Примерное время чтения: 5 минут
3694

Как «Титаник»? По чьей вине погибли 56 человек

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Светлая Пасха в День космонавтики 08/04/2015 Сюжет Расследование крушения траулера в Охотском море
Корабль теперь находится на недосягаемой глубине, говорят спасатели.
Корабль теперь находится на недосягаемой глубине, говорят спасатели. Reuters

Роковая льдина?

Десятки кораблей принимали участие в спасательной операции. Все извлечённые из воды моряки, как погибшие, так и спасённые, прибывают в порты Сахалина и Магадана. Многие из спасённых нуждаются в экстренной медпомощи из-за переохлаждения.

100-метровый траулер «Дальний Восток», построенный в 1989 г., был куплен у Латвии в декабре прошлого года.  По словам Алексея Васина, первого заместителя гендиректора сахалинской компании ООО «Магеллан», которой и принадлежит судно, на борту уже было достаточно груза и трагедия произошла из-за повреждения корпуса льдиной. Для владельца судна, конечно, лучшая причина трагедии - причуды погоды и природы. Но...  «Я предполагаю, что ситуация развивалась так. В резервуарах у дна были выработаны вся вода и топливо, - размышляет Борис Булатов, бывший капитан Владивостокского морского рыбного порта. - По технологии туда для балансировки должна быть закачана забортная вода. Этого, вероятно, сделано не было. И эти пустые баки сыграли роль поплавка, то есть, когда на борт подняли груз, корабль перевернулся. Кто виноват - выяснит следствие, но вообще за всё отвечает капитан. Именно он должен вовремя подавать команды».

«Все, кого мы спасли, - из рядового состава. Но все говорят, что сначала пошёл крен, он начал быстро увеличиваться. Затопление судна началось через корму - то есть тонуло оно носом вверх», - говорит  Олег Давыдов, капитан судна «Герои Даманского».

Возможно, капитан и подавал команды. Но люди, которые отвечали за способность судна находиться на плаву, похоже, вообще не понимали русского языка.

Россиян на судне - всего половина
Россиян на судне - всего половина. Фото: Reuters

Кто виноват?

Известно, что из 132 членов экипажа только половина были россиянами. Остальные - украинцы, литовцы и жители экзотических государств, которые и на карте еле найдёшь. Почему? Вот что рассказал «АиФ» один из камчатских капитанов, просивший не называть его имени: «Возмущает то, каким образом сейчас организуется рыбалка. На корабле половина экипажа были ино­странцы, потому что не хотят хозяева брать нормальных моряков, которым надо деньги платить! Они вышли из России с одним экипажем, зашли в иностранный порт, набрали людей, которые работают за похлёбку. И вот результат».

«Эти случаи характерны для Дальнего Востока - к бабке не ходи. Там закон - тайга, прокурор - медведь! - восклицает Вадим Мамонтов, представитель профсоюза моряков. - Почему столько иностранцев? Обычно это нелегалы. Они в Охотском море что хотят, то и делают. А базируются, ремонтируются, меняют экипажи в портах Южной Кореи. И это продолжается уже 25 лет. В южнокорейском порту Пусан образовался «русский Техас» - так я его называю. Наши суда тонут, как «Дальний Восток», на смену им приходят следующие. А всё потому, что по доходности неучтённый рыбный промысел, может, даже наркотики превосходит».

Сколько у нас таких кораблей? Ответить невозможно, по­скольку у каждого свой хозяин, а то и несколько. И часть судна может принадлежать российской компании, а часть приписана к порту где-нибудь в Мьянме. «Это чистое разгильдяйство! У нас полностью утрачен контроль за рыболовным флотом, - считает Сергей Баршаев, в прошлом начальник рыболовецких экспедиций. - Я был специалистом по прогнозированию развития отрасли, так вот, по нашим прогнозам, весь флот должен был смениться к концу 90-х гг. А что сейчас? Я вижу суда, у которых сгнили днища, а они ещё в море ходят! Как было раньше? Рядом с рыболовецким траулером всегда находились ещё как минимум два корабля. Один - для переработки и отгрузки продукции. Другой - флотинспекция. Она записывала все переговоры, проверяла все документы. Не дай бог какое-нибудь крепкое слово капитан в эфир скажет, проблем не оберёшься».

Сейчас различные ведомства проводят проверки по факту трагедии - так, Мин­труд выясняет условия работы в ООО «Магеллан». Власти выделят по 200 тыс. руб. по­страдавшим и по 1 млн семьям погибших россиян. Следственный комитет объявил в розыск руководителя ООО «Магеллан» Егора Гащенко, его заместитель арестован. Также наложен арест на имущество компании.

Где минтай?

…Тем временем рыба, выловленная на Дальнем Востоке, в центральной части России становится золотой. «Производителю войти напрямую в торговые сети, скажем, Москвы или Санкт-Петербурга невозможно. Только через перекупщиков, - говорит Сергей Тарусов, председатель крупнейшего на Камчатке и в России рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина. - Мы сегодня продаём владивостокским коммерсантам замороженный минтай по 75 руб. за кг, треску - по 135, камбалу - по 50, селёдку - по 25-30. А дальше всё зависит от аппетитов перекупщиков».

В Москве та же треска стоит уже 500 руб., минтай и камбала - около 300 руб.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах