aif.ru counter
Елена Воронова 0 2024

Деревянная железная дорога. Станции — объекты культурного наследия Москвы

«АиФ» — о старинных железнодорожных станциях Москвы.

Станция «Подмосковная» Московско-Рижской железной дороги.
Станция «Подмосковная» Московско-Рижской железной дороги. © / Andreykor / Commons.wikimedia.org

На единственном сохранившемся московском вокзале, сделанном из дерева, начались противоаварийные и ремонтные работы. Он расположен на станции «Подмосковная» Московско-Рижской железной дороги, хотя вопреки названию давно уже не имеет территориального отношения к Московской области. Есть в Москве и другие станции, несущие на себе печать времени и являющиеся к тому же объектами культурного наследия — «АиФ» рассказывает об этих станциях.

Подмосковная

Поезда начали ходить отсюда в июле 1901 года, а сама станция до открытия Виндавского вокзала (старое название Рижского, потому что оттуда ходили поезда в латвийский город Виндава, ныне Вентспилс) выполняла функции полноценного вокзала. «Подмосковная» была конечной станцией — при этом настолько популярной, что, если верить сообщениям газет того времени, самой большой проблемой для пассажира, сошедшего здесь, было достать извозчика.

Здание вокзала спроектировано в стиле «модерн», ему соответствуют и другие постройки — водонапорная башня, паровозное депо с поворотным кругом, административное здание. Сегодня это единственное деревянное вокзальное сооружение на территории Москвы и ближнего Подмосковья. Оно перенесло пожар, но уцелело, а в помещении сохранились лепные карнизы и деревянные оформления интерьера.

Станция «Подмосковная», начало ХХ века.
Станция «Подмосковная», начало ХХ века. Источник: Public Domain

В 2008 году здание получило статус объекта культурного наследия. Сегодня на станции проведены первоочередные противоаварийные работы. По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, от мусора расчищены чердак и первый этаж, удалены аварийные участки стропильной системы и несущих конструкций, установлен временный навес и опоры для стен.

Белокаменная

Никаких строений из белого камня здесь не водится (станция находится на территории заповедника «Лосиный остров»), а название это получила в 1908 году для привлечения туристов как «исконно московское». Сегодня здесь расположен маленький вокзал и два аккуратных станционных домика. Кстати, неподалёку работает баня, поэтому на станции часто пахнет топящейся печью. Место настолько красивое и характерное, что на станции не раз снималось кино. В частности, эпизод известного фильма «Когда деревья были большими» делали именно здесь, поменяв вывеску «Белокаменная» на «Селиваново».

Не так давно станция получила статус «объект культурного наследия» — это означает, что здесь нельзя ничего перестраивать, копать, менять ландшафт, делать перепланировку в зданиях.

Станция «Белокаменная» МЦК.
Станция «Белокаменная» МЦК. Фото: Commons.wikimedia.org/ A.Savin

Лихоборы

Одна из интереснейших старинных станций — «Лихоборы» на МЦК, она была построена в 1908 году в характерном для большинства старых станций Московской Окружной железной дороги жанре — смешение модерна и псевдорусского стиля. Именно здесь, кстати, находился нулевой километр дороги, отсюда шёл отсчёт. Кроме того, на «Лихоборах» кольцо пересекалось с Николаевской (позже Октябрьской) железной дорогой. Сегодня на станции сохранились исторические здания в красно-белых оттенках: вокзал, мастерские, нефтекачка, кузница и даже помещение отхожего места (также в стиле модерн!). На фасаде бывшего дома начальника участка тяги между двух окон красуется изваяние совы — символа мудрости.

Станция «Лихоборы».
Станция «Лихоборы». Фото: Commons.wikimedia.org/ Artem chulukin

Угрешская

Это самая дальняя (расположенная на другой половине «кольца») станция от «Лихобор», хотя постройки созданы в том же самом стиле. Сегодня уже мало кто помнит, что когда-то здесь были не лучшие московские «достопримечательности». Из воспоминаний одного из первых пассажиров Окружной дороги (датируются 1908 годом): «Пересекли Московско-Казанскую железную дорогу. Вступаем окончательно в область болот, свалок и всякой мерзости. Справа поля орошения, свалки, старые городские бойни, возле которых дышать нельзя, слева — холерное кладбище. И посредине этих зловонных палестин красуется станция Угрешская».

В те годы из Москвы золотари действительно возили мимо Угрешской отходы в сторону Люберец, где располагались поля аэрации. Сегодня ничего этого в помине нет, а сама станция — красивая и ухоженная.

Станция «Угрешская».
Станция «Угрешская». Фото: Commons.wikimedia.org/ Andrey Volykhov

Лефортово и Пресня

Есть на МКЦ станции, мимо которых «Ласточки» пролетают без остановок, хотя их постройки являются интереснейшими историческими объектами. Как, например, «Лефортово», которая сейчас является грузовой. Однако в 1908 году здесь сходили пассажиры, была она людной и нарядной. На станции сохранился вокзал, два жилых дома начала прошлого века и казарма. Но любоваться всем этим можно только из окна поезда.

Ещё одна историческая грузовая станция, которая всё же готовится в будущем принять пассажиров — это «Пресня», здесь помимо остановки поездов планируется создать музей Окружной железной дороги.

Станция «Пресня».
Станция «Пресня» перед реконструкцией. Фото: Commons.wikimedia.org/ Leonrid

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему Голанские высоты так называются?
  2. Что за доклад подготовил экс-директор ФБР Мюллер и о чем в нем говорится?
  3. Как индексируются пенсии работающим пенсионерам после увольнения?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ