aif.ru counter
Константин Кудряшов 54754

Не хмель страшен – похмелье. Как отрезвляли на Руси

Статья из газеты: АиФ Здоровье №1-2 29/12/2015

Ни один рассказ о роли алкоголя в истории не обходится без легендарной фразы князя Владимира: «Руси есть веселие питии, не можем без того быти».

Фрагмент картины Константина Маковского «Боярский свадебный пир», 1883 год.
Фрагмент картины Константина Маковского «Боярский свадебный пир», 1883 год. © / репродукция

В преддверии новогодних праздников это и вовсе можно считать хорошим тоном. Но за всё надо платить. В случае с «веселием питии» расплачиваться приходится буквально собой. В этом и состоит суть похмелья.

Во все тяжкие

Хмель и похмелье — как партия и Ленин: говорим одно, подразумеваем другое. Что, кстати, отражено и в русском фольклоре. Вот начало одной скоморошины XVII столетия:

Хмелюшка по выходам гуляет, сам себя Хмель выхваляет:

—  Нету меня, Хмелюшки, лучше, нету меня, Хмеля, веселее...

А вот и закономерный финал басни и пирушки:

Из котла-то я, Хмель, подымался, не в одном мужике разыгрался.

Я бросал их об тын головами, да во скотский навоз бородами.

Искусство отражает реальность, и в данном случае делает это прекрасно. Древнее описание похмелья как навоза в бороде довольно точно соответствует современному ответу на вопрос об утреннем самочувствии: «Как будто кошки во рту ночевали».

Но, пожалуй, самое отчаянное и беспросветное описание похмелья оставил нам другой деятель и писатель XVII века — протопоп Аввакум. Вообще алкогольная тема ему чем-то близка. Своих политических соперников он называет не иначе как «сии новые апостолы, что по все дни пьяны и с похмелия мудрствуют». Или ещё хлеще: «Мудрецы, дрожжами прокисшие, книги пишут трясущимися руками, ползая пьяны по земле, яко гады». И наконец, чеканная формулировка: «Проспалися бедные с похмелья, и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».

Квасу — бой!

К тому моменту в питейном деле на Руси уже произошла революция. Основным напитком стала водка, дающая примерно такое состояние похмелья, как воспетое Аввакумом. Но не было чуждо оно и в более ранние времена. Другое дело, что называлось это состояние несколько иначе — «язя квасная». Здесь придётся пояснить оба слова. Первое, «язя» — это болезнь особого рода, такое пограничное состояние, близкое к обмороку, обозначающее разброд и шатание в ногах и мыслях.

Определение «квасная» указывает на происхождение болезни — от кваса. Но не от того, каким мы утоляем жажду в летнюю жару. Похмелье вызывал другой квас — «творёный», то есть сваренный. Он же в некоторых источниках «погибельный». По крепости и воздействию он приравнивался к вину, о чём говорят некоторые церковные предписания: «Вина и творёна кваса не держати и не пити», а также более суровое: «Горе квас гонящим!» По всей видимости, это была крепкая зерновая брага, приготовленная по особой технологии — сначала варили сусло, потом его сбраживали, «бодрили» хмелем и, наконец, выстаивали до нужной кондиции.

В результате получался напиток крепостью до 15% с устрашающим содержанием сивушных масел и прочих побочных продуктов брожения. Похмелье от него было ожидаемо зверским, о чём говорит тот факт, что больше ни один алкогольный напиток не удостоился официальной молитвы специального назначения. Она так и называется: «Молитва над болемъ, пиящем квас».

Неизвестно, впрочем, насколько эта молитва была эффективна как лекарственное средство. Так что наши предки в полном соответствии с пословицей «На Бога надейся, а сам не плошай» принялись изыскивать другие способы снять или хоть как-нибудь облегчить утреннюю трясучку, бешеный пульс, головную боль и сухость во рту.

Комплексный подход

Пока в качестве основных алкогольных напитков фигурировали относительно безобидные меды или редкие вина, которые к тому же пили разбавленными водой, средства были попроще. В одном из лечебников, который восходит к болгарским и греческим трактатам о здоровье, указано: «Ежели человек упился, нарежь луку репчатого и поднеси понюхать — сразу отрезвеет». Эффект тот же, что с нынешним нашатырём — вполне действенная штука. Но с появлением крепких «квасов погибельных» такие приёмы уже не работали. Нужен был комплексный подход.

Одним из первых в отечественных источниках упоминается средство, которое внезапно называется «Похмелье». Это была жирная и острая похлёбка на бараньем бульоне с добавлением большого количества солёных огурцов. Любой современный нарколог укажет, что такое блюдо — ровно то, что нужно измученному организму.

Другое дело, что моментального облегчения оно не приносит, о чём свидетельствуют и исторические хроники. В июле 1445 г. войска коалиции Великого князя Московского Василия II, Можайских князей Ивана и Андрея, а также Василия Серпуховского встретились в битве под Суздалем с отрядами казанских царевичей Мамутяка и Якуба. Как готовились к битве казанцы, неизвестно. Русские же накануне пировали всю ночь. А наутро, как особо отмечено, «князья покушали похмелья». И кабы битва состоялась на час-полтора позже, похлёбка сработала бы полностью. Но не сложилось. Татары напали раньше, и результат оказался печален — князья изранены и в плену. За князя Василия Московского назначили баснословный выкуп в 200 тысяч рублей — пожалуй, самая высокая цена похмелья за всю историю.

Ценою крови?

Ещё один вполне эффективный метод приписывают Петру Великому. По каким-то мутным причинам его связывают с путешествием царя-плотника в Голландию, где тот, якобы, пристрастился к сухофруктам, в частности абрикосам, и придумал лечить похмелье банальным компотом, который назвали «узваром». Всё это — домыслы из серии «слышал звон, да не знает, где он». Абрикосы и Голландия здесь ни при чём, равно как и компот. Единственное, что верно — слово «узвар». Это старинный русский напиток, упоминаемый ещё в «Домострое». И от компота он отличается прежде всего технологией — если компот положено варить, то узвар лишь доводят до кипения, а потом долго настаивают. А похмельный узвар и вовсе был особенным, с травами. Полный рецепт таков: плоды шиповника, зверобой, пустырник, мёд. Опять-таки, набор вполне соответствует рекомендациям современных наркологов. Шиповник — это витамины, зверобой — лёгкий антидепрессант, пустырник — успокоительное, мёд — микроэлементы. Всё что надо.

К сожалению, в дальнейшем традиционная отечественная медицина, в том числе и прикладная наркология, была оттеснена «прогрессивными» европейскими тенденциями. Рассол, похлёбка «Похмелье», резаный лук и узвар уступили место другим методам. Внешне они соответствовали самым передовым веяниям. Так известно, что сенатор и статс-секретарь Екатерины Великой Александр Храповицкий был запойным алкоголиком. Екатерина же начинала свою работу рано утром — в шесть она пила кофе, а в семь требовала к себе статс-секретаря с бумагами и докладом. Бронебойное антипохмельное средство было необходимо Храповицкому как воздух. С точки зрения стратегии он выворачивался блестяще — завёл себе штат слуг, которые отслеживали перемещение господина по гостям, изымали не вяжущего лыка сенатора из-за стола и доставляли его к лекарю. Вот тут начинался беспредел. Вместо щадящих и насыщающих организм витаминами средств лекарь выпускал несчастному по 2–3 чашки крови. Остаётся лишь удивляться здоровью Храповицкого — он прожил при таком режиме до 51 года.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Карабас
    |
    11:55
    01.01.2016
    3
    +
    -
    «Руси есть веселие питии, не можем без того быти». Это документальная фраза князя или пересказ из какого-то сказания? Автор явно получает удовольствие, развивая тему пьянства русского народа. Притягивая за уши отдельные описания пьянства.. Если копнуть - то итальянцы бухают винишко многие века, ежедневно и за любой трапезой и даже вместо воды...Ну и зело чудят в этом виде.. По этой методике можно сегодня из из любого народа сделать дебилов - достаточно надергать в ю-тьюбе видеоприколов снятых на территории России, США или любой страны..И подать их под нужным углом.. Автор явно любитель крепких напитков, с желанием оправдать свои пристрастия..
  2. Ренат Мавлютов
    |
    15:35
    01.01.2016
    1
    +
    -
    Лучше хаша и литра кумыса для опохмелки еще ничего не придумали
Комментарии (2)
  1. Карабас
    |
    11:55
    01.01.2016
    3
    +
    -
    «Руси есть веселие питии, не можем без того быти». Это документальная фраза князя или пересказ из какого-то сказания? Автор явно получает удовольствие, развивая тему пьянства русского народа. Притягивая за уши отдельные описания пьянства.. Если копнуть - то итальянцы бухают винишко многие века, ежедневно и за любой трапезой и даже вместо воды...Ну и зело чудят в этом виде.. По этой методике можно сегодня из из любого народа сделать дебилов - достаточно надергать в ю-тьюбе видеоприколов снятых на территории России, США или любой страны..И подать их под нужным углом.. Автор явно любитель крепких напитков, с желанием оправдать свои пристрастия..
  2. Ренат Мавлютов
    |
    15:35
    01.01.2016
    1
    +
    -
    Лучше хаша и литра кумыса для опохмелки еще ничего не придумали
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Будут ли действительны бумажные паспорта после перехода на электронные?
  2. Какая техника будет считаться «шпионской», а какая — нет?
  3. Может ли продажа С-400 Турции выйти боком для России?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ