00:05 15/01/2014 Юлия Тутина 22 13873

Владимир Легойда: кроме свободы человека, есть еще свобода действий Бога

Статья из газеты: АиФ №3 15/01/2014

Глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда - о святынях, сиротах и коммерциализации Рождества.

Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда.
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. © / Роман Кульгускин / АиФ

Многочасовые очереди к привезённым с Афона Дарам волхвов показали, насколько возросло влияние Русской православной церкви. 

Об этом и иных насущных темах, связанных с верой, «АиФ» поговорил с Владимиром Легойдой, главой Синодального информационного отдела Московского патриархата

Логика неверующего

Юлия Тутина, «АиФ»: Владимир Романович, в Москве к Дарам волхвов стояли гигантские очереди. При этом далеко не все в этой очереди ходят в церковь, держат посты... Ощущение, что у нас в стране победило не православие, а идолопоклонничество. Или такой первый шаг неизменно приведёт людей в храмы в будущем?

- Как говорят в академической среде, ощущение - категория ненаучная… Ваши вопросы заданы в логике неверующего человека. Верующий знает, что можно стать в конец очереди одним, а выйти через несколько часов совсем другим. Так со многими и происходит. Мы часто говорим о свободе человека, но есть ещё свобода действий Бога. Да и как можно оценить «религиозное качество» многотысячной очереди, где стоят совершенно разные люди? Их разность, пожалуй, единственная точная характеристика этой общности. Кстати, в дни пребывания Даров в Москве мне звонили с разными вопросами о святыне очень многие и очень разные люди. Включая всему миру извест­ных докторов наук, людей с высоким уровнем церковного сознания. Их очень сложно назвать идолопоклонниками. А что может привести человека к Богу? Да всё что угодно. Это область действия Господа, а не человека. Проверено временем.

Очередь к Дарам волхвов
Очередь к Дарам волхвов. Фото: АиФ / Роман Кульгускин

- Запад насаждает моду на гомосексуализм. Как защитить нацию от этого? 

- Не может быть компромисса между злом и добром. Церковь учит нас, что гомосексуализм должен быть назван грехом, а не «естественной склонностью». И это касается любого греха, а не только вами упомянутого. Но, называя грех грехом, мы, православные христиане, не испытываем ненависти к грешнику. Любой согрешающий всегда может обратиться ко Христу и будет услышан, а Церковь примет его покаяние с любовью. 

Что касается общества, то уже не раз говорилось, что западные стандарты в этом вопросе у нас естественным образом отторгаются. Кстати сказать, не только у нас: вспомним недавние многотысячные выступления против легализации однополых браков во Франции. Про наказание: Церковь вряд ли будет приветствовать какую бы то ни было казнь. Но правовые гарантии против пропаганды греха действительно очень важны. Особенно когда это касается детей и подростков. 

- Удивляет людей ситуация с протодиаконом Андреем Кураевым - человек говорит то, что поддерживается в народе и укрепляет авторитет Церкви, а его за это наказывают. Как же так?

- Если вы об увольнении отца Андрея из Московской духовной академии, то это решение корпорации, к которой я не имею чести принадлежать. Могу лишь повторить то, что сообщали уважаемые её члены в своих комментариях: около двух лет назад (!) отцу Андрею говорили, что ряд его высказываний несовместим с преподаванием в академии. Ждали два года. Учёный совет счёл, что ситуация, увы, не изменилась. Сам отец Андрей и после увольнения с уважением высказывался о своих коллегах, а также сказал, что не будет оспаривать принятого решения. Что касается его недавних якобы разоблачений, то судить о людях на основании записей в блогах, да ещё и анонимных записей, не пристало. Ни одну проблему - ни выдуманную, ни реально существующую - не решить публикацией анонимных жалоб. И уж авторитет Церкви вся эта шумиха никак не укрепляет. Не знаю, что должно твориться в душе человека, чтобы писать об этом в сочельник и Рождество. Мне искренне жаль отца Андрея.

Призыв к действию

- Людей умилил новостной сюжет, где патриарх попросил удочерить девочку-сироту, написавшую ему письмо. В стране год как действует запрет на усыновление детей американцами, но россияне детей чаще усыновлять не стали, несмотря на все призывы Церкви. Что же делать?

- Умиление - хорошее чувст­во, но, полагаю, Святейший призывал не только умиляться, но действовать. Знаю, что призывом Предстоятеля вдохновлены многие священники и миряне. Скажу по секрету, что в ближайшем окружении патриарха есть священнослужители, которые недавно усыновили сирот и сирот-инвалидов. Примером своих священников и прихожан Церковь призывает к доброделанию всё наше общество. Это сейчас крайне важно, ведь пока очень многие дети становятся сиротами при живых родителях. Церковь об этом говорит давно, но голос её не всем слышен, а изменений пока мало. Но это не повод, чтобы не говорить. Было бы неплохо, чтобы такие темы попадали в топ медиарейтингов. Недооценивать эффект воздействия СМИ на человека в современном информационном обществе я бы не стал. Усыновление детей должно стать - в том числе и усилиями журналистов - подлинным образцом нормального поведения в российском обществе.

- Патриарх говорил о проблеме коммерциализации Рождест­ва, часто наши читатели сетуют на коммерциализацию веры как таковой... Как это переломить? 

- Я не уверен, что коммерциализацию Рождества или общества в целом удастся остановить. Но это не причина, чтобы не сопротивляться. Надо хотя бы попробовать, как говорил герой Джека Николсона в фильме «Пролетая над гнездом кукушки». 

Если же в вашем вопросе затронута тема пожертвований в Церкви, то здесь, в очередной, уже даже не знаю какой по счёту раз, хочу сказать вот что: 

1) в любой религии сущест­вуют пожертвования; в Церкви они были с евангельских времён: сегодня на наши с вами пожертвования существуют храмы, живут священники и их семьи;

2) пожертвования, как и вера вообще, вещь сугубо добровольная. «Невольник - не богомольник». И не жертвователь, конечно; 

3) если человек пришёл, например, креститься и у него нет никакой возможности пожерт­вовать на храм, его должны крестить без всяких финансовых условий. Единст­венное условие церковного таинства - сознательное желание быть христианином, поэтому сейчас в храмах активно идёт катехизация - научение основам веры перед крещением. 

Теракт как плата

- Как после терактов в Волгограде остановить разгул исламских экстремистов? 

- Как политолог замечу, что в демократическом обществе чрезвычайно сложно бороться с терроризмом. Теракт состоит из двух частей: самого действия и его освещения в СМИ. Без второго как бы теряется смысл первого. Увы, это плата за демократию… Если кратко отвечать на ваш вопрос, верующие должны уметь отделять религию от политических и коммерческих спекуляций на вере; спецслужбы - высококлассно заниматься своей профессиональной деятельностью, все граждане вместе - не поддаваться панике и помогать профессионалам в меру своих сил. А как христианин скажу, что Церковь верит в силу молитвы, надеется на милосердие Божие. Убеждён, что верующий человек не превратится в результате теракта в запуганное существо, чего на самом деле хотят террористы.  

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. dimulka79
    |
    22:30
    15.01.2014
    1
    +
    -
    Римлянам1. 21-32.Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
  2. ortodox88
    |
    13:50
    15.01.2014
    1
    +
    -
    Судьба христианского миссионера - это всегда 100% риск пасть в борьбе с бесами. И неважно, съедят тебя аборигены, или убьют психи, или не поймут-поддержат свои. Исход миссионера всегда один. А ведь о. Андрей десятки лет встречался один на один с силами, о которых его "решатели" и думать боятся. Особенно бесовщина вскипает Постами; это общеизвестно. Оттого и непонятны действия "представителей корпорации". Да блин, в их-то возрасте, с их опытом, они наученны и обязанны уметь правильно реагировать на подобное! И такое навалять!? В последнюю неделю Рождественского Поста?! Не-е-ет, только в каземат на переучение; МДА без них не рухнет...
Комментарии (22)
  1. Анна Поляк
    |
    10:43
    15.01.2014
    0
    +
    -
    Церковь должна, да должна, больше пояснять о своих действиях, больше разъяснть волнующие людей вопросы как религии, так и всех жизненных аспектов. Кураев, как умел выступал вот этим разъяснителем, рупором иногда. Возможно он что-то не так по мнению церкви осветил, но такой вот священник просто необходим людям, особенно молодежи. Церковь по большей части закрыта, священникам не всегда есть время для работы с паствой, да и просто с людьми тянущимся к религии. Да и объянения не всегда доходчивы, канонизированы. Ни в крем случае не сравниваю православную ветвь христианства(для меня она всегда приоритетна) с другим христиаскими ветвями. Но в одном аспекте те ветви ушли дальше, это соучастие в жизни человека. В католическом храме вас почти в любое время встретит духовное лицо, с улыбкой и вопросом, чем могу помочь? Духовные лица у католиков своего храма почти члены семьи к которым всегда можно обратиться со своей проблемой. Нет не всегда ее возможно разрешить до конца, но получить совет и сопереживание да, можно. В некоторых наших храмах есть свои такие ячейки духовно объедененных людей вокруг натоятеля он знает всех членв семьи и всегда может помочь. Но для молодежи путь к Богу иногда возможен лишь после онлайн общенияя с таким священником как Кураев.-
  2. ortodox88
    |
    13:50
    15.01.2014
    1
    +
    -
    Судьба христианского миссионера - это всегда 100% риск пасть в борьбе с бесами. И неважно, съедят тебя аборигены, или убьют психи, или не поймут-поддержат свои. Исход миссионера всегда один. А ведь о. Андрей десятки лет встречался один на один с силами, о которых его "решатели" и думать боятся. Особенно бесовщина вскипает Постами; это общеизвестно. Оттого и непонятны действия "представителей корпорации". Да блин, в их-то возрасте, с их опытом, они наученны и обязанны уметь правильно реагировать на подобное! И такое навалять!? В последнюю неделю Рождественского Поста?! Не-е-ет, только в каземат на переучение; МДА без них не рухнет...
  3. Игорь Устичев[mailru]
    |
    15:04
    15.01.2014
    0
    +
    -
    ortodox88: Это у католического миссионера и схожих с ним евангелистов, баптистов и пр. присутствует "всегда 100% риск пасть в борьбе с бесами", потому что они идут проповедовать в народ, лишенные благодати Божьей, поскольку отпали от истинной веры. Православная миссионерская деятельность основана не на "хождение в народ", а на разъяснение интересующимся основ православия. Здесь соблюдается принцип святых отцов "отвечать не вопрошающему, все равно, что кормить сытого". Просвещать в вере нужно не насаждением лекций по христианству везде и всем без разбора, а умением правильно ответить человеку вопрошающему. А для этого не надо ходить в люди и переплывать океаны.
  4. Игорь Устичев[mailru]
    |
    14:15
    15.01.2014
    0
    +
    -
    Хотелось бы ответить г-ну Легойде, что к сожалению, катехизация, о которой он сказал, по сути является принудиловкой перед крещением и в большей степени уводит людей от церкви, а не приводит к ней. Это обусловлено двумя факторами: 1. Настоящих каатехизаторов, как и настоящих священников очень мало. 2. Личность большинства катехизаторов не дает им морального права учить других вере, т.к. их слова явно не соответствуют их делам. Причиной этого является отсутствие надлежащей учебной базы и квалифицированных преподавателей на катехизаторских епархиальных курсах и полное отсутствие качетсвенного отбора людей, способных к такой работе. Утверждаю это, как человек окончившие катехизаторские курсы СПб епархии. Мне лично не раз приходилось слушать от некоторых преподавателей явную ересь или полное непонимание того, о чем они говорят. И на все это руководство курсов закрывает глаза, ради отчетности и показателей. Кроме того, часто священники отказывают совершать таинство крещения, пока человек не проведет не менее трех бесед либо со священником, либо с таким катехизатором перед рещением. Т.е. таинство крещения, которое священник призван совершать бесплатно и без разных условий, ставится в зависимость от воли иерея, т.е. налицо некий шантаж. Сама суть катехизация этим извращается и приводит к противоположному эффекту.
  5. Vovik77
    |
    17:38
    19.01.2014
    0
    +
    -
    " Т.е. таинство крещения, которое священник призван совершать бесплатно и без разных условий, ставится в зависимость от воли иерея, т.е. налицо некий шантаж. " //////Как же это без условий!? Крещение это принятие человека в Церковь, этот факт должен изменить всю его жизнь. И условия там уж конечно есть. Чтобы креститься человек должен знать основы вероучения и устава Церкви и быть согласен с ними, без этого его крещение нельзя считать действительным. Потому и ввели ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ катехизаторские курсы пред крещением. Вы вроде говорите, что сами кончали эти курсы, но такие удивительные вещи пишете (уж простите).
  6. кантор аравийский[mailru]
    |
    14:22
    15.01.2014
    0
    +
    -
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем запомнилась баскетболистка и спортивный комментатор Нина Ерёмина?
  2. Зачем проводится внезапная проверка вооружённых сил?
  3. Почему землетрясение в Италии имело такие разрушительные последствия?

Ваши любимые домашние заготовки на зиму?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ