aif.ru counter
Елена Семенова 368

Электронная воля народа. Как столичная власть взаимодействует с населением

С сентября по декабрь все неравнодушные горожане могли принять участие в конференциях, круглых столах, подискутировать с общественниками, НКО, бизнесменами и чиновниками.

Подводя черту, на последнем заседании форума участники, ведущие секций передали мэру Москвы Сергею Собянину свои рекомендации по нескольким важным темам. Пакет предложений, который подготовили по итогам секции «Электронное правительство: общение власти и населения», градоначальнику вручил Алексей Венедиктов, руководитель Комиссии по развитию гражданского общества, местного самоуправления, добровольческой деятельности Общественной палаты, главный редактор «Эха Москвы».

Смартфон - орудие избирателя

Вместе в Алексеем Венедиктовым обсуждение, которое вышло в лучшем смысле инновационным, вела Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы. Связавшись с форумом по скайпу, Олег Шваковский, член совета директоров компании Nortal (Эстония), рассказал о том, что в последнее время на выборах граждане Эстонии могут голосовать при помощи своих мобильных телефонов, причём не только смартфонов, но и самых простых аппаратов.

Нужно лишь заранее подтвердить свою личность - в этой роли выступает специально запрограммированная SIM-карта, которую все желающие в этой стране могут после несложной регистрации в офисе оператора использовать как ещё один документ, подтверждающий личность. Многие участники секции вдохновились: такая система помогла бы увеличить процент явки на выборах. «Сегодня электронные технологии создают новую реальность, новые возможности как для власти, так и для жителей, - констатировал Алексей Венедиктов. - Пренебрегать ими как измерением доверия жителей к власти нельзя». Речь в первую очередь шла о проекте «Активный гражданин».

Анастасия Ракова рассказала, что на общегородские голосования привлекают 250-300 тыс. участников, то есть 25-35% зарегистрированных в проекте. Доля активных жителей по локальным темам значительно выше: от 50 до 70-80% участников проекта - жители района. И если система идентификации будет неоправданно ужесточена, снизится количество участников, которые будут готовы высказать своё мнение по самым обычным вопросам потребителей, привязанных к конкретной столичной территории. Сейчас эта система предполагает, что по общим для столицы вопросам можно голосовать, просто зарегистрировавшись по телефонному номеру, по вопросам развития округа или района - необходимо указать адрес. А вот голосования, имеющие серьёзные юридические и градостроительные последствия, могут проводиться только при полной идентификации пользователя через портал городских услуг - аналогичная система защиты предусмотрена, например, для получения «детских» денежных пособий без прихода в МФЦ. Это самый строгий механизм идентификации, поскольку проголосовать может только тот, кто оставил на портале госуслуг персональную информацию: паспортные данные, СНИЛС, телефон, электронную почту, адрес регистрации. Именно так система полностью защищена от «накруток». Адрес москвича система проверяет автоматически с помощью Единого информационно-расчётного центра (в этой же системе выставляют счета за «коммуналку»), так что дважды никто проголосовать не может.

Пока в тестовом режиме в системе будут проводить публичные электронные слушания по градостроительным вопросам (когда надо принципиально решить, например, «строить или не строить») - они лишь дополняют традиционные «живые» публичные слушания. Первый успешный опыт такого формата  на площадке «Активного гражданина» был посвящён проекту строительства ФОКа с бассейном на Чертановской улице. Общее число участников слушаний было выше среднего на 33%.

Всего же благодаря АГ город собрал более 37 млн мнений и уже воплотил в реальность более полутысячи решений горожан. Такие цифры подтверждают то, что не раз произносили руководители портала: этот сервис удобный и востребованный, ведь 97% голосований связано с предпочтениями москвичей-потребителей - строительство, отдых, спорт, благоустройство.

Чтобы «проконтролировать себя», «Активный гражданин» часто просит продублировать голосования на радио «Эхо Москвы» (её в особой любви к властям никто не замечал). Результаты почти идентичны.
Чтобы «проконтролировать себя», «Активный гражданин» часто просит продублировать голосования на радио «Эхо Москвы» (её в особой любви к властям никто не замечал). Результаты почти идентичны.

Честное слово

Сегодня все решения, которые были приняты на голосованиях на АГ, власти воплощают в жизнь. Иначе, считает Анастасия Ракова, люди просто не захотят принимать участие в опросах, которые ни к чему не приводят. Причина исполнения «электронной народной воли» одна: Собянин обещает «всё учесть». Участники дискуссии пришли к тому, что должно быть и какое-то юридическое обоснование для этого, а не одна лишь воля градоначальника. Это, кстати, записали и в предложениях, которые попали по итогам форума к мэру. Другим вопросом стала «прописка» тех или иных участников голосования. Заговорили об этом после выступления Егора Иванова, мэра города Иннополиса (университетский «город будущего» рядом с Казанью, где живут порядка 1000 человек. - авт.), где система электронного общения между жителями и властью приобрела глобальный характер. Дело в том, что на открытые чаты и форумы могут подписаться и жители других городов, влияя на мнение «коренных жителей». С другой стороны, и москвичи, которые временно живут и работают не в столице (как тот же Егор Иванов), хотят голосовать за перемены в городе. Этот нюанс также учли в рекомендациях.

Доверяй, но проверяй

«Прозрачность и открытость очень важны, - говорит заместитель столичного мэра. - На примере «Войковской» мы отработали модель полного раскрытия информации по прозрачности голосования». Действительно, каждый, принявший участие, может проверить, правильно ли учтён его голос и другие данные результатов опроса, чтобы убедиться, что ничего не подтасовано. И не только онлайн, но и «вживую» - с 1 декабря работает верификационный центр, который и позволяет сделать это.

А теперь москвичи смогут регулярно встречаться с руководителями города. В этом месяце - с Исааком Калиной,  руководителем Департамента образования, Максимом Ликсутовым, заместителем мэра, руководителем Департамента транспорта, и Леонидом Печатниковым, заместителем мэра по вопросам социального развития. Приглашение на каждую встречу получат по 400 пользователей «Активного гражданина».  Этот новый способ общения с самыми активными пользователями ввели, поскольку поняли: 80% голосующих не пользуются бонусами, которые предлагает АГ, даже баллами, которыми можно расплатиться за парковку. И это совсем не плохо: значит, москвичи - народ идейный и не- меркантильный, самое важное для них - принимать участие в управлении городом.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как могут измениться доплаты к пенсиям с 2020 года?
  2. Будет ли оружие стрелять в космосе?
  3. Почему не принято дарить ножи?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ