aif.ru counter
Александр Макаров 0 376

Триединство и борьба противоположностей. Поднимаем интерес к школе

Статья из газеты: «Москвич» № 4 07/09/2018

Ребёнок должен знать, что цель достижима, что вот-вот — и до неё можно дотянуться.

© / fotosparrow / Shutterstock.com

Новый учебный год... Пройдёт эйфория первых дней, и многие подростки «забьют» на школу. Родители будут требовать результата «образовательных услуг», а учителя говорить, что он зависит не только от школы, но и от семьи. Шаткая связка...

Рисунок: Из личного архива/ Михаил Дурново

Любят не предмет — любят учителя

Вообще-то конструкция, имеющая три опоры, может быть весьма устойчивой. Но если одну из опор подрезать — конструкция, естественно, рухнет. А вот гармонично выстроенная система будет работать на пользу всем.

Любят не предмет — любят учителя. В школе работает только одна вещь — эмоциональное заражение, или аттракция. Помните приём с космическими ложками, который придумал заведующий детсадом в «Джентльменах удачи»? Так вот, и школьный урок должен быть прежде всего увлекательным.

Неотъемлемая часть образования — воспитание, и без него никуда. Заражает тот, кто горит. Своим неугасаемым интересом к предмету, творческим подходом к делу, любовью к детям. Такой учитель цепляет внимание учеников, своим креативом стимулирует их поиск, воспитывает в них интеллектуальное лидерство.

Будет классно, но тяжело

Родителям хорошо бы не питать ненужных иллюзий и не заставлять ребёнка жить по двойным стандартам. «Я так любил делать домашние задания!» Или: «В школе всё будет классно!» Это не работает, больше того — вредит ребёнку. Давайте честно: вы готовите своё чадо к трудовой жизни и не обещаете, что труд будет лёгким. И тогда он сможет радоваться и наслаждаться благами, которые сам заработал, сам достиг.

Поэтому: «Да, будет классно, но тяжело, и ты должен быть к этому готов. А для того чтобы залезть на какую-то ступенечку, нужно пре-одолеть некие препятствия. Мы тебе всего лишь поможем». Правда, есть такой нюанс: чтобы преодолеть себя, ребёнок должен знать, что цель достижима, что вот-вот — и до неё можно дотянуться.

Хотите, чтобы вашему чаду учёба была интересна? Привяжите школьные предметы к жизни. Когда он поймёт, для чего решать ту или иную задачу, его мировоззрение структурируется и родится ответ родителям: «Я буду это делать сам, без твоей помощи и без репетиторов». И появится паровозик, который потащит его за собой и по другим направлениям. А занятия непонятным дети расценивают как потерянное время.

Кто-то скажет: «Привязать к жизни — хорошо. Но как это сделать?» К примеру, повести ребёнка на производство. Благо сейчас предприятия Москвы устраивают «Дни без турникетов». Только не надо идти на шоколадную фабрику, где глазеют на горы конфет, — выберите что-то серьёзное. Подготовьтесь сами, чтобы рассказать, для чего здесь нужны химия, физика или биология. Или интерактив в Историческом музее, где всё можно потрогать, пощупать, погрузиться в эпоху, — сколько гуманитарных (и не только) предметов можно объединить за один поход!

Бабушек этому учили

Но самое, я считаю, первое и главное: детей надо научить общаться, выстраивать отношения на самых разных уровнях, в самых разных ситуациях. И делать это надо в семье. Большинство родителей возражают на это: «А нас этому не учили». «А ваших бабушек учили — точно, — отвечаю я. — Возвращайтесь к корням, берегите здоровье ваших детей, да и своё тоже».

Ребёнку надо пояснить, что эмоции — это энергия. А если не знать, как её выпускать и как с ней обращаться, она сжирает тебя, создавая различного рода проблемы. Дети должны знать, что конфликты в жизни случаются, что из них может быть несколько выходов, и уметь самостоятельно выбрать оптимальный для ситуации.

Всё это, конечно, непросто. А потому действовать сообща должны все стороны треугольника: креативные педагоги, включённые родители и открытые дети.

Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы:

— Образование — это воспитание и обучение. Школы страдают излишней тягой к диктаторству. Но ситуация будет меняться благодаря открытию в этом году семи площадок IT-полигонов. Это сформирует среду, в которой ученик захочет самосовершенствоваться.

А увлечённые дети есть?

На международных школьных олимпиадах в этом году нашу страну представляли 37 ребят, и 20 из них — москвичи. Российская команда завоевала 15 золотых медалей, 9 из которых принесли московские школьники, 6 серебряных (4 московские) и 2 бронзовые.

 
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что будет, если не заплатить налоги до декабря?
  2. Что за «налог на колбасу и сосиски»?
  3. Стоит ли сейчас брать кредит на покупку машины?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ