Примерное время чтения: 7 минут
391

Рынок планшетных компьютеров: как iPad изменил мир

Стремительный взлёт iPhone и тот факт, что яблочное изделие не может догнать никто из конкурентов уже несколько лет принято объяснять тем, что Apple стартовала неожиданно и конкуренты не были готовы к отражению удара. Но они сделали выводы и не дадут Джобсу и компании повторить этот фокус. Что же, iPad - отличный случай поверить, сделана ли работа над ошибками. А если нет, то в чём причины успеха одних и неудач других. Прошедшие с момента презентации iPad 11 месяцев – достаточный срок для подведения первых итогов.

Фирму Apple вообще и Стива Джобса в частности часто обвиняют в том, что они не придумывают сами ничего нового, а используют чужие наработки, комбинируя их необычным образом. И это чистейшая правда: все компоненты фирменной техники Apple, за исключением программного обеспечения, доступны и их конкурентам. Процессоры, память, дисковые и твёрдотельные накопители. А некоторые детали напрямую поставляются фирмами, конкурирующими в других нишах. Например – IPS экран iPad выпускает LG, а сейчас идут переговоры с прямым конкурентом - Samsung. Samsung является одним из основных поставщиков flash памяти для iPad. На долю Apple остаётся определить, как будет выглядеть создаваемое устройство, что будет делать, разработать начинку из относительно стандартных деталей и обеспечить контроль качества при сборке.

Планшетные компьютеры выпускаются разными производителями довольно давно. Правда, почти все они являются потомками «нормальных» компьютеров и «взрослых» операционных системах. За две недели до анонса iPad была презентована таблетка HP Slate под управлением операционной системы Window 7. Когда стало известно, что в новом устройстве Apple стоит процессор с тактовой частотой 1 ГГц и одним ядром, отсутствует многозадачность, нет USB портов, камеры и других, привычных для компьютеров элементов, то многие аналитики отдавали предпочтение планшету от HP, максимально похожему на традиционный компьютер, только без клавиатуры.

А дальше случилось нечто, что позволило говорить о создании нового типа устройств и даже целого рынка, ёмкость которого исчисляется миллиардами долларов: Apple потребовался всего один день, чтобы продать 350 тысяч планшетов и 28 дней, чтобы достигнуть отметки 1 миллион единиц.  2 миллиона iPad было продано за 60 дней, а за 80 дней после выхода iPad Apple сумела продать 3 миллиона таблеток, буквально подсадив на них весь мир. По итогам 3-го квартала продано 4.19 миллионов планшетов. Согласно CNBC, iPad стал одним из немногочисленных устройств, которые были восприняты пользователями наилучшим образом за всю историю бытовой электроники. Продажи iPad идут такими темпами, что он может занять четвёртое место по скорости распространения, уступая только телевизорам, смартфонам и ноутбукам.

По прогнозам агентства Gartner, продажи планшетных устройств будут быстро увеличиваться. В 2010 году будет реализовано около 19,5 миллионов планшетов, в 2011 году – до 54,8 миллионов, а к 2014 году в мире будут продаваться сотни миллионов планшетов в год. При этом ниша планшетных компьютеров будет расширяться за счёт нескольких типов устройств: традиционных компьютеров и ноутбуков, нетбуков, электронных книг, игровых консолей, GPS-навигаторов и даже mp3-плееров. Реакция конкурентов на этот феерический старт заключалась сначала в критике устройства, а затем… в отказе от практически разработанных устройств: Microsoft закрыла очень интересный проект Courier, производители начали спешно менять процессоры Intel с тактовой частотой 1.6 ГГц и выше, на Cortex с частотой 1 ГГц и ниже. HP Slate, показанный публике в январе, решились вывести на рынок только в октябре, а первые компьютеры пришли покупателям и вовсе в начале декабря. Разработанные под Windows планшеты стали срочно переводиться под Android, который, по словам разработчика, ещё не готов для работы в качестве операционной системы для планшетов. Один словом – паника.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Apple может испытать серьёзную конкуренцию со стороны различных производителей планшетов по части техники, но программное обеспечение «яблочной» компании пока вне конкуренции. В течение ближайших полутора-двух лет, Apple с iPad будут доминировать на данном рынке. Но в будущем рынок отойдёт устройствам под управлением OS от Google: Android и Chrome OS. Перспективы Windows Phone оцениваются как весьма сомнительные. Даже WebOS от Palm, QNX и MeeGo будут иметь большие перспективы, чем операционная система от Microsoft. Примером этого можно назвать отказ Lenovo от планов создания планшета с Windows и перенос выпуска аналогичного продукта MSI на более поздний срок, с сохранением планшета на Google Android. Но продаваемый в эти дни планшет от Samsung стоит значительно дороже самой дешёвой версии iPad, что не может способствовать бурному росту продаж.  

Ещё один спорный момент: оптимальный размер экрана. Подавляющее большинство «убийц» будет иметь экран 7”. Среди специалистов и сочувствующих долгое время ходили слухи, что Apple вот-вот выпустит mini iPad, чтобы убрать с рынка всех потенциальных конкурентов. Однако Стив Джобс на днях заявил, что в планах подобных устройств нет, т.к. 7” – слишком мелкий экран и для работы с ним пользователям нужно продавать ещё и наждачную бумагу для обтачивания пальцев, чтобы сделать их тоньше. После чего руководство RIM, сделавшее ставку на 7” PlayBook, заявило, что Джобс ничего не понимает в планшетах. Но если продажи планшетов Apple посчитать просуммировать с продажами компьютеров, то Apple сразу выйдет на 4-е место в мире по этому показателю, разом обогнав Asus, Lenovo и Toshiba.

Но не только операционная система Apple делает iPad привлекательным устройством: набор сервисов MobileME, магазин приложений App Store, iTunes, iBooks и готовящийся к запуску магазин электронных газет и журналов – фирмой создана настоящая экосистема, способная удовлетворить практически все потребности пользователя. Решения конкурентов либо уступают по возможностям, либо по удобству. Помните недавнее получение Apple эксклюзивных прав на продажу музыки Beatles – все альбомы в электронном виде доступны в iTunes. Только в iTunes. 

Конкуренты опять оказались не готовы к действиям Apple и кинулись догонять. Правда, они пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре: Samsung планирует продать 10 миллионов планшетов Galaxy Tab к весне 2011 и приблизительно в это время выпустить 10-дюймовую версию. Но прогнозы в отношении Samsung сильно отличаются от прогнозов самой фирмы: эксперты считают, что до конца 2010 года будет продано около 1 миллиона планшетов Galaxy Tab и около 6-ти миллионов за весь 2011 год.

Выяснить, каков же оптимальный планшет и набор сервисов для него мы сможет лишь после того, как на рынок выйдут все основные игроки. Без этого не будет ошибок и открытий, побед и разочарований. Нам просто не из чего будет выбирать, а немногие производители будут диктовать нам свои условия. Ну а мы будем вынуждены соглашаться с ними, если нам потребуются планшеты. Пока же мы видим на рынке только один законченный продукт, что лично меня очень расстраивает.

P.S.  LG, HTC, Lenovo, Toshiba и Motorola, в ожидании более подходящей версии операционной системы Android от Google, откладывают выпуск планшетов на более позднее время. Скорее всего, новые планшеты от этих фирм будут представлены в январе 2011 года на CES 2011. Приблизительно в это же время или немного позднее ожидается анонс второй версии iPad.

P.P.S. Все основные американские операторы сотовой связи предлагают своим клиентам Galaxy Tab – за первый месяц продано около 600 тысяч устройств.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах