Орбитальная адаптация. Что делают космонавты на МКС сразу после прилёта?

Энн Макклейн, Олег Кононенко и Давид Сен-Жак.
Энн Макклейн, Олег Кононенко и Давид Сен-Жак. Commons.wikimedia.org

В понедельник на Международную космическую станцию прибыл корабль «Союз МС-11» с российским космонавтом Олегом Кононенко, канадцем Давидом Сен-Жаком и американкой Энн Макклейн. К этому полёту было приковано пристальное внимание, поскольку предыдущая пилотируемая миссия «Союза» закончилась аварией.

Чем обычно заняты космонавты в первые дни после прибытия на МКС? Как происходит их адаптация?

«Практически сразу космонавты вливаются в работу на станции, ведь часто на корабле доставляются срочные грузы, с которыми надо работать, — говорит космонавт Сергей Рязанский. — Плюс добавляется разбор остальных грузов корабля, обязательный брифинг по безопасности и введение в детали текущего положения дел. Олег Кононенко — человек, безусловно, опытный и настоящий профессионал. Думаю, он прилетел на МКС как к себе домой. И уже адаптировался».

Тем не менее, в первые дни после прибытия на станцию космонавты, как правило, переживают так называемую «космическую болезнь» — синдром адаптации к невесомости. Ей подвержены от трети до половины участников космических полётов. По симптомам она напоминает морскую болезнь.

Старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-11» со стартового стола первой «Гагаринской» стартовой площадки космодрома «Байконур». Фото: РИА Новости/ Григорий Сысоев

«Возможны головные боли, нарушение ориентации в пространстве, отсутствие координации движений, — пояснили АиФ.ru в НИИ космической медицины ФМБА России. — Из-за отсутствия гравитации в организме происходит перераспределение жидкости — она смещается к голове. Возникают отёки, одутловатость, заложенность носа, сиплость голоса. В острой форме это бывает в первые сутки. Затем идёт повышенное выделение жидкости из организма, и на 5-6 сутки симптомы у большинства испытателей исчезают. Но и в эти 5-6 дней космонавты работают. Для их адаптации есть специальная поддержка, они выполняют физическую нагрузку».

Планируется, что Кононенко, Сен-Жак и Макклейн пробудут на орбите 194 дня. Но уже в первые недели пребывания им предстоит выполнить большой объём экспериментов, результаты которых доставит на Землю экипаж Сергея Прокопьева (его возвращение запланировано на 20 декабря).

Главное, что предстоит сделать Олегу Кононенко в эти дни — выйти в открытый космос вместе с Сергеем Прокопьевым, чтобы обследовать снаружи обшивку «Союза МС-09», пристыкованного к МКС. В конце августа в нём было обнаружено отверстие. Главная цель этого выхода — вскрыть экранно-вакуумную теплоизоляцию корабля, добраться до той области, где находится отверстие, и отыскать остатки герметика, которым оно было заклеено.