aif.ru counter
Юлия Борта 4699

Тому ли учат в школе? Споры о качестве среднего образования не утихают

Российские вузы не входят даже в сотню лучших в мире. Понятно, что институты лучше иностранные. А школы?

Писать перьями не надо, но сохранять хорошие наработки необходимо.
Писать перьями не надо, но сохранять хорошие наработки необходимо. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Младше - умнее?

Российская начальная школа - одна из лучших в мире. Это подтверждают данные независимых международных исследований. Но уже в старшей школе мы это преимущество быстро теряем. Куда деваются наши умные дет­ки? «Качество образования в начальной школе во всём мире проверяется по грамотности чтения - умению понять и проанализировать текст, сформулировать выводы, - объясняет Елена Ленская, декан факультета менеджмента образования Московской высшей школы социальных и экономических наук. - Здесь наши ученики 1-4-х классов безусловные лидеры в течение последнего десятилетия.

В знании математики и естественных наук российские школьники 4-8-х классов уступают лишь сверстникам из Сингапура, Кореи, Гонконга и некоторых других стран, но всегда входят в десятку, где уровень преподавания этих предметов самый высокий. Но когда дело доходит до применения полученных знаний в жизни - конечного смысла всего образования, то всё намного печальнее. В этом наши 15-летние ребята оказываются уже на уровне школьников из Туниса и Иордании, проваливаясь сразу в 5-й десяток. Если условия задачи меняются (не как в учебнике) или в ней много избыточных данных, то они просто теряются. Плюс к тому у наших детей нет комплексного подхода к знаниям, полученным по разным предметам. Между тем Финляндия и Сингапур задумались: не отказаться ли вообще от того, чтобы учить конкретные предметы, а перейти на тематический подход? Ведь, чтобы понять какое-то явление, в жизни приходится применять знания из курса самых разных предметов. Свет и цвет, например, можно обсуждать с позиций химии, физики, биологии и даже литературы». 

Учителя-интерны

Почему так? «То, чему учат в педвузах, морально устарело, - считает профессор Е. Ленская. - В школах вы не найдёте учебников, изданных в 1947 г. А в вузах - сколько угодно». Ефим Рачевский, народный учитель РФ, уверен, что россий­ская школа лучшая в мире. И нам ни к чему слепо копировать опыт чужих стран, надо сохранить традиции российского образования наряду с новыми технологиями. «Другой такой школы, которая бы лучше всего соответствовала ментальности нашего народа, нет, - уверен Е. Рачевский. - Сегодня в школы приходят молодые учителя, наделённые такими лидерскими качествами, которые американскому учителю и не снились. Я был в американских школах. Там жёсткая инструкция. Россий­ский закон об образовании даёт абсолютную мето­дическую и содержательную свободу учителю и школе. Было бы желание работать.  Кстати, не стоит думать, что образование в частной школе лучше, чем в государственной. Этим летом из двух очень престижных частных школ к нам перешли 9 детей. За учёбу их родители платили дорого, а результат ничуть не лучше, чем у их сверстников из бесплатных школ. Ведь туда идут зачастую не столько за образованием, сколько за возможностью быть в окружении себе подобных. Если у одних носки за 140 долл., то и другим надо такие же. Если все отдыхают на Алтае (модное сейчас место), то и ему надо соответствовать».


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. джo
    |
    12:03
    09.09.2016
    1
    +
    -
    Для работы на стройке и в торговле можно вообще упростить школьную программу! Другой-то работы в стране всё равно нет.
Комментарии (3)
  1. Рашит ханнанов
    |
    08:15
    09.09.2016
    0
    +
    -
    "...не отказаться ли вообще от того, чтобы учить конкретные предметы, а перейти на тематический подход? "/// Конечно в этой идее есть разумное зерно. Например, Маркс, Пушкин и многие другие люди, которым никак не откажешь в умении мыслить логически, не воспринимали и не любили математику. Я помню и сам в детстве как-то резко утратил интерес к точным наукам, хотя в начальных классах был отличником. Т.е. я не видел смысла в изучении формулы, потому что не видел конечного результата, цели. Но в чем сложность тематического подхода ? Не все дети его воспримут. Я вспоминаю, что изредка в классе мы заучивали с учительницей стихотворение все вместе хором. Сначала заучивали одну строчку, потом другую, потом повторяли все вместе. И так тупо до конца. Меня это бесило. А вот другим нравилось так. Я же обязательно должен был сначала понять смысл всего стиха. И заучивал сразу все, постепенно восполняя недостающие слова и фразы. Общество это единый живой организм. Видимо, люди должны быть разные. Это надо учитывать.
  2. балалайка
    |
    11:04
    09.09.2016
    0
    +
    -
    У власти один разговор:делайте что хотите,только денег не просите и всего доброго вам.На самом деле никому в высших сферах не интересно,что будет с российской школой.За 20 лет ничего почти не поменялось,только материально-техническая база устарела безнадежно.Везде разброд и шатание,поскольку нет общей концепции,учебники меняются каждый год.Ну а как еще заработать на школе?Печатать и продавать учебники,тем и занимаются.На все остальное пускай скидываются родители.Вот такая политика.
  3. джo
    |
    12:03
    09.09.2016
    1
    +
    -
    Для работы на стройке и в торговле можно вообще упростить школьную программу! Другой-то работы в стране всё равно нет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем болела Элина Быстрицкая?
  2. Как считают пенсии при работе по двум трудовым книжкам?
  3. Насколько продлили срок перехода на цифровое телевидение?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ