Юлия Борта 3 4479

Тому ли учат в школе? Споры о качестве среднего образования не утихают

Российские вузы не входят даже в сотню лучших в мире. Понятно, что институты лучше иностранные. А школы?

Писать перьями не надо, но сохранять хорошие наработки необходимо.
Писать перьями не надо, но сохранять хорошие наработки необходимо. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Младше - умнее?

Российская начальная школа - одна из лучших в мире. Это подтверждают данные независимых международных исследований. Но уже в старшей школе мы это преимущество быстро теряем. Куда деваются наши умные дет­ки? «Качество образования в начальной школе во всём мире проверяется по грамотности чтения - умению понять и проанализировать текст, сформулировать выводы, - объясняет Елена Ленская, декан факультета менеджмента образования Московской высшей школы социальных и экономических наук. - Здесь наши ученики 1-4-х классов безусловные лидеры в течение последнего десятилетия.

В знании математики и естественных наук российские школьники 4-8-х классов уступают лишь сверстникам из Сингапура, Кореи, Гонконга и некоторых других стран, но всегда входят в десятку, где уровень преподавания этих предметов самый высокий. Но когда дело доходит до применения полученных знаний в жизни - конечного смысла всего образования, то всё намного печальнее. В этом наши 15-летние ребята оказываются уже на уровне школьников из Туниса и Иордании, проваливаясь сразу в 5-й десяток. Если условия задачи меняются (не как в учебнике) или в ней много избыточных данных, то они просто теряются. Плюс к тому у наших детей нет комплексного подхода к знаниям, полученным по разным предметам. Между тем Финляндия и Сингапур задумались: не отказаться ли вообще от того, чтобы учить конкретные предметы, а перейти на тематический подход? Ведь, чтобы понять какое-то явление, в жизни приходится применять знания из курса самых разных предметов. Свет и цвет, например, можно обсуждать с позиций химии, физики, биологии и даже литературы». 

Учителя-интерны

Почему так? «То, чему учат в педвузах, морально устарело, - считает профессор Е. Ленская. - В школах вы не найдёте учебников, изданных в 1947 г. А в вузах - сколько угодно». Ефим Рачевский, народный учитель РФ, уверен, что россий­ская школа лучшая в мире. И нам ни к чему слепо копировать опыт чужих стран, надо сохранить традиции российского образования наряду с новыми технологиями. «Другой такой школы, которая бы лучше всего соответствовала ментальности нашего народа, нет, - уверен Е. Рачевский. - Сегодня в школы приходят молодые учителя, наделённые такими лидерскими качествами, которые американскому учителю и не снились. Я был в американских школах. Там жёсткая инструкция. Россий­ский закон об образовании даёт абсолютную мето­дическую и содержательную свободу учителю и школе. Было бы желание работать.  Кстати, не стоит думать, что образование в частной школе лучше, чем в государственной. Этим летом из двух очень престижных частных школ к нам перешли 9 детей. За учёбу их родители платили дорого, а результат ничуть не лучше, чем у их сверстников из бесплатных школ. Ведь туда идут зачастую не столько за образованием, сколько за возможностью быть в окружении себе подобных. Если у одних носки за 140 долл., то и другим надо такие же. Если все отдыхают на Алтае (модное сейчас место), то и ему надо соответствовать».

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. джo
    |
    12:03
    09.09.2016
    1
    +
    -
    Для работы на стройке и в торговле можно вообще упростить школьную программу! Другой-то работы в стране всё равно нет.
Комментарии (3)
  1. Рашит ханнанов
    |
    08:15
    09.09.2016
    0
    +
    -
    "...не отказаться ли вообще от того, чтобы учить конкретные предметы, а перейти на тематический подход? "/// Конечно в этой идее есть разумное зерно. Например, Маркс, Пушкин и многие другие люди, которым никак не откажешь в умении мыслить логически, не воспринимали и не любили математику. Я помню и сам в детстве как-то резко утратил интерес к точным наукам, хотя в начальных классах был отличником. Т.е. я не видел смысла в изучении формулы, потому что не видел конечного результата, цели. Но в чем сложность тематического подхода ? Не все дети его воспримут. Я вспоминаю, что изредка в классе мы заучивали с учительницей стихотворение все вместе хором. Сначала заучивали одну строчку, потом другую, потом повторяли все вместе. И так тупо до конца. Меня это бесило. А вот другим нравилось так. Я же обязательно должен был сначала понять смысл всего стиха. И заучивал сразу все, постепенно восполняя недостающие слова и фразы. Общество это единый живой организм. Видимо, люди должны быть разные. Это надо учитывать.
  2. балалайка
    |
    11:04
    09.09.2016
    0
    +
    -
    У власти один разговор:делайте что хотите,только денег не просите и всего доброго вам.На самом деле никому в высших сферах не интересно,что будет с российской школой.За 20 лет ничего почти не поменялось,только материально-техническая база устарела безнадежно.Везде разброд и шатание,поскольку нет общей концепции,учебники меняются каждый год.Ну а как еще заработать на школе?Печатать и продавать учебники,тем и занимаются.На все остальное пускай скидываются родители.Вот такая политика.
  3. джo
    |
    12:03
    09.09.2016
    1
    +
    -
    Для работы на стройке и в торговле можно вообще упростить школьную программу! Другой-то работы в стране всё равно нет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такая Татьяна Фельгенгауэр?
  2. О чем говорится в фильме ARD о допинг-системе в Китае?
  3. Кто такой Джеймс Тобэк?

Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru