Сергей Ривин 0 2162

С мячом к нам пришёл. Что осталось России после чемпионата мира по футболу?

Все материалы сюжета Чемпионат мира по футболу 2018 года

Президент ФИФА Джанни Инфантино и аналитики британской компании «Opta Sports» признали Чемпионат мира-2018 лучшим за всю историю турнира.

Никаких медведей на улицах, улыбающаяся полиция, чистое постельное бельё в поездах, телевизоры в метро и бесконечное гостеприимство русских - за время футбола стереотипы о России сломались.
Никаких медведей на улицах, улыбающаяся полиция, чистое постельное бельё в поездах, телевизоры в метро и бесконечное гостеприимство русских - за время футбола стереотипы о России сломались. © / Владимир Песня / РИА Новости

И это, пожалуй, главный итог полугодия. Но что, кроме слов признания и сенсационного выхода сборной в четвертьфинал, получила страна от своего футбольного лета?

 Все в гости к нам 

Миллион иностранных туристов - цифра, которую сам гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин называет «утопичным планом», оказалась реальностью. По его словам, зарубежные болельщики за время чемпионата оставили у нас примерно 100 млрд рублей. Это больше, чем годовой бюджет Гаити или Фиджи. Самые щедрые иностранцы, по подсчётам платёжной системы Visa (глобальный партнёр ­ФИФА) - мексиканцы, перуанцы, аргентинцы, колумбийцы, австралийцы и англичане. 

Забытый всеми кокошник, десятилетиями пылившийся на полках, вдруг стал главным головным убором планеты. Кокошник и матрёшка - то, что чаще всего покупали в сувенирных магазинах страны, а сама «подарочная отрасль» зафиксировала невероятный рост выручки. Так, по данным «Платформы ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных России), в Екатеринбурге он составил 122%, в Москве - 62%, в Санкт-Петербурге - 22%.

В сфере гостиничного бизнеса максимальная выручка оказалась в Москве (рост на 29%), Самаре (24%) и Ростове-на-Дону (22%). В барах и ресторанах больше всего потратили гости и жители Сочи, где оборот вырос на 58%. Следом идут Казань (49%) и Самара (39%). 

Но самая приятная цифра из всех - та, о которой пишет британский Тhe Telegraph. Спрос на авиарейсы в Россию со второй половины июля по май 2019 г. вырос на 76% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть интерес туристов не пропал с окончанием чемпионата мира.

«Турнир оказался блестящей витриной страны как туристического направления, - делится издание выкладками компании «Регент Холидейс», специализирующейся на поездках в Россию. - Престиж страны повысился. Даже если просто взять Москву. Включаете телевизор, а там Гари Линекер (бывший нападающий сборной Англии, футбольный комментатор. - Ред.) сидит перед собором Василия Блаженного. Люди видят это и думают: это где-то, где я не был. Это порождает вдохновение на долгосрочную перспективу».

 

Никаких медведей на улицах, улыбающаяся полиция, чистое постельное бельё в поездах, телевизоры в метро и бесконечное гостеприимство русских - за время футбола стереотипы о России сломались, а планы  Ассоциации туроператоров выросли. Там ждут увеличения иностранного турпотока в следующем году на 20%. Исполнительный директор ассоциации Майя Ломидзе ссылается на данные опроса французских СМИ, согласно которому «87% болельщиков выразили желание приехать в Россию ещё раз».

Реализовать это желание в 2018-м им будет легко. Госдума вот-вот примет закон о безвизовом въезде в Россию по паспорту болельщика до конца года. Более того, ожидается, что и члены семей болельщиков смогут получить визы бесплатно. А вот что дальше? В Ассоциации туроператоров надеются на общие визовые послабления. Без них закрепить тенденции роста сложно.

«Сделано в России» 

Деньги, которые оставили у нас за месяц любители футбола, - это только один из финансовых показателей турнира. Причём самый очевидный. Полное же понимание экономических плюсов/минусов придёт лишь через несколько лет. Чемпионат мира - это вложения в будущее. Это дополнительные рабочие места и инфраструктура - дороги, аэропорты, ж/д вокзалы, новые терминалы, больницы, отели и стадионы. Последними, правда, надо ещё суметь распорядиться, чтобы те не превратились в «белых слонов». В древнем Таиланде такие слоны считались недостойным подарком, т. к. на их содержание тратилось много усилий, а работали они плохо. 

Много ли денег потратила страна на спортивный праздник - 2018? Специалисты Центра развития ВШЭ в своём обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» отмечают, что инвестиции (затраты на общегражданскую и спортивную инфраструктуру) в ходе подготовки к нему меньше вложений в кап­строительство и «Газпрома», и «Роснефти» в одном только 2017 г. Также в ВШЭ считают, что чемпионат может передать «пас» российскому экспорту: «Увеличения экспорта можно достичь на базе повышения в ходе ЧМ-2018 узнаваемости бренда «Сделано в России», на основе беспрецедентных по силе эмоций и охвата аудитории во всех странах мира для рекламы. На это, на наш взгляд, должны быть направлены максимальные усилия».

Есть, по мнению экономистов, у футбольного лета и ещё одна победа: «Можно ожидать главного нематериального долгосрочного эффекта, связанного со спортивными мероприятиями, всплеска энтузиазма и патриотизма. В ходе лондонской Олимпиады 2012 г. такой эффект оценили (в частности, на основе превышения спекулятивной цены билетов над официальной и роста курса акций) в размере до 3,4 ­млрд долл., что составило около 30% от совокупных затрат на хостинг Игр».

Кстати

Хлынули ли болельщики на стадионы? 

На прошлой неделе в ФНЛ (2-й по значимости дивизион в России) на стадионах ЧМ-2018 сыграли 3 матча. В Волгограде («Ротор» - «Луч») на арену пришли 30 611 человек, в Нижнем Новгороде («Нижний Новгород» - «Тюмень») - 18 000, в Калининграде («Балтика» - «Тамбов») - 10 456. Для ФНЛ это очень неплохой показатель, т. к. средняя посещаемость матчей в прошлом сезоне была 2425 человек. 

Цифры ЧМ-201

Экономический эффект от проведения чемпионатов мира по футболу: 

  • Россия - 2018 (оценка) - 15,0 млрд долл.
  • Бразилия - 2014 - 14,0 млрд долл.
  • ЮАР - 2010 - 7,0 млрд долл.
  • Германия - 2006 - 12,0 млрд долл.
  • Южная Корея - 2002 - 7,0 млрд долл.
  • Япония - 2002 - 16,0 млрд долл.
  • Объём затрат на подготовку и проведение: 
  • спортивная инфраструктура - 265 млрд руб.
  • транспортная инфраструктура - 228 млрд руб.
  • прочая инфраструктура - 74 млрд руб. 
  • операционные затраты - 116 млрд руб.

По данным Исследования влияния ЧМ по футболу - 2018 в России на экономическую сферу.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за проект окололунной станции готовит Россия?
  2. Как узнать историю участка перед покупкой?
  3. Почему с утра сильно хочется есть?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ