Оживить робота. В Москве открылась первая в России Школа юного хирурга

«Внимание! В приёмное отделение скорой помощи доставлен больной без сознания!» «Пациент Неуклюжев доставал котёнка с дерева и упал с 3 метров!», «Пациент Несвезлоев изрезал левую руку оконным стеклом!»

Все инструменты у школьников настоящие.
Все инструменты у школьников настоящие. © / Ольга Костенко-Попова / АиФ

Несерьёзные фамилии пациентов - единственное, что напоминало о некоторой по­становочности «медпроцесса» на открытии Школы юного хирурга в Российском национальном исследовательском медицинском университете (­РНИМУ) им. Пирогова. Остальное - выплески «крови» из вен и артерий, крики «Мы его теряем!», точная и быст­рая работа врачей - выглядело натуральнее, чем сериал «Скорая помощь». И неважно, что оперировали в основном роботов, резали свиные внутренние органы, а некоторые девчонки не могли сдержать писк при виде развороченных ран. Всё было максимально по-взрослому. Юмора добавляли разве что сами врачи-наставники, подстёгивая юных хирургов словами: «Представьте, что к вам в отделение пришла свинья-призывник и утверждает, что у неё язва и в армию ей идти никак нельзя. И от того, найдёте вы эту язву у неё в желудке или нет, зависит вся её свинская жизнь».

Профессию надо «пощупать изнутри»

«А вдруг этот человек пловец и у него объём лёгких нестандартный? А мы его откачиваем как обыкновенного пациента. И ведь не спросишь - без сознания, как назло», - старше­классники Даниил Александровский и Олег Новиков (на фото) успевают шутить, оказывая первую помощь роботу «в отключке». На всё про всё 10 минут - потом переход на следующий объект. Их в «хирургическом квесте», которым Школа юного хирурга ярко отметила своё открытие, более десятка одновременно на нескольких этажах Учебного центра им. Пирогова: останавливают кровь, делают дыхание «рот в рот» или успокаивают нервную беременную. 

Такие даже робота оживят!
Такие даже робота оживят! Фото: АиФ/ Ольга Костенко-Попова

Меня поражает, как уверенно и хладнокровно ребята «ныряют» в раны. Спрашиваю: «Откуда такой самоконтроль и навыки?» «Занятия у нас были пока всего неделю. Правда, с утра до вечера, - поясняет Даниил Александровский. - Но многие учатся в медицинских классах, кроме того, какие-то навыки на уроках ОБЖ приобрели. По­этому не страшно, хотя, когда мы откачивали робота без сознания, так давили ему на грудь, что мне казалось - сейчас лёгкое-муляж разорвётся, как грелка резиновая! Самые главные чувства - восторг и благодарность. Я лично абсолютно счастлив от такой возможности «пощупать изнутри» работу, о которой с детства мечтаю. В семье врачей нет, но я чётко решил стать хирургом-онкологом. Хочу спасать людей, потому что у меня много родст­венников, увы, столкнулось с онкологией. Много чему ещё придётся научиться. Но главное, что я понял от хирургов-наставников, - нужно сопереживать пациентам, видеть в них людей, а не тела. Это мне очень близко: решив стать врачом, я не резал лягушек, а выращивал бабочек из гусениц. Даже махаонов!»

Никаких татуировок! 

«Ребятам, попавшим в нашу летнюю хирургическую школу, можно только по-хорошему позавидовать, - озвучивает взрослую позицию врач-хирург, кандидат медицинских наук Тарас Нечай. - Они смогут ко всему прикоснуться, всё попробовать, понять, что хирургические иглы такие непривычно кривые, потому что другими человека не зашьёшь! Нас в своё время в медицинском институте мало к чему подпускали, рану рассматривали из третьего ряда... А тут просто фантастика: школьники и узел хирургический настоящий наложить смогут, и аппендикс - пусть у робота, но максимально «человечного» - вырезать! Очень важно, что они сейчас, пройдя своеобразный тест-драйв профессии, смогут понять - ехать им дальше или сойти. Решили ехать - двигайтесь к цели, не нарушая правил. Такой мой первый совет. А второй: хотите стать действительно уважаемыми врачами - ну не делайте себе татуировки на видных местах и не красьте волосы в синий цвет! Хирург должен вызывать у пациента доверие и уважение, а не шок!»

«Я бы и сам сейчас с ребятами по объектам пробежался, - улыбается профессор, проректор по лечебной работе РНИМУ им. Пирогова Христо Тахчиди. - Вон как у них глаза горят! Тут ведь важно что? Даже если кто-то не пойдёт дальше учиться на врача, но всё же на всю жизнь получит уникальные навыки медицинской грамотности. А кто-то, может, наоборот, внезапно влюбится в нашу профессию! Вот я, например, совершенно случайно попал в медицину: увлекался физикой и математикой, но, когда я был в 8-м классе, очень тяжело заболел отец. Приехал его спасать дядя - врач, романтик профессии, и за полтора месяца я чётко и бесповоротно от него «заразился» - решил стать врачом».

Хирург Тарас Нечай подбадривает девчонок, исследующих свиной желудок: «Как я погляжу, ко мне пришли уже практически готовые врачи-эндоскописты!»
Хирург Тарас Нечай подбадривает девчонок, исследующих свиной желудок: «Как я погляжу, ко мне пришли уже практически готовые врачи-эндоскописты!» Фото: АиФ/ Ольга Костенко-Попова

На человека больше всех похожа... свинья

Что мне особенно понравилось - серьёзный пилотный проект РНИМУ им. Пирогова при поддержке столичного Департамента образования сделан максимально научно и профессионально, но «облегчён» за счёт знаменитого врачебного юмора. Летние занятия названы иронично «Острая кишечная непроходимость. Ты туда не ходи, ты сюда ходи» или «Сосудистая хирургия. Ноги вам ещё пригодятся». Врачи-наставники сплошь приветливые и молодые: это специально, чтобы говорить с ребятами на одном языке. А кроме того, только представьте: проводить операции здесь можно на... мини-свинках. 

«Дело в том, что по внутреннему строению органов на человека больше всего похожа свинья, - разъяснил врач-хирург, замдиректора Учебного центра инновационных медицинских технологий Александр Гущин. - Поэтому все набивают руку у нас именно на свиных органах. Но, если нужна «операция целиком», подключаем мини-пигов - всё-таки миниатюрную свинку проще и компактнее использовать, чем огромную свинью. И не переживайте: многие после операций снова встают на копыта!» Пока ребята бегали от пациента к пациенту, оказывая помощь и по ходу заполняя чек-лист с сотнями заданий, от весёлых до серьёзных («Задайте правильные вопросы пациенту с подозрением на аппендицит: «Сколько у вас детей? Боитесь ли вы будущего? Приняли ли вы обезболивающее?»), я расспрашивала врачей, какими качествами должен обладать подросток, чтобы стать хорошим хирургом. Ответы меня поразили. Никаких специальных качеств - ни бесстрашия, ни стрессоустойчиво­сти - в самом начале не нужно, это всё придёт потом. Нужно просто любить людей и очень хотеть им помогать.

Кто даёт, тот получает

«Ведь мы, врачи, не лечим людей, мы помогаем им бороться с болезнью, - подытожил Христо Тахчиди. - Для этого нужно людей очень сильно любить. В то же время важно, чтобы и пациенты врачам доверяли. Тогда можно вытянуть самый безнадёжный случай». 

«Миленькая, потерпите ещё чуть-чуть, - раздалось в момент разговора из соседнего бокса, где две школьницы проверяли беременную-робота на предмет тромбоза. - Ну вот, у вас всё в порядке. Всё будет хорошо, ребёночек родится здоровым!» У меня появилась уверенность, что у стажёров Школы юного хирурга всё получится, потому что они уже умеют главное - сострадать. А остальному в университете, буквально нафаршированном всевозможной передовой техникой, где работают профессионалы - светлые и умные люди, их научат. Как сказано в молитве знаменитого врача Николая Пирогова, которая встречает здесь у входа: «Ибо кто даёт - тот получает, кто себя забывает - тот обретает». Мне показалось, что после открытия школы на портрете Николая Ивановича появилась... улыбка.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что следует делать на Рождество Пресвятой Богородицы?
  2. Какие машины могут подорожать из-за новых акцизов?
  3. Кто может получить социальное жилье в 2017 году?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru