Примерное время чтения: 11 минут
1370

Пальмира на Неве. В Эрмитаже создают копию разрушенного боевиками города

Храм Бэла - центральный в крупнейшем храмовом комплексе Пальмиры.
Храм Бэла - центральный в крупнейшем храмовом комплексе Пальмиры. / Яна Хватова / АиФ

Несколько месяцев назад боевики разрушили красивейший античный город — сирийскую Пальмиру. В настоящее время восстановить утраченные храмы и памятники невозможно, но зато совсем скоро все желающие смогут, находясь в Петербурге, совершить виртуальную прогулку по улицам Пальмиры и увидеть все её достопримечательности, узнать историю их возникновения и даже совершить покупку на античном рынке. 

Волонтёры создали компьютерную игру о пальмирском рынке.
Волонтёры создали компьютерную игру о пальмирском рынке. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Созданием интерактивной копии древнего сирийского города занимаются волонтёры Государственного Эрмитажа. С нуля они возводят разрушенные храмы Пальмиры и отливают памятники. «Изучая культурное наследие Пальмиры, мы увидели, насколько оно многонационально и богато, — рассказывает начальник сектора по работе с волонтерами Государственного Эрмитажа Михаил Кожуховский. — Конечно, мы не можем воссоздать всё, но мы хотим дать хотя бы возможность прикоснуться к этому культурному наследию, чтобы люди узнали, как две тысячи лет назад шла жизнь небольшого, но очень интересного города».

Волонтёры всех стран, объединяйтесь!

Пока петербуржцы и туристы изучают предметы искусства в залах Эрмитажа, в одном из небольших помещений музея кипит работа по воссозданию разрушенной боевиками сирийской Пальмиры. За компьютерами одни волонтёры ищут в интернете любую информацию о культурном наследии Пальмиры на разных языках, другие проектируют интерактивную карту античного города, а на полу сушатся гипсовые копии древних памятников. Активисты начали заниматься изучением культуры города ещё в прошлом году, когда только возникла угроза захвата Пальмиры. Впоследствии проделанная работа оказалась не напрасной: боевики разрушили город, и теперь волонтёрам предстоит буквально отстроить его заново — правда, в масштабе 1:100. 

Центральной фигурой на карте станет скульптура льва, охраняющего газель.
Центральной фигурой на карте станет скульптура льва, охраняющего газель. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В настоящее время над воссозданием Пальмиры безвозмездно трудятся десятки художников, филологов, технарей и биологов, причём многие из них приехали в Петербург из разных стран мира — Греции, Великобритании, Швейцарии, Франции, Германии, Италии и других государств. За одним из компьютеров работает Карлос — ландшафтный архитектор их Испании. Каждый волонтёр выполняет свою отдельную задачу. Так, Карлос проектирует интерактивную карту сирийского города. Многие иностранные волонтёры продолжают сотрудничать с петербуржцами прямо из-за границы.

Испанец Карлос работает над виртуальной картой города.
Испанец Карлос работает над виртуальной картой города. Фото: АиФ/ Яна Хватова

От компьютерной игры до интерактивной карты

Проект виртуальной Пальмиры состоит из нескольких направлений. Чтобы сформировать у людей комплексную картину восприятия античного города, волонтёры решили показать Пальмиру в разных форматах. На голограммах можно будет увидеть изображения утраченных памятников, а в специально разработанной игре «Пальмирский рынок» каждый желающий прогуляется по древнему базару, пообщается с торговцами и узнает о пальмирских пошлинных тарифах.

В игре можно побывать на рынке в Пальмире, пообщаться с торговцами и купить товар.
В игре можно побывать на рынке в Пальмире, пообщаться с торговцами и купить товар. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Главное же детище волонтёров Эрмитажа — большая интерактивная карта Пальмиры с улицами и площадями, она будет достигать примерно 10 метров в длину. Позже на ней будут расставлены уменьшенные гипсовые копии храмов и памятников древнего города. К сожалению, о том, как выглядели сооружения в античной Пальмире, сохранилось очень мало информации, и волонтёрам приходится собирать её по крупицам. «Данные мы берём преимущественно из интернета, — рассказывает руководитель группы волонтёров Михаил Кожуховский. — Благодаря тому, что у нас многонациональный коллектив, мы собираем данные на всех языках, ведь на русский и английский переводится далеко не всё! Например, у немцев были замечательные проекты реконструкции в XIX веке, они рассчитывали каждый миллиметр. Эти данные помогли нам в создании макетов».

Днём и ночью волонтёры собирают любую информацию об античном городе.
Днём и ночью волонтёры собирают любую информацию об античном городе. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Некоторые детали пришлось додумывать»

Сейчас некоторые объекты для интерактивной карты уже готовы. Среди них — центральное здание крупнейшего храмового комплекса античной Пальмиры: храм Бэла — верховного бога, который у жителей Пальмиры ассоциировался с Зевсом. В этом удивительном храме гармонично сочетаются две абсолютно разные культуры — европейская и восточная: само здание выполнено в греческом стиле, а верхушки башен на нём — персидские. От восточной культуры осталось и поклонение звёздам: храм венчает большая астрономическая площадка. К сожалению, из-за действий боевиков от храма Бэла остался лишь один портал — арка, обрамляющая вход в здание — поэтому волонтёрам пришлось немало потрудиться, чтобы представить его в первоначальном виде. «Из-за разрушения храма боевиками нам приходится додумывать вид некоторых деталей, — говорит Михаил Кожуховский. — В храме Бэла не сохранилось ни одной капители, и мы сделали их по образу капителей других храмов. А ещё до начала угрозы захвата Пальмиры у храма не было крыши, и мы судили о ней по остаткам деталей. Мы не можем поехать в Пальмиру и увидеть все памятники, но мы активно советуемся с историками».

Лев на скульптурной композиции изображён с богиней Аллат.
Лев на скульптурной композиции изображён с богиней Аллат. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Хотя до наших дней дошло не так много изображений Древней Пальмиры, известно, что это был самый богатый город античности: все его тротуары были украшены огромными колоннадами, а памятники — отлиты из бронзы. Конечно, повторить такую роскошь невозможно, поэтому волонтёры делают статуи, здания и монументы из картона, гипса и пластика. Так, центральной фигурой интерактивной карты станет божественный символ Пальмиры — фигура льва. «В этой композиции лев охраняет хрупкое создание, газель, — отмечает Кожуховский. — Газель чувствует свою безопасность и опирается на лапу льва. Мифология, которая стоит за этой скульптурой, до нас не дошла, поэтому мы не знаем, что хотели передать древние авторы. Мы можем только догадываться, что газель символизирует богиню Аллат, которая всегда изображалась с этим львом. Эта скульптура льва, от которой в Пальмире ничего не осталось, говорит нам о том, насколько хрупко культурное наследие».

Памятники и скульптуры для интерактивной карты волонтёры делают из гипса и алебастра.
Памятники и скульптуры для интерактивной карты волонтёры делают из гипса и алебастра. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Собрать Пальмиру своими руками

Совсем скоро огромная интерактивная карта Пальмиры с первыми объектами появится в одном из зданий Государственного Эрмитажа, и посетители смогут не просто увидеть на ней памятники виртуальной Пальмиры, но и самостоятельно их расставить, а некоторые — даже «построить». Специально для этого волонтёры сделали храм Бэла разборным: его детали крепятся на магнитах. 

Храм Бэла сможет «построить» каждый посетитель Эрмитажа.
Храм Бэла сможет «построить» каждый посетитель Эрмитажа. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Тем временем волонтёры из Северной Пальмиры, как называют Петербург, трудятся над воссозданием Древней Пальмиры дни и ночи напролёт. Они собирают и структурируют информацию, делают детальные чертежи памятников и храмов и регулярно обсуждают планы действий с Михаилом Пиотровским — директором Эрмитажа: волонтёрам хочется, чтобы ни одна деталь не ускользнула от их внимания, и картина восприятия античного города была бы цельной, а посетители музея полностью погружались бы в атмосферу Древней Пальмиры. Сейчас об окончании проекта говорить ещё рано. Активисты уверены, что работа займёт много лет: на карте постоянно будут появляться новые объекты, а готовые — совершенствоваться. Волонтёры признаются: это самый сложный проект на их практике. «Мы хотим показать, насколько важно внимательно относиться к культурному мировому наследию, — объясняет Михаил Кожуховский. — Ведь это наследие не отдельно взятой страны, Сирии, а история всего человечества, часть культурного достояния, которое обогащает каждого из нас!».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах