Игорь Иванов 2 252

Советский летчик Иванов жестоко отомстил Гитлеру за нападение

«Летим бомбить немецкие города» - это строчка из последнего письма с фронта моего дяди Иванова Ивана Ермиловича, запомнилась не...

Первые письма с фронта читали всей деревней, возле здания сельсовета — каждая строчка врезалась в память надолго.

Вся деревня с тревогой и болью ждала любую весточку с фронта, каждый радовался и плакал не только за своего отца или сына, война породнила всех.

«Летим бомбить немецкие города» - эту строчку запомнила и моя тётя Мария Ермиловна. Ей тогда было 8 лет, запомнил мой отец , хотя тогда — был ещё мальчишкой.

С тех пор прошло уже много лет...

Свидетелей того трагического и героического времени остаётся всё меньше и меньше.

Наш долг — передать потомкам историю родных и близких воевавших и погибших на этой Войне.

Я попробовал собрать по крупицам и выстроить в одну логическую цепочку 2 месяца из истории жизни одного человека...

Всё началось с записи на сайте memorial.ru

Иванов Иван Ермилович, уроженец села Ст. Пальчиково, 1918 г.р, мл. лётчик, пропал без вести 11 июля 41года.

Последнее место службы — 42 авиадивизия 96 авиаполк ДБ (дальнебомбардировочный) № 15/18.

Прошло всего лишь 20 дней войны... Я начал собирать и анализировать всю доступную информацию. Пересмотрел сотни документов и приказов, воспоминаний очевидцев, архивных материалов. Сопоставил даты ...

Если он погиб 11 июля, то как же письма...

В начале лета 1941 года Иван собирался в отпуск, после окончания лётной школы, домой...

Но родные так и не дождались своего любимчика. В конце весны 1941 года в Балашовской военной авиационной школе произошло чрезвычайное происшествие, которое сильно повлияло на повседневную жизнь и деятельность школы.

На аэродроме сгорел ангар с находящимися в нем самолетами Р-5. Предположительно, это была совершена диверсия (перед самым началом войны). Начальника школы отстранили, расследование , не все курсанты успели сдать экзамены по технике пилотирования, их выпускали сержантами.

Полная неразбериха и тут грянула война...

Из воспоминаний родных:

1928г. Ивану 10 лет. Шло раскулачивание, митинг возле сельсовета, выгоняли «богатых» из своих домов. Отец Ивана тоже считался зажиточным крестьянином, всю семью выселили на улицу. Мальчик побежал к сельсовету, где проходил митинг, пробился на трибуну и начал говорить. Это была речь не мальчишки, а настоящего мужчины....

Люди умолкли и слушали...( семья возвратилась в свой дом).

Спортсмен, весельчак, отличник — все любили и уважали его (хорошо знал немецкий язык).

Сестра рассказывала как он и его друг Хайров (вместе учились в военном училище), приезжали в отпуск. Устраивали сценки, ставили спектакли в клубе. Младшие братья и сёстры восхищались и гордились им.

После окончания училища Ивана направили в Западный особый военный округ: 42 дивизия, 96- ой полк авиации дального действия (из записей в memorial. ru) с дислокацией на аэродроме «Боровское» под Смоленском. Там же находился 207- ой авиаполк и штаб дивизии.

Просматривая хронику первых дней войны, трудно представить в какое пекло попали молодые сержанты, офицеры и солдаты ... Что им довелось пережить...

Общая обстановка была чрезвычайно сложной.

Не имея данных о противнике, экипажи дальних бомбардировщиков вынуждены были своими силами уточнять воздушную и наземную обстановку. Обнаруживать наиболее крупные и опасные прорывы противника.

В первые дни войны немцы прорывались мощными танковыми колоннами по всем направлениям и очень быстро.

Внезапное нападение фашистской авиации на аэродромы наших истребителей позволило противнику захватить господство в воздухе в начальном периоде войны. Мы потеряли в неравных боях много самолетов. И естественно, командование не могло выделить должного количества истребителей для прикрытия действий фронтовой и дальнебомбардировочной авиации.

В первый же день войны 96 авиаполк потерял 10 бомбардировщиков ДБ-3Ф. Экипажи обоих полков поднимались в воздух по очереди, по мере готовности техники (устанавливали дополнительные пулемёты для защиты от вражеских истребителей).

26 июня с аэродрома в воздух поднялась эскадрилья бомбардировщиков 207-ого полка под командованием капитана Николая Гастелло — три самолета ДБ-3Ф.

Разведка сообщила, что в районе шоссе Радошковичи-Молодечно наблюдается концентрация танков противника. Задачей эскадрильи было отбомбиться по обнаруженным немецким целям.

Жители близлежащего села видели, как в 12:00 над шоссе показались три бомбардировщика с красными звездами на крыльях. Из открытых бомболюков на танки, броневики и автомашины противника посыпались бомбы. В небо поднялись жирные столбы дыма — три тонны бомб зря не пропали. Однако немцы сразу же открыли плотный зенитный огонь, и два из трех бомбардировщиков заполыхали.

Самолет старшего лейтенанта Воробьева, единственный не подбитый, после выполнения задачи ушел за линию фронта, на аэродром. Второй ДБ-3 с тянущимся за ним дымным шлейфом «ушел в неизвестном направлении».

Третий бомбардировщик Гастелло совершил разворот и направил горящую машину прямо на скопление немецкой бронетехники...

Приказ Тимошенко требовал бомбить непрерывно, с малых высот. Наша авиация несла страшные потери. Полки дальних бомбардировщиков ДБ-3, для действия с малых высот никак не пригодные, таяли, как свеча на ветру. Гибли летчики и штурманы дальней авиации — профессионалы с уникальным для ВВС Красной Армии уровнем подготовки.

Часто самолёты (повреждённые огнём зенитной артиллерии) приземлялись на другие аэродромы...

«Летим бомбить немецкие города»

Эта строка из письма как — то не вписывается в общую картину военных действий, если бы не одно но...

С 29 июня 1941 г в по личному указанию Сталина на базе ВВС Красной Армии идет формированание 81-й авиационной дивизии бомбардировочной авиации дальнего действия в составе 432, 433-го бомбардировочных авиаполков, вооруженных новым четырехмоторным самолетом ТБ-7, с дальностью полета около 3600км ( зависит от бомбовой загрузки).

Эта авиадивизия создавалась для ударов по глубокому тылу противника.

Считается, что именно она послужила базой для создания авиации дальнего действия.

Большинство летчиков и штурманов отбирали в НИИ ВВС и из наиболее квалифицированного состава ВВС Красной Армии.

Хотелось бы обратить внимание на дату — 29 июня — война идет всего неделю.

По официальным данным полк формировался с 3 июля по 9 августа в Монино г Казань (приказ на формирование полка датирован 6 июля 1941 г).

На последнем фото (г. Казань весна 41) Иван Ермилович (справа)со его двоюродный братом Иванов Федор Яковлевич (инженер Казанского авиазавода по выпуску дальних бомбардировщиков)

Бомбардировщики ТБ-7 выпускал авиазавод в Казани. Быстрому освоению новейшей техники способствовал исключительно высокий уровень подготовки летного состава. Из Полярной авиации в полк прибыли Герой Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов (назначен на должность командира дивизии), Герой Советского Союза полковник А.Д. Алексеев, Э.К. Пусэп, А.П. Штепенко, из ГВФ — Б.А. Кубышко, М.В. Родных, Л.В. Сумцов, В.М. Обухов. (элита Советской авиации) .

Сразу после начала войны немецкие лётчики совершали полёты вглубь советской территории, вплоть до Москвы. Во второй половине июля налёты стали массовыми. При этом немцы считали, что угрозы ответных налётов со стороны советской авиации не существует. Советское командование решило это опровергнуть и попытаться деморализовать немцев.

7 августа — первый налёт на Берлин.

Аэродром «Когул» на балтийском острове Эйзель (Саарема).

Только с этого аэродрома можно было достичь столицы Германии. (около 800 км, самолет ИЛ-4, специальная авиагруппа первого минно-торпедного полка Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского в ночь на 8 августа достигла Берлина и нанесла первый авиа — бомбовый удар по немецкой столице.

8 августа — второй налёт с этого же аэродрома.

Сталин, с неудовольствием узнав, что летчики берут на Берлин только по три бомбы (250 кг каждая), потребовал увеличить боевую нагрузку. Законы физики его не интересовали.

9 августа 1-ая эскадрилья 412 полка 81-ой авиационной дивизии совершила перелет с заводского аэродрома в Казани на место базирования в г. Пушкин под Ленинградом (расстояние до Берлина 1600 км, бомбардировщик ТБ −7,бомбовая нагрузка до 4 тонн).

10 августа туда же прибыли остальные экипажи.

В 18 часов экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи.

Командующий ВВС П.А.Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина к личному составу дивизии.

Было приказано иметь на каждом корабле по 6шт 500кг фугасных бомб, заправить машины «по пробки».

Вылет по готовности , начиная с 20 часов, стартует — 1-ая эскадрилья.

Команда — «Запуск!»

Один за другим раскручиваются винты на самолетах.

«Экипаж, внимание! Взлетаем!»

С интервалом взлетают остальные машины эскадрильи . Самолет Егорова рухнул на взлёте (короткая взлётная полоса и тяжелый груз). 10 экипажей ушли на Берлин.

Третью ночь подряд бомбардировщики Флота и Дальней Авиации не дают немцам спать спокойно.

Экипажи самостоятельно выходят на цели. Появились первые разрывы бомб. Ожила ПВО противника, однако снаряды рвутся на километр- полтора ниже, и мало помалу остаются позади.

В экипаже В.Видного через 40 минут после взлета загорелся двигатель, его выключили, погасили и пошли на 3 дизелях. При пролете Данцига загорелся второй двигатель, на том же левом крыле, его погасили и остановили . Командир взял курс , на запасную цель Кенигсберг.

2000 метров, открыты люки, бомбы пошли вниз...

Обратно разгруженная машина стала медленно набирать высоту, вошли в облака, но из-за обледенения вновь снизились. На рассвете, пробыв в воздухе 10 часов вместо 8-ми расчетных экипаж, вернулся на базу.

Вынужденные посадки совершили при возвращении два экипажа. По причине израсходования топлива и отказа двигателей. Отбомбившись по Берлину, на свой аэродром вернулись 5 экипажей...

«Мы к родной подлетаем земле. Бак пробит, хвост горит. И машина летит на честном слове и на одном крыле». -это из песни, популярной в конце войны. Примерно такими же словами могли описать свою «берлинскую одиссею» летчики. Хотя на самом деле все было гораздо прозаичней и страшней.

Об остальных экипажах сведений не было... .

Вскоре узнали о вынужденной посадке экипажа Курбана — кончилось топливо.

Через несколько дней прилетел экипаж Угрюмова, пришлось сажать корабль на поле в районе Великих Лук из-за нехватки горючего. После заправки баков тракторным керосином, найдя в ближайшей МТС, летчики прилетели в Пушкино, где их уже считали погибшими.

Восьмой экипаж — М.В.Водопьянова приземлился в 200км от Пушкино, по ту сторону фронта.

Выбирались лесами и болотами почти две недели.

Самолет Панфилова при возвращении уклонился в море в сторону Финляндии и был сбит зенитной артиллерией. После посадки оставшиеся в живых пилоты оказали упорное сопротивление частям внутренней охраны. Живым сумели взять только одного из стрелков-радистов экипажа Панфилова, остальные погибли в бою.

Всего на Берлин и другие немецкие города было произведено 10 налетов с 7 августа по 5 сентября 1941г. Сброшено более 36 т. бомб.

«Летим бомбить немецкие города» эти строки из письма с фронта...

2-ой летчик Иванов (хоть и без инициалов), ТБ-7 борт № 42035

Из архивов 203 Гвардейского Орловского Авиационного Полка самолётов заправщиков (81-я авиационной дивизии)

Приказ 01 от 26 июля 1941 г.

Боевой состав экипажей полка

№ самолета

летчики

штурман

 

1 АЭ

 

016/1Г

командир АЭ Курбан,

штурман полка Молчанов

 

2-й летчик Чурилин

штурман АЭ Федунов

025/2Г

командир корабля Перегудов

Колечко

 

2-й летчик Ремизов

 

035/3Г

командир корабля Видный

Прудкий

 

2-й летчик Иванов

 

026

командир корабля Панфилов

Балабошко

 

2-й летчик Антипов

 

 

2 АЭ

 

015

командир АЭ Алексеев

штурман АЭ Лебедев

 

2-й летчик Додонов

 

21

командир корабля Лисачев

Томневич

 

2-й летчик Наумов

 

22

командир корабля Федоренко

Соловьев

 

2-й летчик Макаренко

 

 

 3 АЭ

 

45/5Г

командир АЭ Тягунин

Василенко

 

2-й летчик Ромин

 

36/8Г

командир дивизии Водопьянов

Дарелло

 

2-й летчик Пусэп

 

5/6Г

командир корабля Родных

Жердев

 

2-й летчик Масалев

 

 

4 АЭ

 

16/7Г

командир АЭ Егоров

Максимов

55/9

командир корабля Угрюмов

Петухов

 

2-й летчик Ковалев

 

 

5 АЭ

 

 

командир АЭ Дмитриев

Бондаренко

 

2-й летчик Пахомчик

 

 

командир корабля Асимов

Романов

 

2-й летчик Гордельян

 

* Примечание: в списке отсутствует В.Т. Лавровский, очевидно он прибыл в полк позже.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. pilot
    |
    15:57
    05.04.2010
    0
    +
    -
    Ещё одна позорная нить сталинского идиотизма.Если английская авиация могла эффективно бомбить Берлин,то советская авиация после потери 4 тысячь советских самолётов на своих ничем не замаскированных аэродромах после первого бомбового удара немецкой авиации не могла даже прикрывать попытки контрударов советских танковых армий против войск агрессора,не говоря уже о полётах на Берлин.Что касается стратегической авиации дальнего действия(самолёты ТБ-7),то по приказу того же Сталина их выпуск был остановлен накануне войны и на 22июня 1941 года таких самолётов было в СССР всего несколько десятков.Этими количеством было невозможно бомбить Берлин.Вот поэтому в первые дни войны советские бомбы падали не на германские обьекты(где средства пво были на высоком уровне,а на финские города,где не хватало зениток для прикрытия мирного финского неба).
  2. revnagan
    |
    20:50
    25.10.2011
    0
    +
    -
    А pilot так ничего и не понял...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой самолет Ил-20?
  2. Почему россияне стали чаще оформлять кредитные карты?
  3. Что за скандал вокруг Ещенко, Глушакова и Карреры?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ