Виктор Булатов 0 348

Дети в центре всего. Режиссёр Ханс-Йоахим Фрай - о работе в «Сириусе»

В 2014 г. в Сочи по инициативе Владимира Путина был создан уникальный образовательный центр «Сириус» для одарённых детей.

Ханс-Йоахим Фрай.
Ханс-Йоахим Фрай. © / www.globallookpress.com

Каждый месяц сюда приезжают 600 подростков, чтобы поучиться у настоящих мастеров своего дела — скажем, художника Сергея Андрияки, пианиста Дениса Мацуева, тренера Елены Чайковской и многих других знаменитостей. «Сириус», между прочим, появился под эгидой фонда «Талант и успех», так что неслучайно нашим собеседником сегодня стал художественный руководитель фонда — известный немецкий оперный режиссёр и продюсер Ханс-Йоахим Фрай.

Акустические соблазны

Виктор Булатов, «АиФ»: — Легко ли вы откликнулись на предложение работать в России?

Ханс-Йоахим Фрай: — Я работаю по всему миру уже давно. И в России бывал частенько — особенно в последние 9 лет. Без преувеличения могу сказать: объездил почти всю страну.

С 2013 г. я советник генерального директора Большого театра, а с 2017 г. — художественный руководитель образовательного фонда «Талант и успех». Мне сейчас 52 — возраст вполне подходящий для того, чтобы браться за решение новых и неожиданных задач. Так что раздумывал я недолго. Проект амбициозный и крайне важный для России. Да и не только для России: «Сириус» — уникальный пример всему миру, здесь есть чему поучиться всем. Собственно, сюда и едут из многих стран гости, представляющие сферы образования, науки, искусства и спорта.

Кстати, определённую роль в том, что я взялся за эту работу, сыграло и то, что в рамках проекта мне поручили открыть новый концертный зал для оперы, балета и симфонической музыки.

— А что за задачу вы сами перед собой поставили? Чем должен стать «Сириус»?

— Кроме сильной образовательной платформы здесь уже формируется Парк науки и искусства. Это будет действительно инновационный парк с высокотехнологичными научными лабораториями, выставочными пространствами, современными концертными площадками. Парк, где можно, с одной стороны, увидеть лучших исполнителей классической музыки и балета, оценить достижения науки и техники, а с другой — сформировать своё представление о мире и возможностях, которые он открывает.

Я большой сторонник идеи Европы от Лиссабона до Владивостока. Мне кажется, это абсолютно нормально — перемещаться внутри единой и связанной многими нитями Европы.

Меня эта работа сейчас поглотила целиком. Не буду бежать впереди паровоза, скажу только, что всё будет на самом высоком уровне. А чтобы вы оценили, скажу: например, за качество звука в новом концертном зале будет отвечать сам Ясухиса Тоёта — таких специалистов по разработке акустических систем для залов, поверьте, в мире немного. Среди его работ акустика Дома музыки в Хельсинки, филармонии в Гамбурге, концертного зала имени Уолта Диснея, зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Нам с коллегами важно ещё помочь в формировании новой среды и условий для привлечения в Сочи туристов, ориентированных на такой вот культурный отдых. Во всём мире есть люди, которые не мыслят жизни без музыки, живописи или балета, и есть бизнес, который обеспечивает эти потребности. В Сочи есть хорошие отели и здравницы, уникальные природа и климат. А теперь будет ещё и возможность совместить отдых и встречи с мировыми звёздами классической музыки, оперы, балета и джаза. Согласитесь, это заманчиво.

Чем вдохновляет Сочи

— Сколько времени вы проводите в Сочи?

— Больше, чем где бы то ни было. А в следующем году буду бывать здесь ещё чаще. В конце этого года я покидаю пост художественного руководителя и председателя правления концертного общества LIVA в Линце (Австрия), одновременно с этим оставляю руководство концертным залом «Брукнерхауз» и Брукнеровским фестивалем. Времени на работу в Сочи будет больше — тем более что жить здесь мне нравится!

— Коллег не удивляет ваш выбор? Вообще насколько ощутима разница в работе режиссёра и продюсера в России и в Европе?

— Вначале многих моё решение пойти таким необычным путём — с Запада на Восток — удивило. Но для меня это совершенно естественный выбор. В Сочи я востребован. Проект меня воодушевляет — что ещё надо?

И вообще я большой сторонник идеи Европы от Лиссабона до Владивостока. Мне кажется, это абсолютно нормально — перемещаться внутри единой и связанной многими нитями Европы.

Работа с одарёнными детьми - основополагающая идея этой школы.
Работа с одарёнными детьми - основополагающая идея этой школы. Фото: ОЦ "Сириус"

Что касается работы режиссёра, то всегда можно обнаружить различия. Дело не в том, в какой стране ты работаешь, — каждый театр имеет свои особенности, у каждого есть своя художественная идентичность. Нельзя, обобщая, сказать, что в России это вот так, а в Германии как-то иначе. Везде своя специфика. Важно быть к этому готовым.

За последние годы я поставил как режиссёр немало спектаклей в России, так что, мне кажется, знаю неплохо, в какой форме здесь можно работать. Этот опыт и в «Сириусе» очень кстати.

В музыке, в искусстве у нас у всех есть общий и понятный всем язык нот, язык красок, линий, букв, звуков и жестов. Неважно, откуда ты, из какой точки мира, — всё подлинное понятно каждому.

— Но в Сочи вы работаете в основном с детьми.

— Да, работа с одарёнными детьми — основополагающая идея образовательного центра. Они в центре всего. Я бы не стал говорить, что российские дети чем-то отличаются от других детей в мире. Каждый ребёнок индивидуален и чуток ко всему настоящему. А в музыке, в искусстве у нас у всех есть общий и понятный всем язык нот, язык красок, линий, букв, звуков и жестов. Неважно, откуда ты, из какой точки мира, — всё подлинное понятно каждому.

Большая и неизвестная

— В последнее время трудно избавиться от ощущения, что европейцы не очень дружелюбны по отношению к России. Как вы к этому относитесь?

— Я бы хотел ещё раз подчеркнуть: для меня чрезвычайно важен единый европейский дом, в котором определяющее значение имеют культура и искусство. Они объединяют. Они говорят на международном языке, понятном каждому. Они возводят мосты, сближают народы и страны, ведут к взаимопониманию.

Культура создаёт общую идентичность. В XIX в. было нормой, что произведения Верди исполняли в Санкт-Петербурге, а творения русских композиторов в Милане. И в современном мире культура оставляет нам шанс понять друг друга. Мы в самом деле живём в одном европейском доме, где у Чайковского, Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Вагнера, Брукнера и Малера общая традиция.

— Нередко в наше время люди, услышав слово «патриотизм», напрягаются: нет ли за этим подвоха? А на ваш взгляд, русский патриотизм отличается, скажем, от немецкого, австрийского или ещё какого-то?

— Патриотизм — это любовь к Родине, и, конечно, в России он сильнее выражен. После победы в войне 1941-1945 гг. воспитанию патриотизма здесь уделялось много внимания. В Германии и Австрии наоборот — это страны, развязавшие Вторую мировую и проигравшие в ней. И многие годы спустя у западноевропейцев сохраняется чувство стыда за произошедшее, за миллионы невинных жертв, за холокост, за преступления перед другими народами. Так что в Германии и Австрии с понятием патриотизма всё сложнее.

Мне импонирует то, что в России связь между прошлым, настоящим и будущим воспринимается как основополагающая ценность.

Если ты в Европе, в той же Германии или Австрии, говоришь, что ты патриот, это сразу приравнивается к понятию «националист». При этом для меня патриотизм — это любовь к Родине, это нечто очень важное, в том числе и как форма самоидентификации каждого человека, народа.

Поэтому мне импонирует то, что в России связь между прошлым, настоящим и будущим воспринимается как основополагающая ценность. Здесь не предана забвению Русская православная церковь, здесь помнят и чтят своих героев, здесь настоящей любовью к Родине — патриотизмом — живут миллионы граждан. Важно сохранить такую форму идентификации, передать её будущим поколениям. Я счастлив, что здесь у меня есть возможность узнавать об этом больше, и был бы рад, если бы такой подход служил примером для всех европейских народов.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое интифада?
  2. Куда идет российский газ из хаба в Австрии, где произошло ЧП?
  3. Из-за чего случился конфликт вокруг программы Comedy Woman?



Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ


Новое на AIF.ru