Новое оформление Евангелия - путь длиною в 15 лет

Художник Мюд Мечев выпустил первое в России полное графическое оформление истории жизни Иисуса Христа. Он по-своему осмысливает...

«AиФ» провёл презентацию нового издания Евангелия в иллюстрациях народного художника России Мюда Мечева, которое стало первым опубликованным в стране полным графическим оформлением истории жизни Иисуса Христа.

15 лет поиска

Создание иллюстраций ко всем четырём Евангелиям стало главным делом жизни художника. Путь к завершению работы был длиной в 15 лет.

- Я и моя верная помощница супруга Ольга Хлопина не знали, закончим мы этот труд или нет. Денег нам никто не платил. Но во время работы мы были абсолютно счастливы, - признался Мюд Мечев.

Учителя

Его учителями были лучшие мастера легендарной русской школы искусств, среди которых был профессор Орлов, рисовавший вместе с Левитаном «Плес» на Волге, любимый ученик Поленова профессор Захаров, Павел Корин и другие.

- Это была особая школа, она внушала нам, кто мы, - рассказал художник. – Когда у меня накопилось какое-то мастерство, я все думал, неужели я всю жизнь буду натюрморты писать?.. Я очень люблю таких художников, как Александр Иванов и Николай Ге, и я подумал, почему мне не начать работать над иллюстрациями к Евангелию?! К тому времени у меня сложился уже свой образ этой книги и свое представление. И в итоге получилось первое Евангелие, которое еще никому не принадлежало, никакой церкви.

Начало работы над книгой

Идея создания иллюстраций к Евангелию зародилась у художника в 91-м. В эти нелёгкие для России годы было трудно найти необходимую литературу. Для поиска книг Мюд и его жена отправились в Европу, затем в Новый Валаам. Отбор материалов занял почти 2,5 года.

- Мой метод, если честно говорить, самый дурацкий, - сказал Мюд. - Меня в семье называют «Черепаха». Я все делаю очень медленно, быстро я вообще не умею работать. Сначала я собираю материал – это горы каких-то рисунков, эскизов, фотографий, вырезок из книг, ксероксов... Потом я все это распределяю в картотеку: отдельно конверты «руки», «головы» и так далее. Моя работа имеет под собой очень серьезный фундамент.

Образ Христа

Одной из самых сложных задач в создании иллюстраций к Евангелию стал поиск образа Христа. Мечев перебрал сотни репродукций и книг, вглядывался в лица прохожих, многие часы ездил в московском метро и даже однажды встретил человека, похожего на Иисуса, но не решился подойти к нему, о чём впоследствии жалел.

- Мы с Олей были в Ватикане, - вспоминает художник. - Там я там увидел голову Асклепиуса, античного бога врачевания. Но помещение было закрыто, мне так и не удалось сделать точные наброски. Мы вернулись в Россию и на базаре подошли к будочке, в которой торговали всем, чем попало. Вдруг смотрю - стоит голова того же Асклепиуса! Наша копия, конечно, не ватиканская, но здорово похожая. Мне сказали, что голова стоит 25 рублей. Мы с Олей открыли наши кошельки, там было ровно 25 рублей! Я купил эту голову и долго с ней работал. Я приделал ей бороду, усы, по-разному освещал – и вышел этот образ.

Препятствия

Одной из проблем в создании образов стало то, что Мюд Мечев не имел возможности нанять натурщиков.

- У нас натурщик – это довольно капризное существо, на него нужно очень серьезную оплату. К тому же художник зависит от своей модели, она им командует – сколько часов она может позировать, какое освещение она может выдержать, - недоумевает Мюд. - И я вспомнил, что раньше художники работали с манекенами. Мы раздобыли большие французские манекены времён Бальзака – мужской и женский – и с ними я работал.

В постоянном изучении работ других мастеров, в поисках новых форм он столкнулся и с трудностями изображения тканей одежды.

- У меня не получались складки – мы не те ткани брали, какое-то советское искусство выходило, - рассказал Мюд Мечев. - В Финляндии мне подарили пару нижнего белья. Это была очень хорошая, шелковая рубашка и такие же кальсоны. Я не понял этого подарка, но только тогда. А когда мы приехали, я это все бросил на пол, и увидел – сформировались потрясающие складки. Тогда я их накинул на манекен, и понял: вот те драпировки, которые мне могут служить, они до сих пор мне служат.

Всё это время художник видел своих героев во сне. Эти видения помогали ему в создании образов.

- Я часто вижу наших героев во сне, причём я не понимаю, что это сон, я думаю, что это действительность, - признался Мюд. - В это время я говорю не по-русски, а или по-французски, или на латинском языке, что для меня совершенно странно, потому что я никогда не учил латынь. И мне очень нравится говорить с ними.

По словам художника, у творческого человека существует какая-то связь с иным миром, который входит в наши расчеты совершенно неожиданно.

- Важно быть таким человеком, чтобы вовремя понять, что это такое, и использовать это для работы. Как банкир, который использует все свои возможности для своего банка, - отметил он.

Образ Иуды

Постепенно в эскизах Мюда сформировались главные образы. Все - за исключением облика Иуды. Помимо общеизвестных героев Евангелия художник вывел ещё два: это Народ и Природа.

- Я считаю, что в народе есть какая-то такая сила и какое-то свойство, которое имеет знак минус и знак плюс. Хочет народ – появится Гитлер, а захочет народ другой – появится Солженицын. И я считал, что одним из основных героев евангелия должен быть народ, поэтому там очень много голов, очень много портретов, - рассказал Мюд. - Кроме того, там есть такой герой, который присутствует и который трудно назвать иначе как Природа, потому что те пустынные места, горы, идущие фигуры – это все та же сущность Евангелия, как и слова Иисуса.

Отдельным сложным блоком работы над иллюстрациями стал поиск образов отрицательных героев, главный из которых – Иуда.

- Я все думал – как же сделать вообще Иуду? – вспоминает Мюд Мечев. - И тут ко мне пришла идея. Дело в том, что во время войны в нашем быту появились такие особенные мощные, откормленные люди, с решительной и неприятной внешностью, - это были люди, которые заведовали продуктовыми магазинами. Мой Иуда – это такой человек, у которого все объясняется просто. Все решается просто. Нужно иметь только силу и полное отсутствие в душе совести – и все будет твое. Такой он тут и получился.

По словам Мюда, многие художники рисовали Иуду «каким-то трепещущим, но он не был таким человеком, он знал, что делает».

- Плевать он на все хотел. Но почему он примкнул к этому сообществу Иисуса – апостолам, это мне до сих пор непонятно. Я не знаю, - признался мастер. - Там особой выгоды для него не было. Правда, он заведовал денежным ящиком… Но какие деньги были у Иисуса? 20 рублей?

Загадки Евангелия

Посвятив 15 лет жизни пристальному изучению Евангелия, Мюд по-прежнему задаётся многими вопросами.

- В Евангелии очень много загадок. И одна из таких загадок – это простота апостолов. Ведь это были абсолютно простые люди, как мы бы сказали, колхозники. Их уделом был физический труд, и всё. Как они могли понять логику Иисуса, как они поверили в эту логику и как они смогли выдержать ту борьбу, которая им предстояла? Это для меня до сих пор не ясно, - задумался художник.

Все эти годы Мюд Мечев чувствовал по отношению к себе поддержку от самых разных людей. Многие из его вдохновителей, к сожалению, не дождались момента публикации книги.

- Я знал, как работали другие художники, с каким трудом. У меня рисовалось очень просто и довольно быстро. Я работаю современными графитными карандашами на кальке. Причем когда я рисую, я на кальку смотрю и с правой, и с левой стороны. Потом я закрепляю лаком для волос – и это готовый оригинал. Когда это все закончено, то я и Оля, мы испытываем какие-то странные чувства, что неужели это мы сделали вообще и как это удалось…

Во время подготовки работ Мюд представлял Евангелие как суровое повествование о нашей жизни.

- Она всегда одинакова, в принципе. Это громадный опыт, который накоплен народом, нацией. Знать его необходимо так же, как правила дорожного движения. Если нам это не важно людям – что тогда важно?..

Досье

Мюд Мечев – народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Карелии, почётный иностранный член Общества «Калевала» (Финляндия).

Справка

Евангелие с 264 графическими иллюстрациями Мюда Мечева было выпущено в декабре 2008 года издательством «Острова».

Весь тираж Евангелия является некоммерческим и будет распространён по библиотекам и частично музеям России. Книги также будут переданы во все филиалы сети Центральной детской библиотеки России.

 

Посмотреть фильм о Евангелии с иллюстрациями Мюда Мечева

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что будет за воровство тележек из магазина?
  2. Сколько нужно держать градусник под мышкой?
  3. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ