и мира». Дойдя до конца книги, они забывают, что было в начале, как связаны между собой герои, их жизнь не складывается у них в единую картину мира». 

«Раньше в 10-м классе было 4 часа литературы, сейчас 3, а объём материала остался таким же, - говорит Роман Балашов, учитель русского и литературы московской гимназии № 1748 «Вертикаль». - Дети просто не успевают прочитать книги, не говоря уже о том, чтобы вникнуть в написанное. А ведь в сочинении надо привести примеры из прочитанной литературы». 

Причина беды понятна, неясно только, как решать эту проблему. Например, до сих пор не дан ответ: кто и по каким критериям будет оценивать выпускные сочинения? Будут ли разные подходы к тем, кто поступает в технический вуз или гуманитарный? Хватит мучить учителей и учеников постоянными непродуманными новшествами, надо довести до разумного конца хотя бы то, что уже начато. А ещё неплохо было бы ввести сочинения и для аттестации самих чиновников. Чтобы они научились писать законы и постановления с первого раза, а не отправляли их постоянно на доработку, переписывание и пересмотр. 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (3)
  1. прощеговоря
    |
    09:54
    28.02.2014
    0
    +
    -
    "неплохо было бы ввести сочинения и для аттестации самих чиновников. Чтобы они научились писать законы и постановления с первого раза, а не отправляли их постоянно на доработку, переписывание и пересмотр" - законы "пишут" думские - кандидатов в депупеты надо тестировать, пусть и ЕГЭ сдают и сочинения пишут. Складывается впечатление, что любой из относящихся к власти в нашей стране, из всей школьной программы освоил только четыре математических действия в свою пользу!
  2. Учитель из глубинки
    |
    13:12
    28.02.2014
    0
    +
    -
    В результате всех инновационных здоровьесберегающих оптимизаций по выработке основополагающих компетенций и универсальных учебных действий чиновники возвращаются к традиционной советской схеме? Господа, ставлю вам -10 по основам проектирования (есть нынче в школе и такой предмет).
  3. Антон Байков[vkontakte]
    |
    00:30
    02.08.2015
    0
    +
    -
    В номере эта тема была оформлена в виде "вопроса" читательницы, которая жалуется на введение устной части и говорит, что её сын-десятиклассник не умеет "связно писать и устно излагать мысли"... А здесь учителя жалуются, что дети не успевают читать... Так разве эта проблема государства - что школьники не умеют излагать мысли и не успевают читать??? Вместо того, чтобы запихивать ребёнка в кучу секций, пусть дома читают! Пусть читают на школьных каникулах! Пусть разиваются, в конце концов и УЧАТСЯ писать и излагать мысли. А то убрали час литературы - и уже кричат караул. Значит, надо продуктивнее работать на уроках, чтобы учитель увлекал ученика. Проще всего жаловаться на государство!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о россиянах, находящихся на борту задержанного Ираном танкера?
  2. Что известно о здоровье боксера Максима Дадашева?
  3. Ждать ли в России аномальной жары и на какой срок можно делать прогноз?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ