aif.ru counter
Срочная новость Путин назвал главный способ решения проблемы снижения уровня жизни Срочная новость
Григорий Кубатьян 5199

Божественный Хо Ши Мин. Как отец вьетнамской независимости стал богом

Отец вьетнамской независимости Хо Ши Мин не дожил лишь 6 лет до победы над оккупантами его родной страны. А после смерти он стал… богом.

Храм под Вунгтау похож на обычный буддистский.
Храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. © / Григорий Кубатьян / АиФ

Отчаянный путешественник и авантюрист, изощрённый политик, прекрасный оратор, шпион, работавший на несколько разведок мира, - во Вьетнаме его называют дядюшка Хо, мило и по-семейному, как какого-то домового.

Нет, он не увлекался чёрной магией, как Гитлер, культ его личности не мог сравниться со сталинским, а число последователей было значительно меньше, чем у Мао. И всё же кто из великих диктаторов мог бы похвастаться наличием целой религии имени себя? А вот у Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему.

Буддисты-коммунисты

Один из таких храмов находится на окраине города Вунгтау. Нынче этот город принадлежит нефтяникам. Вдоль его набережных плавают танкеры и сухогрузы. Когда-то Вунгтау считался вьетнамским Лас-Вегасом. Здесь реками текло вино, не смолкала музыка и не утихал кутёж в казино и борделях. Когда вьетнамские коммунисты выгнали американцев и захватили Вунгтау, то сожгли все бордели вместе с проститутками. Тех, что не погибли, отправили «на перевоспитание» в трудовые лагеря. Похожая участь ждала и развесёлую столицу Южного Вьетнама город Сайгон. Его переименовали в Хошимин, в честь легендарного основателя Коммунистической партии Вьетнама.

Когда-то здесь не смолкала музыка
Когда-то здесь не смолкала музыка. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян

Возможно, именно с этого момента Хо Просветитель (именно так расшифровывается псевдоним Ши Мин) стал богом. Нет, коммунисты Вьетнама официально считают себя атеистами и в Бога не верят. Но в Юго-Восточной Азии быть абсолютным атеистом невозможно. Например, в соседнем Лаосе не принимают в компартию тех, кто не отслужил какое-то время монахом в буддистском храме. А во Вьетнаме буддисты и коммунисты вместе боролись против американской оккупации. Поэтому когда коммунисты пришли к власти, то не стали разрушать буддистские храмы (большая их часть уже была разрушена американцами), а вместо этого стали смешивать две идеологии.

Вот и храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. Он расположен на холме, чтобы добраться до него, нужно пройти через узорные ворота с драконами, львами  и символами инь и ян, а потом подняться по лестнице. Во дворе храма массивный бронзовый колокол, как во всех буддистских храмах, и такой же огромный барабан. Единственное отличие - красный флаг с серпом и молотом, развевающийся на флагштоке в центре двора.

Внутреннее убранство храма напоминает нечто среднее между китайской пагодой и мемориальным кладбищем. Стены украшены табличками с именами павших героев. На алтаре в центре стоит бюст Хо Ши Мина, а перед ним бронзовая чаша с курящимися ароматическими палочками. Слева и справа от алтаря скульптуры, изображающие цапель, стоящих на спинах черепах. В клювах у цапель сжаты жемчужины. Птицы символизируют интеллектуальную элиту, жемчужины - высшее знание, а черепахи - простой народ-труженик. Странные скульптуры для святилища пролетарского вождя, они скорее бы подошли для конфуцианского храма. Впрочем, здесь есть и прославляющая труд символика. Например, изображения электрических вышек на ростовых китайских фарфоровых вазах.

Фото: АиФ / Григорий Кубатьян

В храме Хо Ши Мина периодически собираются ветераны войны и ответственные партийные работники, приносят венки с выложенными из цветов звёздами. Приводят сюда и группы школьников, как водили советских детишек к мемориалам Ленина. И всё-таки культ Хо Ши Мина зашёл ещё дальше. Алтари с его портретами, цветами и дымящимися палочками встречаются даже в частных домах: в гостиных, где традиционно висят портреты умерших родственников, стоят статуэтки будд или изображения Девы Марии. Перед алтарём Хо Ши Мина блюдо с арбузами, бананами, манго. Во Вьетнаме божествам почему-то всегда подносят фрукты и никогда - колбасу.

Аскет или многожёнец?

В центре Ханоя находится мавзолей Хо Ши Мина. Говорят, дядюшка Хо был против того, чтобы из него делали мумию. Но так уж было принято в социалистических странах. Отняв у людей привычные религии, коммунисты давали новую. Вместо крестов, полумесяцев или будд - красные флаги, серпы-молоты и золотые звёзды. Во Вьетнаме часто можно увидеть футболки с портретом Хо, где золотая звезда у него вместо нимба. Коммунистам даже не пришлось ломать старые устои. Использовать мощи святых для поклонения - обычная практика в Юго-Восточной Азии. Разве что вместо круглой дальневосточной ступы построили квадратный ближневосточный мавзолей. Но обходят коммунистическую святыню по кругу так же, как обходят святые буддистские места.

У Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему
У Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян

Образ жизни Хо Ши Мина отчасти роднит его с Буддой. Жил аскетично, в небольшом доме, жены не имел, питался скромно. Даже ходил в обуви из автомобильных покрышек, как беднейшие из крестьян. При этом полностью посвятил себя стране и борьбе за её независимость.

Иногда появляются книги, авторы которых сомневаются в святости дядюшки Хо и даже обвиняют в тайном многожёнстве. Что ж, у каждой настоящей религии должны быть свои еретики. На кострах их вьетнамские власти не сжигают - не те времена, но всё же борются с ересью как могут: проклинают, изгоняют, запрещают. А дядюшка Хо взирает на это бронзовыми глазами сотен статуй и улыбается с тысяч портретов. Он - бог вьетнамцев, и весьма могущественный. Ведь даже пришедший в страну воинствующий капитализм не смог повергнуть его, как многих других коммунистических божеств. А значит, будут продолжать дымиться палочки в его храмах и будут всегда свежие фрукты на его алтарях.

Из «АиФ. Без границ» № 13, 2012 г.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Александр
    |
    20:43
    19.05.2014
    2
    +
    -
    Статья весьма поверхностная. "Нынче этот город принадлежит нефтяникам. Вдоль его набережных плавают танкеры и сухогрузы" - не совсем так. Корабли плавают рядом потому, что фарватер для захода в Сайгонский порт проходит мимо Вунгтау. Нефтяники - не очень большая часть его населения, но самая богатая. Каждый (подчёркиваю - каждый) рабочий - нефтяник со стажем более 15 - 20 лет имеет собственный 2 - 3 этажный дом (чаще - 2), притом, что земля там очень дорогая. Спросите рабочих в наших городах - у них так? В таких домах, как на фото, живёт приехавшая из сёл ("понаехавшая" по нашему) беднота. И таких домов в Вунгтау уже немного. Меньше, чем в среднем Российском городе "хрущёвок". Погуглите, и увидите красивейшую гранитную набережную с прогулочным тротуаром вдоль моря длиной более 10 км, цветочные клумбы на разделительных полосах протяжённостью многие километры. И все это возникло за последние 20-25 лет. В то время, когда мы боролись со своей "прогнившей социалистической системой", Вьетнам боролся с нищетой. И сегодня его экономика развивается такими темпами, о каких нашим "эффективным менеджерам" остаётся только мечтать. Александр. Работал там 10 лет.
Комментарии (1)
  1. Александр
    |
    20:43
    19.05.2014
    2
    +
    -
    Статья весьма поверхностная. "Нынче этот город принадлежит нефтяникам. Вдоль его набережных плавают танкеры и сухогрузы" - не совсем так. Корабли плавают рядом потому, что фарватер для захода в Сайгонский порт проходит мимо Вунгтау. Нефтяники - не очень большая часть его населения, но самая богатая. Каждый (подчёркиваю - каждый) рабочий - нефтяник со стажем более 15 - 20 лет имеет собственный 2 - 3 этажный дом (чаще - 2), притом, что земля там очень дорогая. Спросите рабочих в наших городах - у них так? В таких домах, как на фото, живёт приехавшая из сёл ("понаехавшая" по нашему) беднота. И таких домов в Вунгтау уже немного. Меньше, чем в среднем Российском городе "хрущёвок". Погуглите, и увидите красивейшую гранитную набережную с прогулочным тротуаром вдоль моря длиной более 10 км, цветочные клумбы на разделительных полосах протяжённостью многие километры. И все это возникло за последние 20-25 лет. В то время, когда мы боролись со своей "прогнившей социалистической системой", Вьетнам боролся с нищетой. И сегодня его экономика развивается такими темпами, о каких нашим "эффективным менеджерам" остаётся только мечтать. Александр. Работал там 10 лет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как этаж и расположение квартиры влияет на сумму коммуналки?
  2. Какие рекорды может побить погода в Москве?
  3. Сколько раз можно венчаться?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ