Примерное время чтения: 6 минут
34679

За всё ответят Хмурый и Крот? На кого возложили вину за крушение MH17

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Над Грузией нелётная погода 26/06/2019 Сюжет Расследование крушения Боинга на востоке Украины
Собранные фрагменты фюзеляжа Boeing на военной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах.
Собранные фрагменты фюзеляжа Boeing на военной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах. / Максим Блинов / РИА Новости

Первые обнародованные результаты расследования крушения лайнера Boeing авиакомпании Malaysia Airlines в Донецкой области вызвали недоумение даже на Западе.

Вина не доказана

Совместная следственная группа по расследованию крушения лайнера Boeing MH17 на Украине – JIT (состоит из представителей Малайзии, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины) опубликовала новый доклад. Она назвала имена четырёх подозреваемых в причастности к запуску ракеты комплекса «Бук», которая и сбила лайнер рейса MH17 летом 2014-го в Донбассе.

Это три гражданина РФ – бывший министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Стрелков), экс-глава разведки ДНР Сергей Дубинский (позывной «Хмурый»), его коллега Олег Пулатов (позывной «Гюрза»), а также гражданин Украины Леонид Харченко (позывной «Крот»). Представители следст­венной группы утверждают, что перечисленные люди «тесно сотрудничали с целью получить ЗРК «Бук». Первые двое якобы организовывали атаку на самолёт, последние двое упоминаются в связи с перевозкой «Бука» и организацией охраны района падения обломков сбитого самолёта. Следственная группа выдала ордера на их арест, но призналась, что расследование ещё не завершено и вина подозреваемых не доказана.

Член Совместной следственной группы (JIT - Joint Investigation Team) Уилберт Полиссен во время пресс-конференции по итогам расследования по делу о крушении самолета Boeing MH17.
Член Совместной следственной группы (JIT - Joint Investigation Team) Уилберт Полиссен во время пресс-конференции по итогам расследования по делу о крушении самолета Boeing MH17. Фото: РИА Новости

Представители JIT полагают, что ЗРК прибыл из России и принадлежал 53-й зенитной ракетной бригаде в Курской области. Если следовать этой версии, то остаётся неясным, кто непосредственно запускал ракету. Было отдельно заявлено, что у следствия нет доказательств вины действующих российских военных.

При этом международные следователи не исключают, что сбить самолёт могли по ошибке. «Есть вероятность, что подозреваемые хотели сбить военный самолёт вместо пассажирского, – считают представители JIT. – Но даже если это было их первоначальным планом, мы привлечём их к ответственности за МН17».

«Суд сам решит»

Напомним, что Россия также провела расследование и пришла к тем же выводам, что и международные следователи: самолёт был уничтожен из ЗРК «Бук». Но с происхождением комплекса вышла накладка. Согласно заявлению Минобороны РФ, поразившая лайнер конкретная ракета была доставлена в военную часть в Тернопольской области ещё в советские времена и с тех пор в Россию не возвращалась. «Мы получили эту информацию от РФ – о ракете, о документации на неё. Мы видели радарные данные, изучили их. Эта информация не была достаточной, чтобы можно было делать выводы о том, откуда эта пусковая установка, что это за установка, – заявил на прош­лой неделе глава центрального департамента расследования преступлений Национальной полиции Нидерландов, представитель Совместной следственной группы Вильберт Паулиссен. – Российские документы тоже будут рассматриваться в суде. А судья уже сам примет решение, насколько они полезны и кто прав».

У этого странного подхода к расследованию, когда официальные документы вызывают сомнения, а переписка в соцсетях и странные аудиозаписи ложатся в основу обвинения, есть и ещё одна сторона. Почему за 5 лет не обнародованы данные спутниковых снимков места падения в 2014 г. Boeing рейса MH17? Вильберт Паулиссен подтвердил, что Нидерланды не обладают спутниковыми данными США и данными с украинских радаров по крушению, однако не пояснил причины их отсутствия.

Заместитель генпрокурора России Николай Винниченко недавно заявил, что именно JIT, которая под руководством генпрокуратуры Нидерландов, без участия РФ, проводит расследование, должна заниматься получением данных с американских спутников, а также украинских радаров, переговоров украинских военных диспетчеров, данных учёта боеприпасов на Украине в момент катастрофы. Если этих данных нет, то возникает вопрос: почему их не требуют от Киева и Вашинг­тона?

«Повесить на Москву»

«Мы очень расстроены, потому что с самого начала это стало политическим вопросом, заключающимся в том, как обвинить Россию в правонарушении. Они уже сказали, что виновна Россия, до того, как начали расследовать это», – отреагировал на «назначенных виновных» премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. А малайзийский МИД в ответ на новые заявления JIT напомнил, что «выводы должны быть основанными на доказательствах и не быть политически мотивированными», и призвал все стороны «сотрудничать с процессом, чтобы правда стала известна».

МИД России также заявил, что обвинения в причастности РФ к крушению малайзийского Boeing голословны и вызывают сожаление, расследование является предвзятым и однобоким. Позже Президент РФ Владимир Путин отметил, что Россию не допускают к расследованию катастрофы лайнера на востоке Украины, а Москва может признать результаты следствия, только если будет принимать в нём полноценное участие.

«Можно констатировать, что следствие превратилось в сплошное шоу, цель которого, как верно заметил премьер-министр Малайзии, была одна – любой ценой обвинить Россию, – уверен политолог Владимир Корнилов. – Я всегда утверждал, что не знаю, кто именно сбил этот несчастный самолёт. Но я точно знаю, что основной виновник – это Украина, которая была обязана немедленно закрыть воздушное пространство для гражданской авиации сразу после начала конфликта. И, кстати, к такому же выводу пришёл и Совет безопасности Нидерландов по итогам своего разбирательства. Но как видите, виновная сторона была привлечена к расследованию, а Россию отодвинули от него. Конечно, делается это с одной целью: повесить на Москву ответственность вне зависимости от того, кто виноват в этой трагедии».

Суд по делу о гибели Boeing, по словам главы JIT Фреда Вестербейке, начнётся 9 марта 2020 года в Гааге.

Оцените материал
Оставить комментарий (17)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах