aif.ru counter

«Интернет будет обязательной услугой». Глава РОЦИТ о будущем Рунета

Как приучить пользователей беречь собственные личные данные и почему бояться незнакомых сервисов — это хорошо? АиФ.ru поговорил с новым директором общественного центра интернет-технологий Сергеем Гребенниковым.

На прошлой неделе состоялись важные назначения в Региональном общественном центре интернет-технологий (РОЦИТ). Новым директором Центра стал Сергей Гребенников, замглавы Российской ассоциации электронных коммуникаций.

РОЦИТ ставит своей задачей популяризцию и развитие Интернета в России. Центр занимается организацией конференций с участием экспертов всех уровней с тем, чтобы те выработали наиболее эффективные сценарии взаимодействия общества с Сетью. АиФ.ru поговорил с новым директором РОЦИТ, чтобы выяснить, каким он видит будущее российского интернета и свои задачи.

Дмитрий Захарченко, «АиФ.ru»: Изменится ли каким-то образом общий вектор развития Центра с приходом нового директора?

Сергей Гребенников: Да, конечно. В последнее время РОЦИТ был сконцентрирован на ряде тем, которые являются очень важными для интернет-индустрии, но при этом не отражали весь спектр задач, ради которого была создана организация. Центр существует с 1996 года и за это время успел многого достичь. В своё время были организованы сотни конференций по всей России, посвящённые популяризации и развитию интернета.

— Какие основные цели ставит себе РОЦИТ на будущее вообще и, в частности, на 2015 год?

— Основные задачи, которые будет решать организация, — это защита интересов пользователей Рунета, образование, дополнительное образование и повышение профессиональных навыков и медиаграмотности (интернет-грамотности) у них и специалистов. Также РОЦИТ будет решать задачи по уменьшению цифрового разрыва, проводить cоциологические опросы и исследования, вовлекать интернет-пользователей в законодательные инициативы, а также исполнять функции профессионального союза интернет-специалистов, работать над вопросами информационной безопасности и электронной демократии.

Что же касается плана работ на 2015 год, то в первую очередь РОЦИТ приступит к достижению договорённостей о сотрудничестве с профильными отраслевыми организациями, к участию и поддержке отраслевых конференций и мероприятий, также будет участвовать в профильных советах и комитетах при органах государственной власти по роду деятельности организации. Кроме того, организация намерена провести собственные мероприятия, cоздавать и распространять информационные материалы по медиаграмотности и пользовательской безопасности.

— Каково нынешнее положение российского сегмента интернета? Какие проблемы Рунета вы считаете наиболее актуальными сейчас и как вы планируете их решать?

— В этом году Рунету исполнилось 20 лет. За это время он добился лидирующих позиций в международных рейтингах по всем измеримым критериям и показателям: количество и активность пользователей (первое место в Европе), объёмы генерации и потребления русскоязычного контента (второе-третье места в мире), количество и разнообразие национальных доменов (первые позиции как домена .RU — около 5 млн, так и домена .РФ — более 800 тыс.), темпы роста интернет-экономики (30 % в год в среднем по всем рынкам, и до 100 % в год по некоторым молодым рынкам) и её вклад в ВВП страны (уже около 2 % в сумме по интернет-рынкам и около 10 %, если смотреть на всю экосистему интернет-зависимых рынков) и т. д. (экономикарунета.рф).

Также Рунет за годы своего существования доказал, что в России могут не просто появляться собственные (отечественные) проекты, но они ещё и удерживают лидерство во всех сегментах: поиск, почта, электронная коммерция, социальные сети, геосервисы в Рунете и т. д. Во всех этих областях процент рынка, занимаемого российскими проектами и решениями, составляет более 50 % (а где-то и 80–90 %).

— Что такое медиаграмотность и какими методами можно повысить уровень такой грамотности?

— Все мы знаем правила дорожного движения — и тут неважно, водитель вы или пешеход, но идти на красный сигнал запрещено, а на зелёный — можно, но рекомендуется всё равно быть внимательным. То же самое и в интернете: мы должны приучить десятки миллионов пользователей Рунета осознавать, что интернет таит в себе как широчайшие возможности, так и опасности.

В 2015 году вместе с экспертами мы дадим чёткое определение понятию медиа-грамотности (интернет-грамотности), а также выработаем критерии, по которым это определение можно изменять.

— Что подразумевается под «уменьшением цифрового разрыва» и как планируется его достичь?

— Наша страна очень большая, и до сих пор существует цифровой разрыв, как по качеству услуг, так и по их стоимости. Неправильно, что цена на доступ в сеть в ряде регионов выше, чем в других.

— Планирует ли РОЦИТ какую-либо работу для более эффективной деятельности Рунета? Существует ли проблема недостаточного вовлечения в интернет людей старшего возраста?

— На сегодняшний день существует. Для людей старшего поколения существуют и успешно работают сразу несколько программ. Например, «Азбука Интернета» от Ростелеком.

— Какого рода интересы пользователей Рунета намеревается защитить РОЦИТ?

— С каждым годом всё больше услуг мы получаем через интернет. Среди таких услуг есть те, которые не затрагивают непосредственно личное пространство человека, но есть и те, которые непосредственно связаны с личной безопасностью гражданина: от совершения покупок в интернете до оформления документов через портал государственных услуг. То есть в сети существуют те же самые угрозы, что и в обычной жизни, но тут почему-то до пользователей проблема не доходит. Но теперь мы это поменяем.

— В каких случаях пользователям следует обратиться в РОЦИТ и какого рода проблемы Центр может помочь разрешить?

— На сайте РОЦИТа в скором времени появится горячая линия по любым проблемам, которые только могут встретиться пользователю. И, естественно, РОЦИТ — это живая организация, и мы будем реагировать на все запросы и меняться в зависимости от потребностей пользователей организации.

— В чём конечная цель работы Центра? Каким может быть российский интернет, когда все проблемы будут решены?

— Я уверен, что с развитием технологий и большим вовлечением пользователей в использование интернета задач у РОЦИТа будет только больше. Мы считаем, что РОЦИТ должен развиваться вместе с индустрей.

— Каким вы видите дальнейшее развитие сети? Как людям разных возрастов относиться к зарождающемуся «интернету вещей», возможности взаимодействовать с государством напрямую через сайты госуслуг?

— Интернет через три года будет обязательной услугой везде, пользователи не будут вообще осознавать, что в тот или иной момент находятся в сети или вне её. Интернетом будет пронизано всё.

— Есть ли проблема в том, что сегодня многие просто бояться доверять свои персональные данные интернет-сайтам, проводить оплату услуг и т. д.?

— Чем больше людей задумается о личной безопасности в сети, тем лучше. Если у вас дрогнула рука, когда вы вводили данные своей банковской карты в интернет-магазине, значит, вы понимаете, что к ним нужно относиться внимательно и не хранить в открытом доступе.

Как мы уже говорили, одна из важнейших задач — научить пользователей использовать возможности сети, но при этом не забывать о безопасности.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Повышает ли маргарин уровень холестерина?
  2. Можно ли подать в суд, если фильм не соответствовал возрастному цензу?
  3. На сколько продлят «заморозку» накопительной части пенсии?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ