Примерное время чтения: 6 минут
8445

«Тоже не мух ноздрями бьём». Как Хрущёв пил пепси и ругал американский быт

Никита Хрущёв и Ричард Никсон на открытии выставки.
Никита Хрущёв и Ричард Никсон на открытии выставки. National Archives and Records Administration

Под выставку отвели несколько гектаров в парке, а центром экспозиции стал круглый павильон, перекрытый ажурным решётчатым куполом золотистого цвета, созданный по проекту американских архитекторов и инженеров. Второй павильон размещался за главным и составлял с ним единый архитектурный ансамбль. Третьим сооружением стало круглое здание, предназначенное для показа кинофильмов. Экраны опоясывали зал, образуя замкнутую круговую панораму. Здесь же возвели одноэтажный жилой дом с типичным интерьером и полным набором американской бытовой техники. Открывал выставку специально прилетевший для этого в Москву вице-президент США Ричард Никсон, а в качестве почётных гостей на открытии присутствовало высшее советское руководство во главе с Никитой Хрущёвым.

Реклама от Хрущёва

Спор о политических системах и обмен репликами Хрущёва и Никсона по поводу достижений своих стран произошёл на фоне модели американской кухни и потому вошел в историю под названием «кухонные дебаты». В полемическом запале Хрущёв «разрешил» американцам жить при капитализме, но обещал догнать Америку через семь лет. О достижениях СССР он высказался просто, но не вполне понятно для гостей: «Мы тоже не мух ноздрями бьём», а об американской технике отозвался с пренебрежением: «А у вас нет машины, которая клала бы еду в рот и проталкивала её дальше? Вы показываете нам много интересных вещей, но они не необходимы для жизни. От них нет пользы. Это всё лишь штучки». 

Однако советский лидер сам невольно принял участие в рекламе американских товаров. На открытии выставки Никсон предложил Хрущёву попробовать пепси-колу. В то время её производитель рекламировал напиток под слоганом «Будь общительным, пей ’’Пепси’’!». Фотография, на которой Хрущёв с серьёзным видом и под тревожными взглядами Никсона и Ворошилова пьёт пепси из картонного стаканчика с логотипом фирмы, появилась во многих западных изданиях с подписью «Хрущёв хочет быть более общительным». На заднем плане за спинами Никсона и Ворошилова можно разглядеть сурового мужчину со стаканчиком пепси в руке. Это был председатель совета директоров и исполнительный директор компании PepsiCo Дональд Кендалл, который позже признался, что это он попросил Никсона подвести Хрущёва к киоску.

Кроме газировки и принадлежностей домашнего и кухонного обихода на выставке было что посмотреть. Книги, предметы искусства, товары потребления... Среди экспонатов были телевизионные установки, катера, тракторы и, конечно же, множество автомобилей. Однако Никита Сергеевич был твёрд в отстаивании преимуществ советского образа жизни. Иногда — до неприличия. По словам знаменитого американского фотографа Элиота Эрвитта, родившегося в семье эмигрантов из России и знавшего некоторые специфические выражения русского языка, во время дебатов Никсона и Хрущёва, когда вице-президент США сказал, что они богатые и едят мясо, а русские бедные и едят капусту, Хрущёв просто-напросто послал его по матушке. Сам Никита Сергеевич оценивал американскую выставку однозначно негативно: «Выставка не имела успеха, потому что отношение к ней организаторов оказалось несерьёзным: она носила сугубо пропагандистский характер, так как содержала главным образом фотографии или экспонаты художников и скульпторов. Выставка носила сугубо агитационный характер и не удовлетворяла запросов наших руководящих хозяйственных, технических и партийных кадров».

Посетители у экспозиция производителей легковых автомобилей. Американская Национальная Выставка в Сокольниках, Москва, 25 июля 1959 года.
Посетители у экспозиция производителей легковых автомобилей. Американская Национальная Выставка в Сокольниках, Москва, 25 июля 1959 года. Фото: РИА Новости/ Анатолий Гаранин

«Американские штучки»

Что касается пропагандистского характера американской национальной выставки, то наши руководящие товарищи в этом не сомневались с самого начала. План ответных контрпропагандистских мероприятий был одобрен на совещании в ЦК КПСС ещё весной того года. И главным в этом деле был, конечно, сам Никита Сергеевич. В программу визита Никсона в СССР входило двухчасовое катание на катере по Москве-реке. Во время прогулки Хрущёв неоднократно направлял катер к купающимся и спрашивал их: «Скажите, вы у нас порабощены? Вы рабы?». На что советские купальщики дружно отвечали с детства знакомым: «Мы не рабы, рабы не мы!», после чего Хрущёв с победным видом обращался к Никсону: «Разве эти люди похожи на рабов коммунизма?».

Ключевой темой своей экспозиции в Москве американцы сделали повседневную жизнь в США. На фоне весьма скромного быта большинства советских людей того времени разрыв в уровне благосостояния населения двух стран был очевиден, а простых москвичей и гостей столицы он просто ошеломлял. Если советским представителям удалось настоять на предварительном просмотре всех фильмов, включая мультипликационные, которые американцы собирались демонстрировать посетителям, и изъять из экспозиции некоторые книги, то с основными выставочными стендами они ничего не могли поделать. На совещании у секретаря ЦК КПСС Екатерины Фурцевой решили организовать полемику заранее подобранных и проинструктированных посетителей с пристендовыми гидами-переводчиками, а материалы этой полемики использовать в репортажах с выставки. Кстати, как признался впоследствии один из американских студентов-волонтёров, работавший в Сокольниках гидом, только половина из группы были действительно студентами, другую половину составляли работники ЦРУ и других госучреждений США.

Удивительно, но в чём-то оказался прав и Хрущёв, называвший передовую американскую технику «штучками». Так, американцы показали не существующий в то время в природе робот-пылесос и чудо-кухню Whirlpool. Представитель фирмы много лет спустя признался, что этой якобы полностью автоматизированной кухней управлял хорошо спрятанный человек.

Тем временем советские партийные функционеры докладывали, что на территории выставки нет киосков с водой, поэтому многие вынуждены пить пепси-колу, однако плюются, попробовав этот напиток, называют его керосиновой настойкой и отходами нефтепродуктов. Изучая реакцию наших сограждан на выставку, американцы разместили книгу отзывов только на второй неделе её работы, когда большинство «правильно организованных посетителей» уже ознакомилось с экспозицией. В конце каждого рабочего дня сотрудники американского информагентства изымали из книг листы с отзывами. Помимо прочего, это делалось и для того, чтобы защитить советских граждан, выступавших с критикой СССР.

В целом же выставка имела огромный успех: за шесть недель в Сокольниках побывало более 2,5 миллионов человек.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах