Примерное время чтения: 5 минут
1667

Трамвай, который не тонет. Каким будет речной общественный транспорт?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Что с малыми городами России? 12/09/2018

Вплавь по карте «Тройка»

«В 2021 г. мы запустим пилотный маршрут регулярного движения речных трамваев от Нижних Мнёвников до Киевского вокзала», - сообщил на прошлой неделе руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспорт­ной инфраструктуры Максим Ликсутов. И добавил, что протяжённость пути составит 10 км, а ждать трамвая придётся 4-6 минут.

Этот анонс основывается на исследовании, которое провели для города эксперты Выс­шей школы экономики. «Мы разработали 8 вариантов для запуска пилотного участка, Департамент транспорта выбрал вариант Нижние Мнёвники - Киевский вокзал, - рассказал «АиФ» директор Цент­ра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко. - Речь идёт о 7 о­становках, они запланированы там, где уже есть действующие причалы и где таковые запроектированы согласно программе развития Москвы-реки. Речной трамвай будет поочерёдно причаливать то к правому, то к левому берегу, так что можно рассматривать его и как переправу.

Нами была разработана компьютерная модель, которая позволяет предсказать пассажиро­поток в часы пик. На данный момент модель показывает, что отток пассажиров от других видов транспорта будет исчисляться лишь сотнями человек в час и без городских дотаций речной трамвай не сможет существовать. То есть каждая поездка будет обходиться бюджету столицы в 200 руб. Почему так дорого? Есть несколько причин.

Необходимо закупить новый флот ледокольного класса (иначе невозможно обеспечить круглогодичную навигацию). Ещё одно условие, которое город назвал обязательным, - это интеграция флота в систему общественного городского транспорта. Согласно техзаданию Департамента транспорта, москвичам нужно обеспечить возможность оплачивать такие поездки картой «Тройка». Это означает реконструкцию причалов и создание там инфра­структуры для пассажиров. При этом надо понимать, что речной трамвай никогда не станет конкурентом автобусам или метро, ведь процесс посадки-высадки на воде кардинально другой. Он занимает минимум 4 минуты, ведь надо пришвартоваться, обеспечить безопасную посадку и высадку людей, потом снова отправиться в путь и набрать скорость. Поэтому маршрут Нижние Мнёвники - Киевский вокзал займёт 55 минут и сократить это время не получится.

Но модель не позволяет в целом оценить реальную востребованность такого нестандартного для нас вида передвижения, так как потребность в передвижениях не ограничивается трудовыми поездками. Вот почему нужен пилотный маршрут - чтобы реально оценить эти факторы».

На очереди - Химкинское водохранилище

Не стоить думать, что речные трамваи слишком экзотичны. Остановки пилотного маршрута удобно расположены (см. инфографику), плюс реальный пассажиропоток способен оказаться намного выше смоделированного. «Очень может быть, что москвичи начнут е­здить на работу по воде, даже если это на 20 минут дольше, чем на автобусе или метро, - считает Константин Трофименко. - Просто потому, что такой путь красивее и необычнее стандарт­ных. Круглогодичная речная навигация - как вспомогательный городской транспорт - успешно действует в Лондоне, польском Гданьске, в канадских городах, где климат схож с Москвой. Мировой опыт показывает, что регулярное водное сообщение работает на имидж города, делает реку «живой». А сейчас Москва-река превращается из разрозненных безлюдных территорий в единое общественное пространство, работающее на город, будь то досуг москвичей, транспортная система или туризм».

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Кстати, маршрут Нижние Мнёвники - Киевский вокзал - не единственный водный проект столицы. Сейчас обсуждается транспортное сообщение через Химкинское водохранилище и в районе Нагатинского затона.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах