02:16 09/11/2015 Рина Сергеева 0 1325

Обучение лечению. Почему со временем эффективность работы врачей снижается

Среди американских хирургов не так давно провели исследование. Результат получился неожиданный: чем больше прошло времени с того момента, как доктор окончил университет, тем хуже было самочувствие его пациентов после операций.

Мы долго не могли ответить на один вопрос: почему? Почему результаты наших врачей со временем становятся хуже? Должно же быть наоборот, всё-таки опыт... — вспоминает президент и генеральный директор Фонда развития медицинского образования и исследований США Джон Норчини. «В итоге, — говорит он, — мы пришли к выводу: эффективность работы врача снижается из-за того, что он не приобретал новых знаний». Что от практики, увы, не зависит.

Чем образованнее врач, тем лучше пациенту

«72% российских стоматологов назначают пациентам антибиотики... знания о которых приобрели ещё на студенческой скамье», — замечает президент Стоматологической ассоциации России Владимир Садовский. В ряде зарубежных стран часть этих лекарств уже «списали в архив». Проще говоря, отменили, посчитав их устаревшими.

«Век живи — век учись», — говорит старая пословица. С народной мудростью согласны и врачи. С мозгом, который не получает новых знаний, происходит примерно то же, что и с мышцами человека, предпочитающего диван физическим упражнениям. Обучение — жизненная необходимость. Вот только доступ к этой необходимости есть не всегда.

«Какая последипломная подготовка, если человек работает на две ставки и приползает домой только спать! — негодует директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, “детский доктор мира” Леонид Рошаль. — Система обучения должна быть ненавязчивой, облегчённой, умной, бесплатной для врачей. Это не должна быть каторга! Чем образованнее доктор — тем лучше па­циентам...»

Когда обучение... мешает лечению

Учиться, учиться и ещё раз учиться доктора обязаны и сегодня. Иначе у них не будет права лечить. В условиях, когда «на одну ставку есть нечего, а на две ставки — некогда», каждый выходит из положения по-своему. «Так называемые сертификаты отгружаются килограммами!» — рассказывает Владимир Садовский. И делится реальной историей: не так давно в Сибири обнаружили несколько сотен специалистов с сертификатами московских вузов. Документ, дающий право на медицинскую практику, эти граждане получили «с доставкой на дом». Из родных мест они никуда не выезжали. Быть может, экзаменаторы из Москвы сами приехали к медикам? Тоже нет!

Некоторым особенно предприимчивым медработникам удавалось купить сертификат... несколько раз подряд. Преступление? Безусловно! Но врачи оказались в безвыходном, по сути, положении. Если стоматолог, практикующий в частной клинике, возьмёт и уедет на месяц на учёбу, от него просто-напросто разбегутся пациенты.

Да и сам учебный процесс не отвечает требованиям времени. «За пять лет у нас уходит с рынка 31% технологий в стоматологии! Как можно проверять знания раз в пять лет? Проверять надо каждый год...» — объясняет глава Стоматологической ассоциации России.

Как показало недавнее испытание новой модели обучения врачей, доктора с удовольствием учатся по Интернету и с удовольствием принимают участие в семинарах и конференциях «на местах». Кстати, в стандартной поликлинике при желании найдётся место и для компьютерного класса, и для небольшой библиотеки с медицинской литературой...

А мы — живём!

Почему «государственные» медики от переутомления падают с ног? Первая причина очевидна: на одну ставку есть нечего, на две — некогда. В 2016 году бюджеты здравоохранения уменьшатся вновь.

Вторая, тоже очевидная, причина — дефицит врачей в системе бесплатной медпомощи. Выброшенные на улицу в процессе «оптимизации» специалисты приходят в частные клиники. Это в лучшем случае.

«Видел одного доктора, тот парфюмерией торговал, — рассказывает Леонид Рошаль. — В целом мы потеряли 120–130 тысяч выпускников, которые не пошли в практическое здравоохранение. Верните государственным вузам распределение. Но вначале верните все социальные гарантии!» Без них врач прокормить семью не сможет.

«Ни одна из систем здравоохранения не выдержала бы и лопнула, если бы на неё выделяли 3,7% ВВП в рублях, а не 8–10% в евро. И 800 евро на пациента в год вместо пяти тысяч. А мы живём и даже неплохо выглядим» — такими словами открыл доктор Рошаль своё выступление на международной конференции «РОСМЕДОБР‑2015».

Вопреки всему наша медицина живёт и достойно держится. Но надолго ли хватит у неё «запаса прочности»?

А дети стремятся в медицину...

«Мы боялись, что студентов‑медиков станет меньше. Но только в вузы Мин­здрава в этом году подали на 1,1% больше заявлений, чем в прошлом, — сообщает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяна Семёнова. — Несмотря на все трудности, на весь чёрный пиар, на пример родителей, которые не бывают дома по выходным, дети стремятся в медицину! Их много! Главное, чтобы жизнь в профессии продолжалась от поступления в вуз до выхода из отрасли. Это действительно важно...»

Дефицитные доктора хотят учиться

Нехватку врачей сильнее всего чувствует участковая служба. Поликлиникам недостаёт терапевтов и педиатров. «Студенты хотят быть урологами, кардиохирургами, нейрохирургами... Психиатров, рентгенологов, анестезиологов‑реаниматологов и врачей ряда других специальностей часто бывает мало. Тем, кого не хватает, нередко приходится замещать разные должности», — объясняет Татьяна Семёнова.

Кстати, именно терапевты, педиатры и врачи общей практики одобрили новый метод повышения квалификации: в 2013–2014 годах в качестве пилотного проекта к обучению медиков подключились профессиональные общества. Они дали докторам возможность принять участие в конференциях — как в региональных, так и в общероссийских. Выдали электронные учебные материалы...

«И они начали соревноваться!» — с радостью вспоминает председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова.

«Если 50 часов мы распределим на весь год, то получится один час в неделю. А его можно найти, если он комфортен! Даже у загруженных работой врачей найдётся время, если дать им правильную мотивацию, — поясняет Татьяна Семёнова. — Наша задача — помочь найти эту мотивацию. Сделать так, чтобы врачам было интересно учиться».

План первых шагов

«Мы хотим, чтобы Минздрав определил требования к непрерывному медицинскому образованию. Мы просим профессиональные общества работать над образовательными программами и включать в них современные темы. А ещё очень важно профессиональным обществам объединять работу профильных кафедр в вузах — чего пока, к сожалению, не делается, — обращается к регулятору и общественности Гузель Улумбекова. — Работодатели устраняются от процесса — и это неправильно. У врачей должны быть время и средства для непрерывного образования. У медицинских учреждений — компьютерные классы и библиотеки».

Кроме этого, докторам нужен выбор. Где учиться? Какой будет форма обучения? Принимать решение должен только врач. В условиях работы на две ставки это не роскошь, а жизненная необходимость.

Качество медицинской помощи повышает вовсе не конкуренция, отмечает председатель правления АСМОК.  Эффективность работы врачей зависит совсем от других факторов: от обучения в вузах, от непрерывного профессионального образования, которое, кстати, больших денег не требует, и от системы управления качеством на всех уровнях.

Медицинскому сообществу нужно быть активным.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое гиперзвуковое оружие?
  2. Насколько опасен выброс радиации в Нижнем Новгороде?
  3. Что будет со сборной России по хоккею после поражения в матче с Канадой?

Как вы считаете, нужно ли легализовать допинг?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ