aif.ru counter
Вячеслав Костиков 9080

О чём поют сегодня перепёлки… Есть ли надежда услышать новые песни?

Одна из причин того, что конкурс им. Чайковского в Москве даже в условиях резких политических размежеваний сохраняет высочайший мировой статус, состоит в том, что он сумел остаться вне политики.

Вячеслав Костиков
Вячеслав Костиков © / АиФ

Классическая музыка, несмотря на различия людей, стран, политических систем и идеологических направлений, продолжает объединять людей. Но это, увы, является скорее исключением.

К сожалению, многие сферы культуры сегодня всё больше и больше политизируются и превращаются в поле информационной войны. Телевидение (как транслирующее звено) в силу высочайшей своей политизации ещё больше усиливает этот разъединительный тренд. К сожалению, это мировое явление. Во многих странах «культурная политика» становится частью пропаганды и всё чаще превращается из объединяющего фактора в заложницу и жертву политических интриг и противостояний.

Россия - не исключение.

Теоретические основы этого заложил, как известно, В. Ленин. Его установка на то, что культура является орудием классовой борьбы, выдерживалась фактически  на протяжении 70 лет советской власти и пустила глубокие корни в нашу общественную и культурную жизнь. Влияние этих принципов «культурной политики» ощущаются в России и до сих пор.  

Девичьи страдания

До революции русская песня была одним из проявлений национального культурного и духовного единства. В ней почти не было идеологических или социальных примесей. Звучала тоска по воле, девичьи страдания, ямщицкая удаль, кабацкий задор, солдатская доля, любовь к белой берёзе, к Волге-матушке.

Совет­ская культура, унаследовав во многом русскую песенную традицию, фактически сразу же после победы большевистской революции начала вводить в песенное содержание классовые, социальные, политические и даже узкопартийные мотивы. На разных этапах в зависимости от «политического момента» в ней звучали то мотивы ненависти к буржуазии и врагам «трудового народа», то энтузиазм «строителей коммунизма», то восторг перед партией и её деяниями, то неприкрытое обожествление вождей.

«Под солнцем Родины
мы крепнем год от года,
Мы делу Ленина и Сталина верны.
Зовёт на подвиги советские народы
Коммунистическая партия страны!»

В советской песне утвердился уникальный сплав незатейливых человеческих чувств, умиления русской душой и восторгов по поводу успехов советского строительства:

«Всю ночь поют в пшенице перепёлки
О том, что будет урожайный год,
Ещё о том, что за рекой в посёлке
Моя любовь, моя судьба живёт».

Требования, которые заказчики песен предъявляли поэтам и композиторам, были просты. Песня должна быть задорной (власть, особенно в годы лишений, всегда стремилась веселить народ), лирической, боевитой. Поощрялась и озорная частушка: ведь надо было не только звать народ на подвиги, но и веселить его. Особенно в условиях нарастающего товарного и продуктового дефицита.

«Меня милый уговаривал:
давай-давай гулять!
Уговаривал, да мало,
уговаривай опять».

Но совершенно обособленно стояли действительно глубокие, трогательные и популярные до сих пор песни военных лет. Кто не помнит знаменитый «Синий платочек» или «Бьётся в тесной печурке огонь».

Власть всячески поощряла и народную, и новую советскую песню, справедливо рассматривая их как инструмент поддержания трудового энтузиазма и единства партии и народа.

«Нам ли стоять на месте?
В своих дерзаниях
всегда мы правы.
Труд наш есть дело чести,
Есть дело доблести
и подвиг славы».

В силу исторической песенности русского народа песня была и сильным объединяющим фактором. В СССР пели все слои населения: рабочие, крестьяне, чиновники, солдаты, партийные работники, воры и барыги. Песни (выпив бражки) пели в быту, во время праздников, демонстраций. Они постоянно звучали по радио, в некогда знаменитых передачах «по заявкам трудящихся», на концертах. Судя по опубликованным воспоминаниям, во время ночных посиделок на «ближней даче» в Кунцеве вместе со Сталиным пело и ближайшее окружение - тов. Маленков, Булганин, Берия, Молотов, Каганович, Хрущёв.

Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Засланные птички

Сегодня не только песня, но и искусство утратили как мобилизующую, так и объединяющую роль. Потребители искусства, как и народ, распадаются на сегменты, и каждый из этих сегментов смотрит и заказывает своё кино, свою музыку, свои спектакли и свои развлекательные шоу. А вытеснение русскоязычной песни англоязычной приводит к тому, что народ вообще не понимает, кто и о чём поёт. Да и сами слова песен в значительной мере утратили смысл. За громом гитарных басов слов зачастую и не расслышишь.

Нужно ли кого-то винить в этом? Скорее всего, виновных и нет. Едва ли вытеснением русской песни из наших репертуаров занимаются какие-то специально засланные к нам иностранные агенты. Дело не в том, что к нам залетели чужие перепёлки, а в том, что само искусство пребывает в растерянности перед быстро усложняющимся и фрагментирующимся  миром.

Что же касается России, то объединяющую роль искусства сегодня уничтожает и резкое размежевание материального положения различных слоёв населения. В силу дороговизны билетов народ, по сути дела, вытеснен не только из театров и концертных залов, но и из кинотеатров. Потребителем искусства становится элита. Но и элита всё больше фрагментируется в зависимости от своего происхождения, близости к власти, денежным потокам и планов на будущее. И разные части элиты заказывают свою музыку. В этой связи очень показательным является то, что в сегодняшнем русском искусстве такое большое место стали занимать блатные мотивы, милицейская тематика, бытовая грязь и насилие, гражданская нетерпимость - прямое след­ствие специфики происхождения нашей нынешней элиты и её нравственной ущербности. Так что других песен пока не ждите.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Фёдор-Юрьевич Ильин[vkontakte]
    |
    05:55
    15.07.2015
    9
    +
    -
    Микола: Удивляться происходящему не приходиться - после развала СССР, в результате грабительской приватизации к власти пришли самые непорядочные люди, которые до поры, до времени скрывали своё истинное нутро! И всё, что происходит вокруг - это производное их истинного нутра!
  2. Коля Дроздовъ
    |
    16:26
    17.07.2015
    7
    +
    -
    Коля, не только у тебя вымывает, а по всему бывшему ГУЛАГу. =================================================================================== Некогда хуторянам архивы рассекречивать о второй мировой,они животину от зоофилов зачищают.Ишь, как чешет хуторянин фактами и цифирами о б изуверах зоофилах.Всё точно знает, до кажной загубленной свиноматки,а о погибших в ГУЛАГе не знает-не помнит.
Комментарии (159)
  1. Микола Ульянов
    |
    00:12
    15.07.2015
    -2
    +
    -
    "НЕ нужен мне берег турецкий и Ахриканские песни Костикова тоже."Интернационал не Ленин придумал.Нашёл о чём говорить.
  2. Фёдор-Юрьевич Ильин[vkontakte]
    |
    05:55
    15.07.2015
    9
    +
    -
    Микола: Удивляться происходящему не приходиться - после развала СССР, в результате грабительской приватизации к власти пришли самые непорядочные люди, которые до поры, до времени скрывали своё истинное нутро! И всё, что происходит вокруг - это производное их истинного нутра!
  3. Микола Ульянов
    |
    00:17
    15.07.2015
    0
    +
    -
    А перепёлки то при чём?Они крестьянам поёт-пора за работу,а стемнеет-фить фирю,чо значит-Спать пора.
  4. Николай Шакуро
    |
    02:54
    15.07.2015
    1
    +
    -
    Раньше у песен и слова и смысл был, а сегодня? Какие слова (никакие) такой и смысл. Иногда лучше не прислушиваться, а то прислушаешься и услышишь - "И её изумрудные брови колосятся под знаком Луны". А тут уже главное не представлять. А то представишь этого монстра, и инфаркт хватит.
  5. Хома
    |
    12:20
    15.07.2015
    2
    +
    -
    jngener: Ага. Типа "у неё глаза,два бриллианта в три карата.." Но пипл хавает, вот что поразительно.А главное объявляют,что поют "звёзды".Я бы этих "звездей" в самодеятельность не взял.
  6. Анна Поляк
    |
    15:32
    15.07.2015
    2
    +
    -
    jngener: Браво! Так и есть, какой министр культуры, таковы и песни и искусство в целом. Нувориши заказывают музыку! Вот закрывала "Славянский бульвар" "певица" Аргубаш, ни голоса, ни похоже музыкального слуха, внешность посредственная. Ну кто ее толкает? Вроде с мужем-мясным королем, выведшим ее на орбиту эстрады расплевалась. Кто теперь-то в ценителях ее "творчества"? И так почти вся эстрада.
  7. Леонид г. Тим
    |
    08:26
    15.07.2015
    5
    +
    -
    Да хоть о перепёлках.хоть о сычах-всё равно Микола закидает форум комментариями. А деятели искусств наверно потому обожают английскую мову,потому,что в случае чего подлечиться едут за бугор,вот и тренируются в изучении языка.
  8. Карабас
    |
    10:28
    16.07.2015
    2
    +
    -
    Леонид г. Тим: Микола - это психотип. Ему жизненно важно, чтобы на него обратили внимание. Таким людям плевать, что они говорят, навязывая свое присутствие - в метро, поезде, на улице, где угодно - им главное говорить что-то.. Помните историю про Люсю? Люся очень боится виски с колой - потому, что после виски с колой Люся ни хрена не боится..
  9. самара
    |
    12:52
    15.07.2015
    1
    +
    -
    снести всю эту либеральную тусовку под корень с земли Русской.========================== ДАВНО ПОРА!!!!!!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что делать, если вовремя не передал показания электросчетчика?
  2. Когда и где смотреть матч за третье место ЧМ по хоккею с участием России?
  3. Что представляет собой атомный ледокол «Урал»?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ