aif.ru counter
Юлия Тутина 18 1130

Владимир Легойда: Eсли Церковь вдруг начнет потакать греху, то зачем она ну

Все материалы сюжета Великий пост и Пасха

О том, что следует делать в эти дни и готова ли к самоограничениям наша элита, как защитить детей от гей-пропаганды...

Владимир Легойда. Фото: РИА Новости

«АиФ»: — Идет Масленица, говорят, это все язычество — ее праздновать. Но ведь весело же! Так как быть — праздновать или нет?

В.Л.: — Если праздновать все, что весело, то очень быстро станет совсем не весело. (Смеётся). А если говорить чуть серьезней, то большинство масленичных традиций уже потеряли изначальный языческий смысл. Хотя, конечно, корнями масленица уходит в дохристианское время. Церковь «переплавила» этот праздник, вложила в него новые смыслы.

Масленица всегда выпадает на неделю перед Великим постом и в церковном календаре называется «сырной седмицей». Масленичная неделя — это во многом телесная подготовка к посту. В течение семи дней верующие могут вкушать молоко, яйца и рыбу, воздерживаясь лишь от мяса. Отменяются традиционно постные дни — среда и пятница. Происходит постепенный отказ — вначале от мяса, а затем, с началом поста, и от других скоромных (непостных) продуктов. Этим выражается принцип умеренности и разумности, характерный для православной традиции.

«Сырная неделя», которую, кстати, предваряют духовно значимые для подготовки к будущему Великому посту «неделя о фарисее и мытаре» и «неделя о блудном сыне» заканчивается для верующих людей не похмельем и несварением желудка, а Прощеным воскресением, когда каждый призван примириться с обидчиками и обиженными. Наверное, не стоит забывать об этом и в веселые масленичные дни.

«АиФ»: — Многие россияне готовятся держать Великий пост, немалая часть — впервые. Что в этом случае важнее — попробовать регулярно ходить в церковь, или молиться дома, или не смотреть развлекательное кино?

В.Л.: — Важно понимать, что вся христианская аскетическая практика, в том числе ограничения в еде, всегда является лишь средством для изменения самого человека. Поэтому если соблюдение постных ограничений в еде не меняет нашего душевного настроя, то, наверное, мы поторопимся, если уверенно скажем, что соблюдали пост.

При этом я бы не стал взвешивать, что важнее: молитва, ограничения в питании, отказ от развлечений или что-то еще. В человеке всё взаимосвязано. И телесные ограничения тоже влияют на душевное состояние. Внешняя часть поста тоже помогает человеку. Наевшись до отвала, да еще опрокинув пару рюмочек «под щучью голову» человек с большим трудом становится на молитву. Проверено опытом поколений.

Часто можно встретить верные в общем рассуждения о том, что намного важнее не обижать людей, а не ограничивать себя в еде. Отсюда нередко следует, что если, например, ты пришел в гости, то можно съесть и предложенную непостную пишу — главное, человека не обидеть. Однако на практике это может превратиться в то, что мы «смиренно» умнем половину торта, «благочестиво» оправдывая свои действия стремлением не расстраивать хозяйку. Тогда как на самом деле это может быть банальное обжорство, неспособность к самому простому самоограничению.

«АиФ»: — И что делать, если во время поста сорвался — наелся вредного? Вступил в супружескую близость с супругом?

В.Л.: — Пост — не китайская ваза, которую, разбив, невозможно склеить. Если бегун спотыкается — это еще не значит, что не дойдет до финиша победителем.

Внимание же к проблеме телесных супружеских отношений в пост мне кажется чрезмерным. Православная Церковь очень деликатно относится к этой сфере человеческой жизни, опытный священник никогда не будет стремиться регулировать вопросы «постели» своих прихожан.

«АиФ»: — В Госдуме скандал за скандалом — оказалось, огромное количество депутатов скрывают свою недвижимость и прочие богатства. Они по одному сдают мандаты. А что вообще происходит с обществом, если его Госдума и министры — воры и мошенники? Как это могло произойти и что с этим делать теперь?

В.Л.: — Я очень не люблю обобщений подобного рода. А то мы так про любую сферу можем сказать: что делать обществу, если журналисты пишут заказные статьи; как жить, если учителя не любят детей и т.д. Люди разные: учителя, врачи, журналисты и даже депутаты.

Не думаю, что с обществом происходит что-то принципиально новое, доселе неизведанное человечеству. Негодяи встречались всегда и везде. Это ни в коем случае не повод, чтобы считать, что всё пропало и посыпать голову пеплом. Кстати, наступающий пост — повод задуматься не о депутатских грехах, а своих собственных. Дума и министерства состоят не из инопланетян, а из нас с Вами. Поэтому от наших дел и выбора зависит, что делать дальше и каким будет наше общество.

Церковь же всегда готова помочь всем оступившимся. Это относится и к тому, кто стащил булочку в магазине, и к тому, кто украл миллионы. Всем им Господь дает шанс. И если Бог не отворачивается ни от какого человека, то кто мы, чтобы эти шансы забирать? Другое дело, что, как говорил мой любимый Жеглов, «вор должен сидеть в тюрьме». Но это к государству, не к Церкви.

«АиФ»: — Может быть, им всем нужно срочно покаяться, а нам выбирать депутатов только из кристально честных? Только где же их найти?

В.Л.: — Полностью согласен с первой частью Вашего вопроса, с одной лишь оговоркой: каяться хорошо всем, а не только депутатам. В том числе тем, кто депутатов обличает. Евангелие говорит нам о единственно возможном способе помочь другому изменить его: вначале измениться самому, избавиться от собственных грехов. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк 6:42). Абсолютно жесткая зависимость: сначала изменись сам, тогда узнаешь как помочь ближнему. Иначе не бывает.

«АиФ»: — В Европе мода на смягчение отношения к гомосексуалистам. В России тоже, похоже, активно действует сильнейшее гомосексуальное лобби. Что с этим делать и как противостоять этой ужасной моде? Как защитить детей?

В.Л.: — Смягчение отношения к грешнику не может приводить к оправданию греха. Есть вещи, с которыми Церковь никогда не согласится. Какая бы «погода» ни была в обществе, о чем бы ни говорили правозащитники и какие бы законы ни принимало государство — Церковь не приемлет грех. И если Церковь вдруг начнет потакать греху, то зачем она нужна? К сожалению, мы видим такие печальные примеры в некоторых западных христианских традициях.

Если бы еще 40 лет назад в Европе заговорили бы о том, что скоро узаконят гомосексуальные браки, в это мало бы кто поверил. Однако эти времена наступили. Поэтому сегодня многие предупреждают: следующим шагом может оказаться узаконенная педофилия. Нам это сегодня может казаться диким, но пройдет время и кто-то скажет: «Ну и что такого? А есть люди, которые так любят детей, подростков... А ребенок вовсе и не против...». И то, что сегодня язык не поворачивается сказать — вполне возможно, что это через некоторое время будет провозглашено нормальным. Не дай Бог, конечно.

К слову, американский социолог Марк Регнерус с 2010 по 2012 год провел исследование «Как отличаются взрослые дети, родители которых имеют однополые отношения». Опрос 3000 взрослых респондентов, чьи родители состояли в однополых сексуальных отношениях, привел к неожиданным данным. Эти дети были на порядок более склонны к самоубийству, чаще оказывались неспособны хранить супружескую верность и соответственно чаще заболевали венерическими заболеваниями и чаще страдали психологическими расстройствами, чем дети, выросшие в традиционных семьях.

«АиФ»: — В последние недели один за другим от рук маньяков погибают дети. Даже СКР уже расписалось в своем неумении ловить преступников, мол, за это следует отвечать родителям. А что реально происходит в обществе, если даже в строгом Татарстане такие ужасы творятся?

В.Л.: — Действительно, в последнее время мы узнаем из СМИ о каких-то совершенно невероятных, ужасных вещах. Но давайте посмотрим на это не только эмоционально, но и трезво. Недавно один очень уважаемый человек (в недавнем прошлом — следователь и прокурор) точно заметил: за последние годы таких случаев не стало больше. Просто раньше о них меньше говорили в СМИ.

Эти ужасные события действительно были всегда. И в тоталитарном Советском Союзе был Чикатило, и не он один. Почему же сейчас стало так важно широко распространять наиболее шокирующие данные?

Для Церкви любой грех от самого большого до страшного объясним: причина не в общественном строе, а в человеческой природе. Падшей, поврежденной грехом. И поэтому в обществе происходит то же, что и обычно. Могут быть спады и падения, но в общем и целом это так. Поэтому и делать нужно то, что и обычно: задача государства — эффективно и честно трудиться на благо граждан, задача семьи — давать детям представления о добре и справедливости, задача Церкви — утешать, воспитывать, пробуждать совесть.

«АиФ»: — Еще про детей: меняется порядок выбора усыновителей — разрешено брать детей большему виду категорий граждан — больным, инвалидам, одновременно увеличивается единовременная выплата (до 100 тысяч рублей) тем, кто собрался усыновлять больных деток. Решит ли все эти меры проблему с усыновлением или что-то необходимо изменить в сознании общества и насколько позитивно, что наших детей теперь не отдают в США?

В.Л.: — То, что мы отдавали и продолжаем отдавать своих детей за границу — наша национальная боль. Особенно, если вынуждены признать, что не можем обеспечить им здесь такие условия проживания или лечения, которые есть в других странах. Это уже и боль, и позор.

В Рождественском обращении этого года Святейший Патриарх призвал всех, «кто может сделать важный шаг в жизни, направленный на усыновление детей, на поддержание сирот, — сделайте этот шаг». Надеюсь, его слова были услышаны многими.

Проблема детей, лишенных любви родителей, объясняется кризисом семейных ценностей, кризисом любви. Ужасно еще и то, что потребительская логика подталкивает людей к такому выбору: зачем ребенок, если он создает проблемы для беззаботной жизни? И неважно, кто делает такой выбор — алкоголику-слесарю или топ-менеджер. Отказ от детей — это надматериальный выбор, и поэтому экономическая стимуляция — важный, но не исчерпывающий проблему механизм.

У Церкви в России 90 детских домов. И мы планируем продолжать и активизировать служение в этой сфере. Но важно понимать, что наша конечная задача не в том, чтобы заменить детям родителей, в том, чтобы совместно с государством и обществом воспитать таких родителей, которые не мыслят своей жизни без детей, родных или приемных.

«АиФ»: — У католиков меняется Папа — что это значит для России? Будет ли теперь встреча Патриарха с новым Папой? Предполагается ли курс на сближение? Вот недавно к нам в Москву один из кандидатов на папский престол приезжал... Насколько важно конкретная фигура нового Папы? Или независимо от выбора отношения будут одними и теми же?

В.Л.: — Роль личности в истории — вопрос не новый и неоднозначный и здесь нет линейных ответов. Естественно, от личности зависит многое. Что касается наших взаимоотношений с католиками, то в последние годы они, как принято говорить, демонстрировали «положительную динамику». За этими словами стоит многое, в том числе отстаивание христианских ценностей в современном мире.

Что касается встречи с папой, то позиция проста и неизменна: такая встреча не может пройти «для галочки». Ее результатом должны стать серьезные шаги, принятие важных решений. Как только мы к этим решениям будем готовы — с обеих сторон — так сразу такая встреча и произойдет.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Меркатор
    |
    09:49
    13.03.2013
    1
    +
    -
    Интересно как долго ещё народы Мира будут избавляться от этой глупости - веры в несуществующего бога, веры в детские сказки, записанные в еврейской Торе и честно переписанные оттуда в Ветхий Завет и Коран, а также от сказки Нового Завета, противоречащего во многом Ветхому Завету.Вот уж действительно большинство любого народа - стадо рабов, недостойных иной участи, кроме той, которую имеют.
Комментарии (18)
  1. Меркатор
    |
    09:49
    13.03.2013
    1
    +
    -
    Интересно как долго ещё народы Мира будут избавляться от этой глупости - веры в несуществующего бога, веры в детские сказки, записанные в еврейской Торе и честно переписанные оттуда в Ветхий Завет и Коран, а также от сказки Нового Завета, противоречащего во многом Ветхому Завету.Вот уж действительно большинство любого народа - стадо рабов, недостойных иной участи, кроме той, которую имеют.
  2. и это было
    |
    10:11
    13.03.2013
    0
    +
    -
    "Рече безумен в сердце своем: несть Бог...".
  3. Шкодник
    |
    12:56
    13.03.2013
    0
    +
    -
    Какой заботливый Меркатор. О народах Мира заботится! Ну не хочешь верить - флаг тебе в руки и паровоз навстречу. Взрослые люди сами в состоянии решать во что им верить а во что нет. Не лезь своими грязными вонючими ногами в чужую душу. Со своей лучше разберись. Тоже мне знаток Торы.
  4. Meerflieger
    |
    14:50
    13.03.2013
    0
    +
    -
    "...Взрослые люди сами в состоянии решать во что им верить а во что нет. Не лезь своими грязными вонючими ногами в чужую душу..." Не лезьте со своей воняющей ладаном и миллионами трупов Верою в школы, в души наших детей. Которые не в состоянии сами решать во что им верить а во что нет.И никто вас, вонючих баранов и овец христовых не тронет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем опасен фиктивный брак?
  2. Чем рискует покупатель, оплачивая счет напрямую на карту продавца?
  3. Кто такой Сантьяго Солари, ставший главным тренером «Реала»?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ