Примерное время чтения: 4 минуты
1704

След от «Фрегата». Мнение эксперта о реальных проблемах космической отрасли

Фото: Олег Урусов / РИА Новости

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что ракета-носитель была подготовлена к старту с космодрома Байконур. При этом стартовала она с космодрома Восточный, который начал свою работу не так давно. И это событие вызвало серьезное разочарование, т.к. руководство космической отрасли имело большие надежды на то, что Россия выйдет на безаварийные годы. У экспертов же на этот счет свое мнение. Так, например, Иван Моисеев уверен, что надежность ракет-носителей в стране среднемировая — не сильно низкая, но и чрезвычайной ее не назвать.

«Если посмотреть на среднемировую статистику, то аварии чаще всего происходят с новой техникой, которая только испытывается. У нас же, наоборот, все аварии происходят с техникой, которая многократно и успешно летала. И авария, которая произошла с блоком «Фрегат» — он летал около сотни раз успешно, так что эта авария была случайной. Это исключение, некоторое совпадение по углам произошло, которое не было предусмотрено в алгоритме, разработанном в 1998 году, 20 лет назад.

Более того, в этот алгоритм по документации запрещено вмешиваться. Он летал нормально, а значит, его трогать нельзя было. Сейчас по углам видно, что произошла чистая случайность, заложенная 20 лет назад» — сообщил он СМИ.

Роскосмос подтверждает

Как можно заметить, мнение эксперта полностью совпадает с выводами, озвученными комиссией Роскосмоса. Если же говорить про ошибки, то они появились не сегодня, а, как минимум, лет 10 назад. О них еще тогда говорил все тот же Дмитрий Рогозин, который всегда играл особую роль в дискуссиях о направлениях развития отечественной космонавтики. Кроме этой, были и другие болезненные аварии — например, с «Протоном».

«Они — самые большие и самые дорогие. Но частота их возникновения не так велика. «Протон» летает с 1965 года, и он должен иметь очень высокую надежность, например, ту, которую демонстрируют современные ракеты, которые не имеют аварий уже десятки лет. Снижение надежности связано с ошибками, которые заложены еще в стародавние времена», — говорит Моисеев.

Поменялись причины

Сегодня также поменялись и причины аварий. Раньше проблемы, в основном, случались из-за недопустимых производственных браков. Однако эту проблему решили введением необходимой дисциплины на отечественных космических предприятиях. Косвенно на это указывает и сам запуск, где ракета и космодром сработали на все 100. При этом все равно произошла авария и взрыв.

«Когда аварии стали громкими и их заметило самое высокое начальство, началась реформа отрасли. Она может оказаться удачной, но результаты мы можем увидеть только через несколько лет. Ведь срок производства аппарата составляет 5-7 лет, соответственно и результаты реформы мы увидим не скоро. Ситуация тяжелая, и в космонавтике было немало кризисов. Упущенное время требует и денег, и времени. Кроме того, требуются решения, выходящие за рамки деятельности госкорпорации «Роскосмос». Законов по космонавтике сегодня почти нет, а те, что есть, недостаточно качественны. У госкорпорации «Роскосмос» нет поставленных сверху задач, которые помогли бы сохранить наследство советских времен для населения» — говорит Иван Моисеев.

Кроме того, сокращается доля выделенных на космос средств. А вот требования к проверкам, которым и так нет числа, только растут.

«Соответственно, системные ошибки заключаются не в работе госкорпорации «Роскосмос» как таковой. Возможно, эта структура уже успела наделать какие-то собственные ошибки, но в силу недлительности ее существования они явно не смогли приобрести системного характера», — констатирует Моисеев.

Выходом из положения могут стать решение таких вопросов, как, например, законодательное обеспечение космической деятельности, в которой сегодня есть немало проблем. Из-за этого она не может работать так эффективно, как многим того хотелось бы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах