Примерное время чтения: 11 минут

Наши Кулибины. Дайджест недавних изобретений российских учёных

Сотрудник научного центра во время работы.
Сотрудник научного центра во время работы. / Елена Иванова / Елена Иванова

8 февраля свой профессиональный праздник отмечают российские учёные. Праздник учредили в 2000 году — в память об указе Правительствующего сената, создавшем Российскую академию наук по поручению Петра I. В этом году День науки особенный: он проходит на фоне реформы Российской академии наук. Кроме того, 2014 год объявлен в России годом науки.

Финансирование улучшилось, но инвесторы боятся рисковать

«Учёные, конечно, большие энтузиасты, — говорит учёный-химик Илья Воротынцев из Нижнего Новгорода. — Мы работаем, несмотря на то, есть деньги или нет. Скажу честно, зарплата профессора не очень высокая. Поэтому учёные активно занимаются новыми разработками, чтобы получать дополнительный заработок в виде грантов. Хотя стоит признать: науку сейчас финансируют гораздо лучше, чем 10 лет назад».

Илья Воротынцев
Илья Воротынцев. Фото: Из личного архива

Воротынцев — один из четырёх российских химиков, недавно получивших весомый президентский грант в 1 миллион рублей в год. Единственный, к слову, грантополучатель не из Москвы. В свои 30 с небольшим Илья — доктор наук, профессор Нижегородского государственного технического университета. Воплотил в жизнь идею создания генератора фосфина. Газ, который используется в микро- и наноэлектронике, например, для изготовления процессоров для компьютеров, телефонов и т. д. Сейчас большая часть фосфина импортируется.

«Я пришёл к выводу, что российские власти и инвесторы в принципе боятся рисковать, — рассказывает поволжский физик, обладатель нескольких грантов в сфере нанотехнологических исследований, Сергей Борознин. — Поэтому в России зачастую создают теоретическую базу, делают все расчёты, выдвигают гипотезы. А тестированием занимаются уже на Западе.

У них там идёт упор именно на разработки. И нашим бизнесменам лучше подождать, пока та или иная технология станет на поток, прежде чем вкладывать деньги. Практически ту же ситуацию мы наблюдали и с компьютерами. Именно советским учёным принадлежали основные идеи, но государство побоялось воплощать их в жизнь». С помощью нанотехнологий Борознин усовершенствовал асфальт. Он придумал, как добавить углеродных частиц в раствор, чтобы получить значительное увеличение прочности и износоустойчивости.

«Казалось бы, тема дорог сегодня — номер один. В регионе совместно с австрийцами построили асфальто-бетонный завод, чтобы выпускать качественное сырьё для реконструкции и ремонта дорожного полотна, — расстраивается учёный. — Однако наши разработки властям не так интересны, как открытие второго такого же завода. Мы пытаемся пробиться в чиновничьи кабинеты, но толку нет. Раз за разом всё сводится к пиару: с нами встречается очередной политик, обещает внедрять инновации, а после публикации в СМИ или выборов всё забывается. А тем временем асфальт действительно получается более прочным, и это реальная экономия. Но власть не хочет вкладывать деньги в развитие новых проектов, и мы год за годом страдаем от наших дорог».

Но если у Борознина есть хотя бы грантовая поддержка, то, например,  челябинские изобретатели братья Ковальчуки, запатентовавшие инновационный двигатель для «летающей маршрутки», спонсоров среди южноуральских бизнесменов не нашли, а от предложений с Запада отказываются — по патриотическим соображениям.

Учёные Академгородка
Учёные Академгородка. Фото: Пресс-служба президиума СО РАН

Санкт-Петербург: «вечный двигатель» и «научный юмор»

С момента своего основания Санкт-Петербург славится одарёнными людьми, немало среди них и учёных. Широко известен факт, что в городе на Неве Александр Попов смог при помощи приборов передать слова «Генрих Герц» из помещения физической лаборатории Петербургского университета в здание химической лаборатории, которое располагалось на расстоянии 250 метров. А гениальный химик XIX века Дмитрий Менделеев защитил на заседании Совета физико-математического факультета СПбГУ докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». Среди относительно недавних изобретений петербургских учёных: 3D-ткань, которая стройнит; водка в таблетках; танк, стреляющий продуктами человеческой жизнедеятельности. К последнему, разумеется, стоит относиться как к причуде доцента крупнейшего петербургского технического вуза, «научно-технического юмориста» Александра Семёнова.

А вот его коллега по профессии Михаил Стекольщиков бросил вызов мнению, что вечного двигателя не существует. Свои разработки он представил на XXII Мировом энергетическом конгрессе в Южной Корее. «Я открыл и изобрёл для возможного использования эндотермические бестопливные циклы, — рассказывает Стекольщиков. — Они позволяют использовать солнечную энергию, концентрированную в гидросфере и атмосфере».  По словам Михаила, такой «вечный двигатель» можно использовать везде, где есть тёплый воздух и вода. Например, можно обогревать дома или использовать в водном транспорте. А автомобили можно будет переоборудовать в электромобили, которые будут заряжаться дешёвой электроэнергией, полученной из воды. [right_article: 1100351 {title: Статья по теме}]​

Упомянутый выше необычный материал — 3D-ткань — призван совершить переворот как в модной индустрии, так и в военной сфере. Его создала группа учёных под руководством доцента Санкт-Петербургского электротехнического университета Николая Сафьянникова. Заслуженный изобретатель Российской Федерации, у которого в «коллекции» более 30 патентов на изобретения, работал над созданием 3D-ткани с 2008 года. В мае 2012 года текстильное ноу-хау было представлено широкой публике. «Представьте себе, насколько эффектно могут выглядеть футболки, блузки или галстуки с объёмными рисунками! При этом, в зависимости от угла, под которым мы смотрим на предмет или рисунок, он может становиться либо объёмным, либо снова двухмерным. Либо часть рисунка будет меняться», — рассказывает о пользе своего изобретения Николай Сафьянников.

Андрей Верещагин во время тестирования футболки
Андрей Верещагин во время тестирования футболки. Фото: Из личного архива

Сотрудники университета заявляют о готовности разработать 3D-экипировку для полевой маскировки. Любопытный результат может получиться, если изобретение Сафьянникова скрестить с пермской инновацией от изобретателя Андрея Верещагина. Совместно с командой специалистов пермяк придумал специальную футболку, позволяющую удалённо следить за дыханием человека. По словам Андрея, частоту дыхания очень сложно измерить, в домашних условиях такую операцию провести практически невозможно. А это нужно обязательно делать, чтобы предотвратить непроизвольное апноэ: остановку дыхания во сне.

Научная Сибирь: энергетика и «биокожа»

Над созданием неисчерпаемого источника энергии, который позволит человечеству забыть об энергетическом кризисе, работают и учёные из Сибири. Новосибирские физики-ядерщики говорят, что могут создать реактор, эквивалентный ИТЭРу (международному экспериментальному термоядерному реактору). Проектирование этого реактора полностью закончено, и построен он будет в исследовательском центре Кадараш на юге Франции, в 60 км от Марселя. Обещается, что сибирская технология будет дешевле и экологичнее. По словам заместителя директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН Александра Иванова, сотрудникам лабораторий удалось довести температуру плазмы в газодинамической ловушке (ГДЛ) до 4,5 млн градусов. Это даёт возможность создать мощный генератор нейтронов. Физик заявляет, что сооружение нейтронного генератора на основе открытой ловушки гораздо проще и дешевле, чем на базе традиционного реактора — токамака, которым пользуются во всём мире физики-ядерщики.

<span style=Гель разливают по формам и отправляют на облучение" src="https://static1-repo.aif.ru/1/cf/41072/3a508815ef02ee1e56d35ca4a2728be0.JPG" width="100%" />
Гель разливают по формам и отправляют на облучение. Фото из личного архива Рамиля Рахматуллина

Про альтернативную энергетику говорят много и часто. К сожалению, у жителей Иркутской области источники «нетрадиционной» энергии пока не получили признания. Однако иркутские учёные к работе в этой сфере относятся серьёзно. Группа учёных, в числе которых был Александр Туник, установила на экспериментальной площадке два плоских солнечных коллектора — собранный собственноручно и заводской. Предназначение коллектора — сбор тепловой энергии Солнца, переносимой видимым светом и ближним инфракрасным излучением. В отличие от солнечных батарей, производящих непосредственно электричество, солнечный коллектор производит нагрев материала-теплоносителя. Обычно применяются для нужд горячего водоснабжения и отопления помещений. Снимая показатели и зимой, и летом, учёные пришли к выводу, что использовать солнечные коллекторы в Иркутской области возможно круглогодично. «Предложения запустить наш коллектор в массовое производство есть, — говорит Туник. — Проблема в том, что для привлечения инвесторов нужно составлять бизнес-планы. А у нас это пока не очень хорошо получается, потому что в команде же все «технари». Поэтому инженеры пока делают то, что могут. А именно — работают над усовершенствованием коллектора».

Ежегодно в России получают ожоги свыше 500 тысяч человек, треть из них госпитализируют. Заживление происходит тяжело и долго, над решением проблемы трудятся десятки научных институтов по всему миру. Панацею от кожных недугов изобрели оренбургские учёные. Так называемая «биокожа» должна выполнять назначение инновационного пластыря, образующего над повреждённым участком кожи плёнку, под которой происходит процесс заживления. Об изобретении учёных быстро прознали СМИ, и звонки посыпались со всей России.

Упаковка готовых деталей производится вручную прямо в лаборатории
Упаковка готовых деталей производится вручную прямо в лаборатории. Фото: АиФ / Полина Седова

Дальше — выставки, встречи с первыми лицами государства, участие в зарубежных конкурсах. Однако с массовым применением «биокожи» на деле возникают проблемы: даже на родной земле всего три больницы хорошо приняли местную инновацию.

«Аргумент у наших оппонентов, как правило, один: вы не находитесь в федеральном стандарте лечения. Метод-то традиционный, это не экстрасенсорика, не гипноз, он вписывается в каноны лечения, но требует изменения стереотипов. Врачи, видимо, не могут перестать бинтовать раны. Это как со смартфонами: если нет кнопок, значит, не телефон? Просто другая технология!» — рассказывает кандидат медицинских наук Рамиль Рахматуллин. При этом учёный не отрицает, что это биопластический материал, предназначенный для лечения ожогов и трофических язв, и используется чаще всего как раневая повязка, причём менять её не надо, она рассасывается сама. Рахматуллин говорит, что они добиваются не менее 50 % эффективности в группе пациентов, которым ничего не помогает.

Смотрите также: Как адвокат Максим Егоров Самоделкин покорил Интернет своими изобретениями →