Примерное время чтения: 5 минут

Тьма подо льдом. Кто на самом деле живет в легендарном озере Восток

АиФ №42. Дружба с ОМОНом! 16/10/2013

Знаменитый британский писатель Чарльз Стросс в рассказе «Очень холодная война» населил озеро необычными формами жизни, способными фантастическим образом перемещаться из далёкого космоса на Землю.

Тепло южной Ладоги

А что же там на самом деле? Как рассказал «АиФ» Валерий Лукин, начальник Российской антарктической экспедиции, зам­директора Арктического и Антарктического НИИ, основная гипотеза происхождения подлёдных озёр в Антарктиде - аккумулирование богатой кислородом талой воды. А где кислород, там действительно высока вероятность жизни.

Географ Андрей Капица в 1955-1957 гг. предположил, а в 1994-м уверенно заявил о сущест­вовании подлёдного озера под станцией «Восток». Площадь поверхности озера Восток - 15,5 тыс. км² - примерно такая же, как у Ладоги. Максимальная глубина - 1200 м, под российской станцией «Восток» - 650 м.

Гляциолог (изучающий ледники и подземные льды) Игорь Зотиков теоретически доказал: чем толще ледник, тем выше температура на его дне. И, когда она достигает точки плавления, ледник начинает подтаивать снизу. А растекаться-то ему некуда, вот вода и скапливается. Поэтому под самой толстой частью ледяного щита Антарк­тиды могут образовываться пресноводные озёра.

Но есть и другая гипотеза: озеро Восток могло образоваться из подземных источников ещё до оледенения полярного материка, происходившего 30-40 млн лет назад. После распада суперконтинента Гондвана (включавшего в себя практически всю сушу, в наше время расположенную в Южном полушарии, - Африку, Южную Америку, Антарктиду, Австралию) Антарктида была гораздо ближе к тёплым широтам и постепенно дрейфовала на юг.

Вот эта вторая гипотеза и оставляет больше шансов тем формам жизни, которые могли приспособиться к изменившимся условиям.

Для сущест­вования подлёдной жизни в озере есть прес­ная вода, тепло в состоянии обеспечить горячие подводные источники, а к высокому давлению микроорганизмы могли приспособиться.

Жизнь на Земле, как извест­но, зародилась в воде при наличии солнечного света, кислорода и тепла. Этому теплу неоткуда было взяться, кроме как от подводных вулканов и гейзеров. Вот почему так прин­ципиально существование горячих источников подо льдом Антарктиды. Если они там есть, значит, древнейшие бактерии Востока могут соответствовать тем, которые присутствовали в самом начале эволюции живой материи на нашей планете. Проведённые в лаборатории криоастробиологии Петербургского института ядерной физики исследования показали: на дне озера были (или до сих пор существуют) подводные горячие источники.

Лёд Востока похож на марсианский?

Прошлой весной завлабораторией Сергей Булат извлёк из растопленного антарктического льда несколько ДНК-бактерий неизвестного вида. Таких ДНК нет в международном банке данных.

Реальны ли опасения западных коллег, что русские учёные достанут из подлёдного водоёма страшилищ, которые способны погубить жизнь на Земле?

В сосульке, снятой с бура, обнаружили неизвестную бактерию
В сосульке, снятой с бура, обнаружили неизвестную бактерию. Фото: Reuters

- Все микроорганизмы, поднятые из озера, мгновенно погибают,-  уверяет Валерий Лукин, - настолько уникальны условия их обитания в озёрной воде. Размножаться в земных условиях они неспособны. Но условия в подлёдном озере аналогичны существующим на Марсе, а также в подлёдных океанах спутников Юпитера и Сатурна, сопоставимых с Землёй по размерам и физическим условиям. Если будущей весной биологи подтвердят обитаемость подлёдной воды (новые образцы воды из озера Восток будут взяты не раньше декабря нынешнего года), учёные смогут впервые «познакомиться» с бактериями, способными жить в самых экстремальных условиях, в том числе и под океанским льдом спутников планет-гиган­тов.

Если мы хотим понять, возможно ли развитие жизни на других планетах, стоит заглянуть в глубины самого малоизученного земного континента, что позволит лучше подготовиться к неожиданностям, с которыми могут встретиться исследователи внеземной жизни.

Подтверждения послед­ней находки неизвестной молекулы ДНК могут быть сделаны в ближайшие месяцы, когда Сергей Булат и его сотрудники завершат исследования образцов «свежезамороженной» поверхностной воды озера Восток. А может быть, они найдут там что-то ещё?