Ученые МГУ выяснили, как лечить инсульт при помощи стволовых клеток

ManuB. / Flickr.com
Моcква, 19 марта - АиФ-Москва.

Исследователи из МГУ имени Ломоносова описали новый механизм терапевтического действия стволовых клеток при инсульте, сообщает пресс-служба вуза.

Результаты работы ученых из университета описаны в статье, опубликованной сегодня, 19 марта, в журнале Molecules. В ней говорится, что мезенхимальные стромальные клетки (МСК) могут передавать поврежденным клеткам мозга свои митохондрии – энергетические станции, которые повреждаются в нервных клетках, что позволяет им вернуться к нормальной работе. У животных, которых лечили подобным образом, функции мозга значительно лучше восстанавливались после инсульта.

Также ученым удалось открыть белок Miro1, который усиливает этот эффект.

Так, исследователи вводили в мозг крыс, перенесших инсульт, стволовые клетки, где митохондрии были помечены флуоресцентным белком GFP. Позже в клетках мозга находили митохондрии, окрашенные зеленым. Они были получены от стволовых клеток. Одновременно эти результаты подтвердились экспериментами на культурах клеток. Например, крысы, которым вводили МСК, лучше проходили неврологические тесты и имели меньшую зону повреждения в очаге инсульта, чем животные из не леченной группы.

Главным из полученных результатов ученые считают то, что стволовые клетки с увеличенной экспрессией белка Miro1 передавали свои митохондрии более активно, поэтому результаты восстановления неврологических тестов у таких животных оказались выше.

«Одной из ключевых проблем использования стволовых клеток в клинике является слабая изученность механизмов их действия, – подтвердил ведущий научный сотрудник НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского  МГУ Егор Плотников, комментируя работу своей группы. – Ранее считалось, что терапевтический эффект стволовых клеток связан с тем, что они активно встраиваются в ткань, например, мозга, и замещают поврежденные клетки, за счет дифференцировки в нейроны. Как мы показали в данной работе, это не так или не всегда так. Мы уверены, что основной механизм терапевтического действия стволовых клеток кроется именно в «починке» сломанных клеток, МСК выступают тут как «доноры» митохондрий».

По словам Плотникова, крысы, которым вводились стволовые клетки с увеличенной экспрессией белка Miro1, после инсульта лучше владели конечностью, которая не работала из-за поражения сенсомоторной зоны мозга. «А ведь это именно то, что интересует врачей неврологов, – возвращение мозга к нормальному функционированию. Мы надеемся, что наша работа вместе с другими подобными позволит наконец выйти технологии стволовых клеток в общепринятую практику и спасать человеческие жизни», – сказал ученый.