Примерное время чтения: 6 минут

Непризнанная мышка Маша. Как советские учёные стали первыми в клонировании

Немногие знают, что овечка Долли — далеко не первый клон животного. Советские учёные к тому времени уже клонировали и мышь, и овцу, а ещё именно в СССР раньше всех провели опыты по клонированию лягушки. В чём уникальность истории с Долли и почему учёные из СССР так и не стали первопроходцами клонирования — в материале АиФ.ru.

О том, чтобы в пробирке вырастить копию человека, задумывались ещё алхимики средневековья. Они пытались создать искусственного человека — гомункулуса, который будет на службе у его создателей. Парацельс считал, что если человеческую сперму заключить в специальный сосуд, нагреть и провести ряд важных манипуляций (например закопать колбу в конский навоз), то внутри сосуда зародится жизнь искусственного человека. Кормить гомункула нужно было, добавляя в колбу человеческую кровь. По мнению Парацельса, если всё сделать правильно, через 40 дней на свет появится 12-дюймовое существо, выращенное в пробирке. Информации об успешном выращивании гомункулусов до наших времён не дошло. Но в XX веке, с развитием науки, учёные всё чаще стали обращаться к идее вырастить человека из пробирки.

Долли самка овцы, первое млекопитающее, успешно клонированное из клетки другой взрослой особи
Долли — самка овцы, первое млекопитающее, успешно клонированное из клетки другой взрослой особи. Фото: Commons.wikimedia.org

Помешал Лысенко

Между тем, ещё в 40-е годы в СССР были предприняты первые опыты клонирования — эмбрионолог  Георгий Лопашов предложил метод, позволяющий пересадить ядра клеток в яйцеклетку лягушки. Результаты первых опытов — они были весьма обнадёживающими — летом 1948 года он передал в советский научный «Журнал общей биологии».

Вот только через два месяца в СССР стартовала знаменитая сессия ВАСХНИЛ, которая дала старт травле учёных-генетиков. Главным в биологической науке был признан борец с генетикой Трофим Лысенко. И статья Лопашова так и не была опубликована.

В 50-е годы подобные опыты провели американцы Бригге и Кинг — и именно они вошли в историю науки. Хотя первым был советский учёный, которого на родине объявили шарлатаном.

Ещё один человек, сделавший для клонирования очень многое, — англичанин Джордж Гердон, который тоже занимался лягушками. Гердон усовершенствовал технологию, и в ряде случаев пересаженные клетки дозревали до половозрелых особей. Правда, это происходило примерно в одном случае из ста, и лягушки были не вполне здоровыми. Исследования Гердона публиковались в уважаемых научных журналах, вызвали много споров, в том числе и о возможности клонирования людей. Стоял вопрос: можно ли клонировать млекопитающее?

В СССР, уже после периода «Лысенковщины», темой клонирования снова заинтересовались в 70-е. Академии наук выделили деньги на исследования по возможности клонирования млекопитающего. Но исследования фундаментальные, долгосрочные, а государству требовались быстрые решения, поэтому очень скоро поток финансирования иссяк, и остались только учёные-энтузиасты, которые продолжали заниматься темой из личного интереса.

Неповторимый опыт

В мировой науке в конце 70-х появилось новое имя — Карл Иллменсее. Он прогремел со статьёй о том, как учёный смог получить клона мыши. Общество живо отреагировало на тему, начались очередные споры о клонировании людей… Пока учёного не обвинили в недостоверности. Оказалось, что опыты Иллменсее были невоспроизводимы другими учеными, а значит, в них не всё так чисто и правдиво, как утверждает их автор.

Обида общества на «лжеучёного» была такой сильной, что ещё долгое время к исследованиям, занимающимся проблемой клонирования, относились скептически.

1987 год, СССР. Советские учёные из Института биофизики клетки успешно клонируют мышь. Имя новому существу дают народное — Маша. Статья о потрясающем эксперименте вышла в советском журнале «Биофизика». Но учёные хотели сообщить об этом всему миру — и отправили результаты в самый авторитетный в мире научный журнал Nature. Редакция журнала это сообщение… просто проигнорировала.  Не ответила ничего, хотя обычно объясняет причину отказа или хоть как-то выходит на связь.

Скоро в том же советском институте клонировали овечек Мегана и Морага.

10 лет спустя шотландские учёные Ян Вилмут и Кейт Кэмпбелл заявили о первом успешном опыте клонирования млекопитающего — знаменитой овечке Долли. Мировая общественность восприняла известие как настоящий прорыв. Кстати, один из учёных, работающих в их группе, в своё время посещал Новосибирский НИИ Цитологии и генетики, также занимающийся исследованиями по клонированию в СССР.

Уже после этого член-корреспондент РАН Левон Чайлахян несколько раз предлагал восстановить историческую справедливость и доказать миру, что первыми в клонировании млекопитающего были советские учёные. Академия наук учёного не поддержала — времена была сложные, не до таких споров.

Долли против Мышки

Почему Долли произвела фурор, а разработка советских учёных осталась незамеченной? На этот вопрос существует несколько ответов. С одной стороны, достижения Института биофизики проигнорировали совершенно незаслужено. С другой — советские учёные не клонировали взрослую особь, а как бы «собрали» клон из клеток эмбрионов на разных стадиях развития.

Долли была сотворена из генетического материала взрослой овцы, умершей три года назад, и это был настоящий прорыв. Клон по имени Долли прожил 6,5 лет и оставил после себя 6 ягнят. Овцу усыпили в 2003 году — из-за того, что она заболела артритом и с трудом передвигалась.

После Долли учёные провели эксперименты по клонированию лошадей, быков, кошек, собак, свиней, коров, коз… Клонирование давало потрясающие перспективы — с его помощью можно возрождать умирающие виды животных — вплоть до динозавров — а также создавать новые породы.

Эксперименты по клонированию человека в мире по-прежнему запрещены. Многие авторитетные учёные склоняются к тому, что это невозможно. «Ксерокопировать людей не получится, — заявил известный исследователь Крейг Вентер, руководитель проекта по расшифроке генома человека. — Можно создать человека, который будет выглядеть, как ваш близнец, но вероятность того, что его характер и интересы будут такие же, как у вас, близка к нулю».