Примерное время чтения: 9 минут
1706

Родительские итоги. Как изменились московские школы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Почему нас не пускают на Олимп? 22/06/2016
У родителей, как и у детей, за плечами 11 лет школьной жизни.
У родителей, как и у детей, за плечами 11 лет школьной жизни. / Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Наши корреспонденты побывали в тот день в 10 школах (по одной - в каждом округе старой Москвы) и узнали, что вызвало в родительских сердцах благодарность. 

Доступность

Ребят, которые сейчас ждут своего выпускного бала, устроить в школу было ещё не так просто, как нынешних первоклассников. Их родителям, конечно, хотелось отдать чадо в школу получше. Чтобы попасть туда, приходилось год таскать малыша после детского сада на платные курсы подготовки в эту самую школу. По их завершении ребёнок сдавал тесты, и, если результаты оказывались на уровне среднего, нужно было ещё и умолять директора, оказывать «добровольную» помощь… 

Вспоминая свои мучения, родители считают огромным достижением, что вот уже несколько лет запись в первый класс в московских школах проходит «как по маслу» (выражение одного папы). Причём не важно, переводится ли ребёнок из детского сада своего же образовательного комплекса или его оформляют в школу через портал госуслуг, не выходя из дома, - в любом случае процедура не напрягает ни родителей, ни детей.

Разнообразие

Но вот другое новшество - профили - они смогли оценить не понаслышке, а вместе со своими детьми. Те сами выбирали направления, по которым хотели заниматься углублённо. Правда, по этому поводу иногда возникали баталии. Папа настаивал на медицинском направлении, чтобы продолжить семейную традицию, а дочь выбрала гуманитарное. Или родители сообща решили, что сыну лучше углубиться в экономику, но тот вопреки их воле ушёл в информатику. 

Однако, как бы ни расходились в приоритетах дети и их папы с мамами, сейчас очевидно: полученные по профилю знания помогли школьникам убедиться, что выбор правильный, и утвердили в них желание получать соответствующее профессиональное образование.

Поддержка талантов

Одарённые дети перестали быть проблемой родителей после того, как перестали быть проблемой школы. Уже не нужно возить ребёнка, проявляющего талант в математике и физике, в математическую школу, или легко осваивающего языки - в лингвистическую, когда они находятся далеко от дома. Теперь в крупных образовательных комплексах, в которые объединились по несколько школ, возможно всё. Да и педагоги внимательно относятся к таким детям, уделяют время, формируют индивидуальные программы обучения. И ребята побеждают в олимпиадах и становятся гордостью своей школы.

Качество

ЕГЭ и ОГЭ, которые сейчас сдают дети, их мам и пап не очень пугают. Это в первые годы после введения единых госэкзаменов все дрожали. Но теперь отношение спокойное - наоборот, такая независимая оценка знаний, отменившая вступительные экзамены в вузы, представляется с позиции сегодняшнего дня единственным объективным вариантом. А диагностические работы, что проводятся регулярно во время учёбы, а также школьные, о­кружные олимпиады, в которых теперь участвует много ребят, готовят школьников к ЕГЭ и по существу, и морально. Ну и учителя, конечно, своё дело знают.

Достаток

Ремонт, проходивший в школах на глазах мам и пап, их очень воодушевил. Современный вид, новая мебель, прекрасно оборудованные кабинеты и даже отдельные здания для профилей, где можно «по-взрослому» проводить лабораторные занятия, а также замечательные спортивные залы и площадки придали школьной жизни новый импульс. Одновременно с этим исчезли и былые поборы с родителей. Мамы и папы говорят, что таким образом почувствовали: в школах появился достаток.

Воспитание

Когда нынешние выпускники пришли в школу, родителям говорили, что учителя дают уроки - и только, а воспитывать детей должны семьи. Но в последние несколько лет в школу вернулось воспитание. Как пап, так и мам радуют уроки мужества, походы в музеи, встречи с ветеранами, благодаря которым в молодых сердцах укрепляется любовь к Родине, а их пытливый ум получает ответы на многие вопросы о жизни, характерные для этого возраста.

Демократия

В образовательных учреждениях столицы появились управляющие советы - родители теперь могут не только понимать, что происходит в процессе образования, но и принимать решения: как реконструировать спортивную площадку, какие дисциплины ввести в программу, чем разнообразить школьную жизнь - какие творческие конкурсы и фестивали провести.

Открытость

Электронные дневники и журналы оказались очень удобными инструментами родительского контроля обучения детей. Не надо бегать в школу и выписывать оценки из бумажного журнала. Не надо скандалить с ребёнком, небрежно относящимся к заполнению бумажного дневника. Всё просто, понятно, оперативно. И эсэмэски, приходившие на телефоны мамам (как оказалось, контролёрами в семье были именно они, а папам только сообщали, если нужно принять меры), когда ребёнок входил в школу и когда выходил из неё, - удобное и важное дело, особенно если ребёнок - подросток.

Технологии

Новые технологии не только «открыли» школу родителям, но и сделали процесс обучения более интересным для детей, родившихся в информационном обществе. Их мамы и папы не понимают, почему, но знают точно, что с электронной доски они усваивают информацию значительно лучше, чем с обычной. А попробовать себя в 3D-моделировании, создать школьное приложение для смартфонов - это не только увлекает молодых людей, но и поднимает их самооценку. Спасибо учителям, которые быстро освоили новые технологии и из архаичных «динозавров» превратились для детей в собеседников, умеющих общаться с ними на одном языке.

Разностороннее развитие

«Неужели и я когда-то был таким маленьким?»
«Неужели и я когда-то был таким маленьким?» Фото: Юрий Милосердов

Появились кружки, секции, студии. Их не нужно искать по всему городу, не нужно решать проблему, кому из мам-пап, бабушек-дедушек водить туда ребёнка, пока он ещё мал. Пробовать себя, проявлять творчество, заниматься спортом дети могут теперь в своей же школе. Слияние в большие комплексы, безусловно, значительно расширило такие возможности.

Градоориентиро­ванность

Родители говорят, что за годы учёбы в школе их дети где только не побывали - в музеях, театрах, на праздниках, фестивалях, крупных спортивных соревнованиях, проходивших в Москве. Сами они тоже старались бывать с ними в знаковых и интересных местах, но их в столице так много, что одних усилий семьи не хватит. «Я даже не знала, что у нас есть музей Николая Островского, - призналась одна из мам. - И так получилось, что не я сына туда сводила, а он - меня, после того как побывал с классом».

Коллективизм

В школы возвращается забытое было понятие - «коллективизм». А вместе с ним - взаимовыручка, верность, чувство локтя, помощь товарищу в трудную минуту. И сейчас ребятам грустно не только оттого, что уходят из школы, но и оттого, что распадается дружный коллектив. 

У школ появились свои флаги и эмблемы. По мнению родителей, осознавать себя членом большого коллектива ребёнку необходимо, чтобы затем стать активным гражданином великой страны.

Дисциплина

Школа учит дисциплине, и это важно. Папы как один непреклонны: строгость лучше, чем мягкость, - и баста! Мамы говорят об этом более мягко, к примеру, так: «Учёба - большой труд и одновременно умение организовать себя. Без дисциплины это невозможно».

Безопасность

Отправив ребёнка в школу, родители спокойны. Они знают, что это безопасное пространство. Их убедили не только охранники у входа и оборудование образовательных организаций тревожными кнопками, но и регулярные занятия по пожарной безопасности, о которых дети с упоением рассказывали дома.

Способность к обновлению

Новые формы обучения, новые дисциплины, которые включают в программы по просьбам родителей или по предложению учителей, как считают мамы и папы, говорят о том, что школа перестала быть «тяжёлой, консервативной и неповоротливой».

В тех классах, где учились дети опрошенных нами родителей, не было учеников с серьёзными проблемами здоровья, но в других они уже появились и учатся вместе со здоровыми детьми. Родители об этом знают и считают, что инклюзивное образование необходимо и тем и другим. Ведь как больные, так и здоровые должны понимать, что живём мы, так или иначе, все вместе. 

«Наше общество очень пёстрое, - сказала одна из мам. - И нужно принимать других, общаться с ними и вместе созидать. Хорошо, если дети поймут это ещё в школе».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах