Примерное время чтения: 8 минут
43

Президент и аплодисменты. Топ-5 лауреатов Шнобелевской премии мира

Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко. / Сергей Гунеев / РИА Новости

Заочное соревнование между главами России и Белоруссии вышло на новый уровень. Как сообщалось ранее, после новости о том, что Владимир Путин на отдыхе поймал щуку весом 21 килограмм, белорусские СМИ известили мир об улове Александра Лукашенко – тому удалось изловить сома весом 57 килограммов.

На сей раз, как только прошла информация о возможном выдвижении президента России на Нобелевскую премию мира, последовал достойный ответ – президент Белоруссии премию мира получил. Правда, не Нобелевскую, а Игнобелевскую.

Лукашенко и запрет оваций

Учрежденная в 1991 году Инобелевская или Антинобелевская премия, которую также иногда называют «Шнобелевской», является пародией на Нобелевскую. Инициатором премии стал юмористический журнал «Анналы невероятных исследований». Изначально предполагалось, что премия будет вручаться за необычные и остроумные исследования, чтобы привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.

Однако это вряд ли относится к Игнобелевской премии мира, которая в известном смысле является формой политической сатиры.

На сей раз в Гарвадском университете, где традиционно проходит вручение Игнобелевских премий, лауреатом премии мира назвали президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Столь высокой наградой президент был отмечен за события 2011 года, когда оппозиционные сили в Белоруссии стали проводить молчаливые акции протеста, на которых звучали только аплодисменты. Белорусские власти, однако, нашли выход и из этого положения, введя штрафы за публичные аплодисменты. Данная мера возымела эффект – после серии задержаний, которые заканчивались для оппозиционеров крупными штрафами и арестами на срок до 15 суток, протестные акции такого рода сошли на нет.

Стоит, впрочем, заметить, что штраф за публичные аплодисменты разрабатывал не сам Александр Лукашенко, а скромные чиновники, имена которых, увы, Гарвардский университет установить то ли не смог, то ли не захотел. Справедливости ради, надо сказать, что особо отмечена была и белорусская милиция, задержавшая и оштрафовавшая на 200 долларов за публичные овации однорукого инвалида Константина Каплина.

Президент Белоруссии – первый глава государства, удостоенный Игнобелевской премии мира. Однако в ее истории есть и другие оригинальные лауреаты.

Мэр Вильнюса и танк

В 2011 году Игнобелевская премия мира также досталась политику, но рангом пониже. Награды удостоился представитель соседствующей с Белоруссией Литвы – мэр Вильнюса Артурас Зуокас.

Этот политик известен литовцам своими оригинальными идеями и политической непотопляемостью – он возглавлял город с 2000 по 2007 год, после чего, проиграв выборы, уступил кресло градоначальника, но в 2011 году вновь стал мэром.

В 2009 году, как раз в период паузы между мэрскими сроками, Зуокас предлагал оригинальную форму борьбы с экономическими проблемами в стране – взимать по 29 евро с политиков, которые в публичном лексиконе употребят слово «кризис».

В конце мая 2011 года Зуокас напугал горожан, когда стало известно, что экстравагантный мэр попал в больницу в предынфарктном состоянии. Однако градоначальник и тут удивил земляков – вскоре врачи выписали его из больницы, сообщив, что у Зуокаса было всего лишь легкое пищевое отравление.

Летом того же года мэр Вильнюса провел акцию, за которую и получил Игнобелевскую премию. Выехав на улицу БТРе, Зуокас раздавил им неправильно припаркованный «Мерседес». Как заявил градоначальник, что сделано это было в назидание тем, кто нарушает правила парковки, из-за чего проезд по городу сильно затруднен.

Позже, правда, стало известно, что на самом деле Артурас Зуокас снимался в ролике к избирательной кампании, и уничтожена была не «машина нарушителя», а специально заготовленный автомобиль. Тем не менее, поступок мэра сочли достойным «Шнобеля».

ВВС США и «гей-бомба»

В 2007 году Игнобелевскую премию мира получила лаборатория Военно-Воздушных сил США имени братьев Райт. Это учреждение, базирующееся в городе Дейтоне, штат Огайо, занимается разработками новых видов вооружений.

В 1994 году сотрудники данной лаборатории предложили проект создания нового вида нелетального химического оружия, в простонародье получившего название «гей-бомба».

В научном докладе предлагалось использовать бомбы, начиненные мощным афродизиаком. При воздействии на противника, химикаты должны были вызывать сильное сексуальное возбуждение у солдат вражеской армии и стимулировать у них гомосексуальное поведение. Предполагалось, что, не в силах сдерживаться, военнослужащие противника вместо сражения устроят гомосексуальную оргию.

Помимо «гей-бомбы», ученые планировали разработку химикатов, которые должны были провоцировать нападение на армию противника пчел, крыс и прочих вредителей. Еще один химикат, по задумке создателей, вызывал бы у врага ужасный запах изо рта, что мешало бы солдатам противника смешиваться с гражданским населением.

Несмотря на всю дикость подобных предложений, Пентагон потратил на «гей-бомбу» и прочие подобные разработки 7,5 миллионов долларов.

О так и нереализованном проекте общественности стало известно в 2004 году. Грянул скандал – правозащитники обвиняли США в нарушении конвенций о нераспространении химического оружия, ЛГБТ-сообщество было возмущено гомофобией американских военных. Гей-активисты заявляли, что солдаты-гомосексуалисты сражаются не хуже натуралов.

Игнобелевский же комитет счел, что данный проект безусловно достоин премии мира.

Лал Бихари и «мертвые души»

В 2003 году Игнобелевской премии мира был удостоен индиец Лал Бихари с формулировкой «за значительные посмертные достижения».

Путь к «Антинобелю» крестьянин из самого густонаселенного индийского штата Уттар-Прадеш начал в 1976 году, когда, обратившись за кредитом, узнал, что… умер. Во всяком случае, по данным властей он числился умершим. Нет, Лал не попадал в ДТП с потерей памяти, не пропадал без вести и даже не терял документы. Дело в том, что в штате Уттар-Прадеш наиболее хитрые жители нашли оригинальный способ получения дефицитных в этом перенаселенной крае земельных участков. За взятку местный чиновник юридически «хоронил» родственника, на землю которого имел виды предприимчивый взяткодатель. В случае с Лалом Бихари, его «похоронил» родной дядя, после чего на основании официальных документов завладел землей крестьянина.

Лал Бихари попытался доказать, что он живой, однако чиновники штата, получившие за счет «похороненных заживо» хороший доход, возвращать крестьянина «с того света» не собирались.

За свое «воскрешение» Лал Бихари боролся почти двадцать лет. Чтобы привлечь внимание к проблеме, он устраивал шумные похороны самого себя, добивался выплаты своей жене компенсации за смерть мужа, даже выдвигал свою кандидатуру на парламентских выборах.

Лишь в 1994 году индийские власти сдались и официально признали Бихари живым.

В процессе своей борьбы крестьянин узнал, что таких же «мертвых», как и он сам, очень много. Бихари основал и возглавил «Ассоциацию мертвых людей», которая борется за «воскрешение» жертв индийской коррупции. При создании ассоциации в нее вошло около ста человек, но к 2011 году в ней состояло более 20 тысяч участников. Процесс «возвращения к жизни» в Индии благодаря Лалу Бихари идет, хотя и крайне медленно.

ВМФ Великобритании и «бум-бум»

В 2000 году Игнобелевская премия мира досталась Королевскому Военно-Морскому флоту Великобритании. Причем следует признать, что наградой была отмечена поистине пацифистская инициатива военных моряков – они перестали… стрелять.

О необычном ноу-хау в мае 2000 года поведала британская газета «Гардиан». Оказалось, что с некоторых пор Королевский флот запретил курсантам Военно-морской артиллерийской школы использовать в учебной подготовке снаряды.

Курсанты этого прославленного учебного заведения, расположенного на базе Кембридж, около Плимута, по новому приказу должны были заряжать и наводить орудия, а вместо выстрела издавать в микрофон звуки, имитирующие стрельбу. Как рассказал газетчикам матрос с одного из военных кораблей: «Раньше мы всегда слышали канонаду с базы Кембридж, а сейчас там только крики в микрофон: «Бум, бум».

​Впрочем, отказ от стрельбы был вызван любовью не столько к тишине и миру, сколько к деньгам. Поскольку цена одного снаряда составляет 642 фунта стерлингов, то британские ВМФ за три года на «бум-бумах» сэкономили 5 миллионов фунтов.

Разумеется, на награждение представители Королевских ВМФ не пришли, за них награду получал англичанин Ричард Робертс, лауреат Нобелевской премии по медицине. Доктор Робертс признал, что кричать «бум-бум» в микрофон для моряка унизительно, и предложил свой выход из положения – достал игрушечный пистолет, нажал на курок, и вместо выстрела из него выскочил флажок с надписью «бум».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах