aif.ru counter
Ольга Жукова 1161

Польша. Успехи и проблемы национального здравоохранения

Несмотря на ряд нерешённых вопросов в польском здравоохранении, доступность и уровень медицинского обслуживания улучшаются с каждым годом.

Польша стала первой страной социалистического блока, в которой в 1989 году начался переход к рыночной экономике. В последующее десятилетие уровень и структура финансирования здравоохранения претерпели существенные изменения.

Организация

Согласно Конституции Республики Польша 1997 года, всем гражданам страны, независимо от их финансового положения, гарантировано право равного доступа к медицинским услугам, финансируемым из государственных средств: фондов социального страхования, национального бюджета и регионального, районного, местного управления.

Главным законодательным органом в области охраны здоровья является Министерство здравоохранения, но функции управления, планирования, контроля и финансирования системы здравоохранения разделены между Министерством здравоохранения, Национальным фондом здравоохранения и территориальными органами самоуправления.

Министерство здравоохранения определяет национальную политику в области охраны здоровья, финансирует долгосрочные государственные программы, некоторые высокоспециализированные медицинские услуги, а также основные капиталовложения, научную деятельность и образование в области медицины.

Национальный фонд здравоохранения (NFZ) отвечает за финансирование медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС. NFZ является единым плательщиком, который обладает полномочиями заключать договоры на оказание медицинских услуг с государственными и частными поставщиками. Его деятельность контролируется Министерством здравоохранения, а финансирование этого фонда осуществляет Министерство финансов.

Территориальные органы здравоохранения всех уровней отвечают за выявление потребностей местного населения в медицинской помощи, планирование медицинского обслуживания, пропаганду здорового образа жизни и управление государственными учреждениями здравоохранения.

Финансирование

Около 72% финансирования здравоохранения поступает из государственных источников, остальное составляют прямые платежи пациентов. При этом более 60% частных платежей приходится на оплату лекарственных препаратов. Добровольное медицинское страхование в Польше тоже есть, но его вклад в бюджет здравоохранения незначителен.

После вступления Польши в Евросоюз важным источником финансирования здравоохранения стали прямые целевые инвестиции Евросоюза: на реорганизацию инфраструктуры здравоохранения, повышение гигиены труда, образование в сфере медицины, повышение квалификации работников здравоохранения, телемедицину, информационные технологии в здравоохранении и т. д. Финансовая поддержка Евросоюза нацелена в основном на повышение квалификации медицинских работников и качества менеджмента в здравоохранении.

Медицинское страхование

В Польше действует закон о всеобщем медицинском страховании. В настоящее время системой социального медицинского страхования охвачено 97,6% граждан страны. Оставшиеся 2,4% граждан страны могут получить медицинскую помощь бесплатно в пунктах обращения – оказанные им медицинские услуги оплачивают фонды социальной помощи. Нерезиденты страны и неграждане Польши, не имеющие медицинской страховки, должны оплачивать оказанные им медицинские услуги полностью из собственных средств.

Бюджет фонда социального медицинского страхования формируется следующим образом: около 55% составляют взносы работающих граждан, 10% составляют взносы самозанятого населения (кроме фермеров), 26% – взносы пенсионеров по возрасту или по инвалидности, а остальное поступает от безработных, военнослужащих и людей, работающих по контракту.

ОМС покрывает (полностью или частично) стоимость следующих медицинских услуг:

  • первичное медицинское обслуживание (услуги терапевта, семейного врача и скорой помощи);
  • специализированная амбулаторная помощь;
  • госпитальное лечение;
  • психиатрическая помощь;
  • лечение зависимостей;
  • терапевтическая реабилитация;
  • услуги сиделки и долговременная медицинская помощь;
  • услуги стоматолога;
  • санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение ортопедическими товарами и вспомогательными товарами медицинского назначения;
  • медицинская помощь при спасательных работах;
  • паллиативная помощь и услуги хосписа;
  • высокоспециализированная медицинская помощь (включая трансплантацию органов);
  • оздоровительные программы;
  • фармацевтические ЛС из позитивного списка.

Реимбурсация

Полная реимбурсация стоимости ЛС производится только отдельным льготным группам населения: ветеранам войн с инвалидностью, военнослужащим, заслуженным донорам крови и донорам органов. Списки реимбурсируемых ЛС утверждаются Министерством здравоохранения. В общий список реимбурсируемых препаратов входят только некоторые рецептурные ЛС, за которые пациенты платят фиксированную сумму, в зависимости от препарата, остальное реимбурсируется из фондов NFZ.

За препараты поддерживающей терапии, которые подлежат реимбурсации, пациенты платят от 30 до 50% стоимости. Для ветеранов с инвалидностью и их зависимых супругов, вдов военных, доноров крови и органов и некоторых других льготных категорий граждан доплаты за ЛС отменяются.

Препараты для лечения хронических, инфекционных и психиатрических заболеваний входят в отдельный список – эти препараты застрахованные пациенты получают бесплатно. За ортопедические товары и бытовые медицинские приборы также существуют доплаты пациентов, хотя не менее половины их стоимости покрывается за счёт страхования и из различных социальных фондов. Санаторно-курортное лечение пациенты также частично оплачивают из собственных средств.

Механизм оплаты медицинских услуг

Оплата поставщикам медицинских услуг, оказываемых в рамках социального страхования, производится разными способами.

Она может быть сдельная – за каждую оказанную медицинскую услугу, или подушевая – ежегодная оплата за каждого застрахованного пациента, прикреплённого к данному медицинскому учреждению. Как правило, медицинские услуги, оказываемые в рамках государственных программ по охране здоровья, финансируются сдельно за каждую услугу, а для первичного медицинского обслуживания, включая диагностику, анализы и консультации специалистов первичного звена, применяется подушевой принцип. При этом дорогостоящие диагностические процедуры (КТ, МРТ и т. п.) оплачиваются поставщикам медицинских услуг по отдельным программам.

Прямые платежи

В польском здравоохранении существуют также и прямые платежи пациентов – некоторые медицинские услуги являются платными для всех категорий граждан.

Это в основном специализированные медицинские услуги и долгосрочное пребывание в государственных клиниках, реабилитационных центрах и санаториях. Часть стоматологических услуг также является платной.

Уровень неофициальных платежей в последние годы постепенно снижается, но до сих пор остаётся довольно высоким, особенно в госпитальном секторе: неофициальный доход врачей доходит до уровня их месячной зарплаты, а при госпитальном лечении почти половина расходов пациента приходится на неофициальные платежи медицинскому персоналу.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. На сколько продлят «заморозку» накопительной части пенсии?
  2. Как распознать телефонного мошенника и не попасться на его уловки?
  3. Чем запомнился погибший в авиакатастрофе инструктор Путина Игорь Никитин?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ