18:32 14/03/2016 Сергей Зайцев 0 699

«Сделать шаг вперёд». Институт имени Шнитке выходит на новый уровень

Все материалы сюжета Покупай отечественное: Пути решения

100 лет со дня основания — такую дату в 2018 году будет отмечать Московский государственный институт им. Шнитке. Несмотря на внушительный возраст, он сейчас переживает новый виток развития.

Студенческий хор выступает на торжественном открытии нового корпуса Института музыки имени Шнитке.
Студенческий хор выступает на торжественном открытии нового корпуса Института музыки имени Шнитке. © / Владимир Вяткин / РИА Новости

В декабре 2015 года на должность исполняющего обязанности ректора института была назначена Анна Щербакова, которая сразу показала, что стремится сделать учебное заведение максимально современным и при этом отвечающим всем стандартам классического образования. В планах у неё — вывести институт с городского уровня на федеральный. Как этого можно достичь и каким будет Институт им. Шнитке в ближайшем будущем — у неё поинтересовался АиФ.ru.

Переломный момент

АиФ.ru: Ваш институт был основан почти век назад, он переживал разные этапы развития. На каком этапе вуз находится сегодня, какое место занимает на культурной карте России?

Анна Щербакова: Столетняя история — это не только богатство, но и ответственность. Институт музыки им. Шнитке отличается тем, что в своём становлении проходил очень разные этапы, отражавшие сущность самой эпохи. Если мы посмотрим на историю становления института, то увидим историю самой страны.

У каждого заведения есть периоды взлёта и стагнации, и сейчас для института важно совершить прорыв в культурном пространстве, потому что изменилось само время. Мы находимся на переломном моменте, когда на основе фундаментальных традиций, складывавшихся годами, необходимо сделать следующий шаг. Сегодня серьёзный и очень важный период, заставляющий ещё раз вспомнить о том, что, если система не развивается — она умирает. В 1999 году был совершён прорыв, когда училище им. Октябрьской революции получило новый статус и новое название, стало институтом, но с тех пор прошло почти 20 лет, и стало казаться, что нет больше вершин, которые стоило бы покорить, а это не так.

— Так ли это, что имя Шнитке ко многому обязывает?

— Безусловно, это большая ответственность, которой нужно соответствовать. Как великий музыкант постоянно шёл к «полям недостижимости», так обязан развиваться и институт, носящий его имя. Музыка — это не просто некое внутреннее, локальное сообщество, а огромное социокультурное явление. Человек, который занимается искусством, и музыкой в частности, должен обладать высочайшим уровнем социальной ответственности.

— У Альфреда Шнитке были немецкие корни, он и сам несколько лет прожил в Германии, а сегодня его произведения исполняют оркестры по всему миру. Вы планируете налаживать сотрудничество с иностранными университетами и выходить на международный уровень?

— Мы выстроили очень интересную программу международного взаимодействия, которой раньше не было, и уже начали со встреч с итальянскими мастерами. Теперь запланирован фестиваль современной музыки в Доме Шнитке.

Я полагаю, что международный прорыв возможен при условии реформы в структуре самого учебного заведения, в том случае, если институт выйдет за нынешние рамки. Это не просто пожелание, а необходимость: институт давно перерос свой прежний уровень, ведь под одной крышей здесь и музыкальная школа, и колледж, и вуз. Здесь собраны сразу три ступени образования.

На Западе подобные заведения становятся Высшей школой, которые функционируют в составе крупных классических университетов, что позволяет активно воздействовать на общество. Таких моделей образования в России пока не было, и нам кажется важным осуществить эту идею. Мы ведь таким образом не только профессиональных музыкантов, но и публику воспитываем, создавая активно действующую художественную среду.

В ногу со временем

— Необычно наблюдать, что вуз городского уровня проводит настолько масштабные события. Вы не думаете, что институту пора выходить на федеральный уровень?

— Департамент культуры Москвы сделал для института очень много на разных этапах становления, и ему нужно выразить огромную признательность. Благодаря столичным властям, выстроена нынешняя модель, но вызовы времени показывают, что пора идти дальше. Имя Шнитке — не просто российское, это явление мирового масштаба, а потому и проекты здесь должны быть федерального уровня. Мы должны воспитывать детей не только из Москвы и области, но и из всей России, отправлять талантливых ребят на стажировки за рубеж. Следуя этой логике, федеральный статус института естественен для нашего заведения.

Советский композитор Альфред Шнитке беседует со студентами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в одной из аудиторий института.
Советский композитор Альфред Шнитке беседует со студентами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в одной из аудиторий института. Фото: РИА Новости/ Игорь Виноградов

— С какими главными вызовами столкнулся институт сегодня?

— Это социальные вызовы — вызовы времени. Мы говорим, что воспитываем элиту страны, и это происходит через искусство, через осуществление идеи просветительства. Наш институт может стать институтом просветительства, который аккумулирует всё новое и уникальное. Сегодня не хватает настоящих инноваций, к которым стремится молодое поколение.

— Вы намерены применять новые форматы обучения в институте? Удаётся ли вашему институту идти в ногу со временем?

— Очень важно понимать: любой вуз живёт для студента и ради студента. Зачастую преподаватели классических вузов не мыслят современными категориями, не в полной мере осознают значимость внедрения современных технологий. Так возникает педагогическое отставание от реалий жизни, от процессов, происходящих в мире искусства, появляется разрыв между профессурой и студентами. В наших интересах обращаться к любому позитивному опыту, используя возможности электронного образования, которое способствует самостоятельной работе студентов. Наши крупные университеты, в том числе и Российский государственный социальный университет, имеют блистательные системы электронного обучения, и нам стоит использовать опыт коллег.

Опера в режиме онлайн

— Отдельный вопрос по онлайн-трансляциям, например, «Метрополитен-оперы», которые набирают популярность. Не является ли такой вариант ударом по элитарности оперы? Многие возражают и говорят, что новые технологии, которые популяризируют музыку, наоборот, идут только на благо искусству. Кроме того, они дают новые средства выражения. Вы согласны с этим мнением?

— На мой взгляд, одно не противоречит другому. В первую очередь, мы опираемся на традиции, созданные нашими педагогами. С другой стороны, это ни в коей мере не противоречит инновациям и движению вперёд. Искусство всегда опережает время, то же самое должно быть в педагогике: она должна опережать или хотя бы идти в ногу со временем.

Здесь надо следовать здравому смыслу, который позволит найти точку пересечения между традициями и нововведениями.

— Безусловно, воспитание музыкантов — это важная и ответственная задача, и в России довольно много музыкальных вузов. Однако сегодня в России ощущается острая нехватка управленцев в сфере культуры: это направление осталось практически неохваченным в последние 20 лет. Вам не кажется, что сегодня нужно воспитывать не только музыкантов, но и менеджеров от культуры?

— Мы уже ввели ряд программ дополнительного образования по управлению в сфере культуры и искусства, они основаны на отечественном и зарубежном опыте. Эти программы дают нашим музыкантам, стоящим во главе учебных заведений, представление обо всём спектре дисциплин, которые необходимы руководителю. Менеджер должен отличаться широтой взглядов и пониманием сущности процессов, происходящих в социуме: от создания и реализации новых технологий до экономики и юриспруденции. Но, в первую очередь, он должен быть профессионалом своего дела. Мы можем и обязаны подготовить целый ряд дополнительных специальностей, чтобы помочь человеку найти себя в это непростое время. Сегодня необходимо создавать условия для воспитания специалиста широкого профиля.

— Театр начинается с вешалки, а университет — с общежития. Насколько известно, у института нет собственного общежития, что создаёт трудности для иногородних студентов. Как вы решаете эту проблему?

— Да, конечно. Наш институт пока имеет очень маленькие возможности: всего несколько комнат в общежитии, которые получают лучшие из лучших. Для студентов это большая проблема: они боятся, что если не сдадут сессию блестяще, то их выселят — и они попросту окажутся на улице. Эту проблему мы обязательно решим, чтобы общежитие стало доступным для всех, кто в этом нуждается. Тем более что мы обязаны и хотим принимать студентов из регионов. Надеемся, что вскоре уже около 100 учащихся получат места в общежитиях, и у них больше не будет с этим проблем.

Студенты 3-го курса Людмила Ветитнева и Владимир Федосеев на занятиях в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке).
Студенты 3-го курса Людмила Ветитнева и Владимир Федосеев на занятиях в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке). Фото: РИА Новости/ Александр Гращенков

Оптимизация и конвергенция

— Сейчас Россия столкнулась с рядом экономических трудностей, и правительство вынуждено сокращать расходы. Это затронуло и сферу культуры. Какие выходы из этой ситуации вы видите?

— Мы прекрасно понимаем задачу конкретного момента и стараемся оптимизировать бюджет. Однако это нельзя делать скоропалительно, и мы выдвинули несколько приоритетов. Во-первых, полностью сохранить профессорско-преподавательский состав, те традиции, которые привлекают абитуриентов.

Оптимизировать расходы можно по-другому: сократить траты на управление обслуживающим персоналом, посредством объединения хозяйственных кадровых служб, с помощью дистанционной работы или работы по соглашению. С одной стороны, это позволит сэкономить, с другой — развивать непосредственно образовательную деятельность. В этом случае мы сможем увеличить и расширить направления подготовки, поднять зарплаты педагогам и стипендии студентам, обеспечить им участие в фестивалях и стажировки в иностранных вузах. Так что оптимизация необходима в интересах и педагогов, и самих студентов.

— Вам не кажется, что эффективным методом оптимизации стала бы конвергенция с другими учебными заведениями, объединение каких-то направлений и партнёрские программы?

— Сейчас возникает ситуация, когда мы готовим универсальных специалистов и обязаны давать им знания высшего класса, которые обеспечивают профильные учебные заведения. В случае сотрудничества с другими университетами мы имеем возможность привлечения различных специалистов высшего порядка. С другой стороны, за счёт наших мастеров, за счёт новых программ и фестивалей мы можем воспитывать студентов разных специальностей. Любое сотрудничество, партнёрство открывает новые возможности.

— Многим кажется, что отношение к посещению театров изменилось, стало более обыденным. При этом многие эксперты из театрального мира считают, что элитарный статус театра остался, изменились сами зрители, а значит, и постановки — они стали более современными. Вы не думаете, что и институт должен стать более современным и расширить программу обучения, в том числе, и за счёт популярных ныне музыкальных жанров, а не только классики?

— Сейчас такое время, когда мы можем позволить себе, чтобы существовало всё. Всегда есть те, кому интересно классическое или эстрадное искусство. И есть много мастеров, работающих в разных жанрах — и в эстрадном, и в классическом, и это должно учитываться. В институте должно быть многообразие, а у студента — личный выбор. Мы должны предоставить огромный спектр возможностей, и пусть он сам решит, к чему расположен больше. Наша задача — воспитание вкуса, эстетического отношения к художественным ценностям, чтобы человек умел отличить хорошее от безвкусного, подлинное от подделки. В этом и заключается миссия образования.

— Каким вы хотите видеть институт через пять лет?

— Я бы хотела видеть здесь Высшую школу музыки им. Шнитке, которая известна и узнаваема в мировом пространстве. Я хочу, чтобы одно только его название вызывало сразу массу ассоциаций с конкурсами, которые мы проводим, и фестивалями, на которых побеждают наши ученики.

Я бы хотела видеть здесь лучших студентов и России, и зарубежья, и я уверена, что они будут. Я надеюсь, что институт станет центром притяжения российской и мировой культуры. И тогда имя Шнитке в названии будет оправданно.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой российская глубоководная торпеда «Футляр»?
  2. Что посадить на грядках начинающему огороднику?
  3. Когда в 2016 году начинается Петров пост?

Поддерживаете ли вы инициативу передать машины скорой помощи частникам?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ