aif.ru counter
Сергей Зайцев 1150

Доступная, востребованная. Как меняется первичная медицинская помощь?

​Эксперты уверены, что преобразования в отечественном здравоохранении приближают медучреждения к пациентам, а всех граждан — к современной медицине.

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Первичная медицинская помощь — это фундамент всего здравоохранения. На поликлиники, амбулатории, ФАПы приходится 60% всего объема медицинской помощи, оказываемой населению. Это та медицина, которая ближе всего к людям. Это те организации, куда мы первым делом обращаемся при возникновении проблем со здоровьем. Это те врачи, которые, согласно парадигме современной медицины, призваны взаимодействовать с нами на протяжении всей жизни: наблюдать за нашим здоровьем, проводить профилактические мероприятия, вести пациентов, страдающих хроническими заболеваниями. Поэтому доступная, качественная, комфортная медицинская помощь в первичном звене остается неизменным государственным приоритетом в здравоохранении. 

Шаговая доступность в городе и на селе

Важное измерение первичной медпомощи — ее территориальная доступность. В идеале это медицина в «шаговой» доступности, то есть пешком. В отечественном здравоохранении проблемной зоной с точки зрения шаговой доступности всегда были сельские территории. По советским нормам в каждом селе с населением от 300 человек должен был работать ФАП. При этом отток населения из сел в города, который весь ХХ век шел очень интенсивно, приводил к сокращению числа сел и уменьшению количества их жителей. Так, между переписями населения 1970 и 1989 годов количество сельских населенных пунктов в РСФСР уменьшилось на 64 тысячи, то есть почти на треть. Соответственно, редела и сеть сельских медучреждений.

В последние десятилетия переселение сельских жителей в города замедлилось, но по-прежнему представляет собой очень масштабное явление. По данным переписи 2010 года, почти 20 тысяч сел в РФ стояли пустыми. Оптимизация сети сельской медицины в 2000-х годах привела к закрытию 15 тысяч сельских амбулаторий и ФАПов. Проблема в том, что проводившие оптимизацию региональные администрации часто руководствовались логикой еще советских нормативов и определяли потребность села в медучреждении только по количеству его жителей. В результате часто оказывалось, что до ближайшего врача оставшимся в селе жителям нужно добираться по несколько часов. Какая уж тут шаговая доступность. 

Фото: РИА Новости/ Игорь Зарембо

В дело вмешался федеральный Минздрав и в первой половине 2010-х ввел целую систему требований к доступности медицины на селе и контроля за их исполнением. Так, впервые с советского времени Минздрав ввёл четкие требования к размещению медорганизаций, которые учитывают не только количество жителей села, но и расстояние до ближайшей медицинской организации за его пределами. В зависимости от численности или удаленности определены конкретные виды медструктур, которые обязательно должны присутствовать в населенном пункте. Нормативно закреплено предельное время ожидания различных видов медпомощи.

Была внедрена и специальная геоинформационная система, учитывающая численность населения всех населенных пунктов страны, их транспортную инфраструктуру и имеющиеся медорганизации: станции скорой помощи, амбулаторно-поликлинические учреждения, больницы, ФАПы и др. Система в автоматическом режиме выявляет дефициты сети первичных медучреждений по всей стране. Для их восполнения в регионах были разработаны специальные дорожные карты, выполнение которых централизованно контролируется и должно завершиться уже в текущем году. 

В целом с 2012 года по настоящий момент количество сельских медицинских подразделений в России уже увеличилось более чем на 7%: до 50 тыс. «Всё это делается для того, чтобы в населённых пунктах с численностью жителей более 100 человек первичная медицинская помощь была в шаговой доступности, то есть не более 6 км от места нахождения человека: это где-то час пешком или 15 минут на общественном транспорте», — пояснила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Для малых населенных пунктов и малонаселенных районов предусмотрены передвижные формы оказания медпомощи: передвижные ФАПы, бригады врачей, оснащенные мобильными лечебно-диагностическими комплексами, санавиация и др. Сейчас в стране работает уже около 3,8 тыс. мобильных медицинских бригад. В результате жители села начинают более активно пользоваться возможностями современной российской медицины: количество посещений сельских медорганизаций только за прошлый год увеличилось на 1,2 млн.

Комфортная поликлиника для больных и здоровых

Парадигма современной медицины предполагает не только постоянное внедрение в практику новых, все более эффективных методов диагностики и лечения, основанных на последних достижениях врачебной науки, но и приоритет профилактики: сохранение здоровья, предотвращение возникновения и развития серьезных заболеваний. Это означает, что врач в современном понимании — это тот, кто взаимодействует с каждым человеком постоянно, как, например, парикмахер. Не только когда у человека уже наступили проблемы, от которых его нужно спасать, но и для того, чтобы просто сделать его жизнь лучше. Вот только врач не обновляет прическу, а укрепляет здоровье и охраняет от болезней. Поэтому успешность его работы — в числе государственных приоритетов.

Для того чтобы регулярное общение с врачом стало обычным делом и привычкой, должны измениться и медучреждения. Чтобы в поликлиники приходили не только заболевшие люди «по острой необходимости», но и здоровые, — получить рекомендации, пройти профилактические процедуры и проверить свое здоровье «на всякий случай» — поликлиники должны стать комфортным местом, избавленным от изнуряющих очередей, неразберихи и нервозной суеты. 

Поменять привычную повседневную практику во всех поликлиниках страны, да еще в короткие сроки — дело почти нереальное. Но, как оказалось, выполнимое. В 2016 году по инициативе Минздрава в Ярославской и Калининградской областях и в Севастополе был запущен пилотный проект «Бережливая поликлиника». Такое название он получил от концепции «бережливого производства», которая легла в его основу. 

По мнению авторов концепции, — японских автопромышленников — любой процесс можно сделать значительно более эффективным, если устранить все потери времени, сил и средств, происходящие по причине нерациональной организации. При этом оптимизировать процесс должны те, кто в этом более всего заинтересован, — его участники. 

В проекте Минздрава как раз и создавалась такая система, при которой инициативные группы медиков при содействии активных граждан, пациентских организаций и волонтеров выявляли недостатки организации работы поликлиник и вместе искали способы их исправления при методической поддержке специалистов «Росатома», к тому времени уже внедривших принципы бережливого производства у себя.

Всем знакомые проблемы поликлиник — сложности с записью к врачу, очереди, опасность инфицирования, особенно в период зимних эпидемий ОРВИ, занятость врачей «бумажной работой» — оказались решаемыми. «Например, меняется работа входной группы: организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движения пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный кол-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями», — пояснила суть изменений Вероника Скворцова. Кроме того, как правило, меняется схема расположения кабинетов. Так, линейная траектория прохождения кабинетов, как выяснилось, сокращает прохождение первого этапа диспансеризации с 2-3 недель до 1-2 визитов. 

Результаты пилотного проекта оказались очень высокими: время ожидания очереди в регистратуре сократилось в 4 раза, у кабинета врача — в 8,5 раза. Время непосредственной работы врача с пациентом увеличилось в 2,3 раза. Но, как отметила Вероника Скворцова, один из основных результатов — «создание в поликлиниках особой атмосферы дружелюбия, комфортности для населения и желания приходить туда и заниматься собственным здоровьем, в том числе — когда нет очевидных проблем, с профилактических позиций». 

Проект стал стремительно развиваться, и за два года из 6 поликлиник в 3 регионах он вырос до 2 тысяч в 52 регионах. Минздрав обеспечил масштабирование проекта на всю систему здравоохранения. Только в 2018 году обучение в Школах лидеров бережливых технологий в здравоохранении прошли более 3,5 тыс. человек. К 2021 году на новые стандарты планируется перевести все детские поликлиники, а к 2024 году к ним должны будут присоединиться не менее 70% поликлиник страны. 

Преобразования в учреждениях медицинской первичной помощи высоко оценили сами пациенты. Согласно независимой оценке, удовлетворенность граждан их работой увеличилась с 49% в 2016 году до 85% в 2018 году. Высоко оценивают посетители поликлиник и доброжелательность персонала, а также его вежливое отношение. Комфортнее стало и время ожидания. 

Направления развития первичного звена российского здравоохранения определены в специальном федеральном проекте нацпроекта «Здравоохранение». В числе того, что нас ждет в ближайшие годы: достройка и модернизация сети сельской медицины, развитие санавиации, завершение создания региональных систем диспетчеризации скорой помощи, развитие сети поликлиник на основе «бережливых технологий», увеличение охвата граждан профилактическими осмотрами с 40 до 70%, создание системы защиты прав пациентов.

Но главная цель всех этих изменений — превращение медицины в постоянного и желанного спутника, помогающего нам прожить долгую, здоровую и интересную жизнь.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли вернуть один товар, если в чеке было пробито несколько?
  2. Что известно о россиянах, находящихся на борту задержанного Ираном танкера?
  3. Что известно о здоровье боксера Максима Дадашева?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ