В МГУ открыли механизм, который позволит создавать молекулярные термометры

Москва, 10 августа - АиФ-Москва.

Сотрудники биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова впервые изучили обмен каротиноидами фотоактивного оранжевого каротиноидного белка (OCP − Orange Carotenoid Protein) со схожими по структуре белками.

Благодаря открытию ученых, может ускориться процесс создания антиоксидантных препаратов на основе ОСР, которые будут стоять на страже здоровых клеток организма человека при терапии онкологических заболеваний. Результаты исследования опубликованы в Biophysical Journal.

Ранее биологи из МГУ впервые охарактеризовали структуру и свойства С-доменов ОСР, которые оказались способными связывать каротиноид в комплекс, обладающий яркой фиолетовой окраской. Одно из обнаруженных свойств ОСР − возможность передавать каротиноид другим белкам, имеющим схожую структуру.

«Мы изучали взаимодействие фиолетовых С-доменов ОСР, содержащих каротиноид с бесцветной апо-формой ОСР. В результате взаимодействия бесцветная апо-форма ОСР становилась оранжевой и фотоактивной (способной менять структуру и цвет при разных температурах)», − рассказал один из авторов работы, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории радиационной биофизики Евгений Максимов.

Благодаря открытой учеными реакции переноса гидрофобной молекулы каротиноида между двумя водорастворимыми белками, появилась возможность создания водорастворимых белковых комплексов доставки каротиноида к клеткам, требующим защиты от активных форм кислорода (в частности, при фотодинамической терапии рака).

Кроме того, фотоактивные свойства комплекса помогут создать молекулярные термометры. Их окраска поможет увидеть различия в температуре между частями клетки.