Беззеркальные фотоаппараты: руководство по выбору

Сегодня производители портативной техники соревнуются в возможности сделать свои продукты как можно меньше и легче, но с сохранением максимальной функциональности. К примеру, обычным делом стали нано-сим-карты, компактные аккумуляторные батареи, смарт-часы, которые лет 15 назад казались бы просто фантастикой. Но долгое время никому не удавалось в прямом смысле облегчить жизнь профессиональным фотографам: им приходилось часами держать в руках увесистые зеркалки. Большинство легких цифровых «мыльниц» не шли ни в какое сравнение с зеркальной «тяжелой артиллерией» по опциям и качеству получаемых снимков. Казалось, альтернатива невозможна, но компании-флагманы по производству электроники взялись за дело и доказали обратное.

Они нашли возможность уменьшить вес и габариты, сохранив функциональность профессиональной фототехники, начав выпускать беззеркальные фотокамеры, не уступающие по своим характеристикам зеркальным собратьям. Что у них получилось и как им это удалось? Ответы читайте в статье.

Что значит беззеркальная камера?

Появление беззеркалок — результат технического прогресса в целом и фототехники в частности. Современные фотографы вместо пленочных аппаратов с громоздкой вспышкой используют устройства с цифровой матрицей, где управление взяли на себя микропроцессоры, а также появилась возможность предварительно рассмотреть будущий фотокадр на цветном жидкокристаллическом дисплее.

Когда появились так называемые зеркалки, любители фотографии предпочли миниатюрные и простые цифровики. А фотографы-профессионалы стали снимать на многофункциональные, массивные и дорогие зеркальные фотоаппараты, где электронный дисплей стал лишь дополнением к оптическому зеркальному визиру. Зеркальные камеры еще долго оставались элитой фототехники, пока эволюция не дошла и до их видоискателей.

Внедрение электронного визира в полнокадровых беззеркальных моделях позволило существенно ужать размер и вес фотоаппарата с сохранением всей функциональности, присущей зеркальной аппаратуре. Так, за счет применения полнокадровых матриц удалось добиться изображения отличного качества при высоких значениях светочувствительности, которыми не могли похвастаться компактные цифровые фотоаппараты.

Таким образом, беззеркальные фотоаппараты как класс определяют следующие основные признаки:

  • собственно, отсутствие зеркала, а вместе с ним — громоздкого зеркального видоискателя и прилагающейся к нему пентапризмы (пятигранной призмы, существенно утолщавшей корпус аппарата);
  • наличие электронного видоискателя для визирования объектов съемки;
  • короткий рабочий отрезок камеры, позволяющий выбирать из множества объективов, включая кино- и специальную сменную оптику.
Для справки
Первый беззеркальный фотоаппарат был разработан и выведен на рынок японским брендом Panasonic. Камера Panasonic Lumix DMC-G1[1] была представлена покупателям в 2008 году, что подстегнуло других производителей начать развитие в этом направлении. Двумя годами позже сегмент беззеркальных фотоаппаратов уже изобилует десятками моделей от разных мировых гигантов электронной индустрии.
Критики от фотодела методично расписывают недостатки каждой вновь презентованной беззеркалки, пока осенью 2013 года на рынке не появилась первая полнокадровая беззеркальная камера от другого японского бренда — Sony — в модификациях A7 и A7R. Так, 36-мегапиксельная матрица Alpha 7R, электронный видоискатель с разрешением в 2 400 000 точек и трехдюймовый наклонный дисплей заставили пересмотреть свои взгляды даже ярых сторонников зеркальных фотоаппаратов.

Благодаря простоте использования при широком спектре режимов съемок, беззеркальные камеры отлично подходят увлеченным любителям, перешагнувшим этап съемки на «мыльницу» и смартфон, а также профессиональным фотографам. Прекрасно проявляют себя такие фотоаппараты как в студийной портретной съемке, так и в запечатлении красивых закатов и прочих красот пейзажа. Профи часто берут беззеркалки на съемки свадебных торжеств, корпоративов, детских праздников и на фотосессии в детсадах и школах. С их помощью получаются креативные рекламные и fashion-работы.

Плюсы и минусы беззеркальных фотоаппаратов

Производители беззеркалок громко заявляют, что их продукты сотканы из одних достоинств, умалчивая о некоторых подводных камнях, которые ожидают будущих владельцев. Давайте разбираться, чего же больше в отсутствии зеркала: плюсов или минусов.

Преимущества беззеркальных камер

Самое наглядное и ощутимое достоинство — облегченные «тушки» и «стекла». Такая аппаратура занимает меньше места, а легкий вес снимает лишнюю нагрузку с рук и позвоночника (это ощутимо, особенно при многочасовой работе без перерыва).

Отсутствие зеркала также позволило существенно укоротить рабочий отрезок камеры — расстояние от плоскости крепления объектива до светочувствительной матрицы. Так, к примеру, минимальный рабочий отрезок беззеркальных фотокамер Sony теперь составляет всего 18 мм.

Это дает большую вариативность в выборе объективов: рабочий отрезок большинства любительских и профессиональных объективов больше 20 мм, что обеспечивает успешную совместную работу с камерой. Ведь когда рабочий отрезок объектива больше, чем предусмотрено стандартом конкретной камеры, возможно использование адаптера-удлинителя с размещением механики управления объективом или процессора. Такое использование синхронизирует протоколы связи объектива и камеры.

Современные беззеркалки имеют рабочий отрезок вдвое меньше, чем у большинства зеркальных цифровиков, и в 3-4 раза меньше, чем у среднеформатных камер, — около 80 мм. Камеры с минимальным на сегодняшний день рабочим отрезком в 18 мм (Sony Alpha, Canon EOS-M и Fujifilm) с помощью адаптерных колец совместимы с более чем 65 видами оптики от полусотни компаний-производителей.

На ЖК-видоискатель выводится реальное изображение, полностью совпадающее с границами будущего снимка и передающее реальную цветовую температуру, яркость и зону резкости.

«Беззеркальник» очень оперативно настраивается на работу. Это практично для съемки в динамике, «ловли» кадра для спортивного репортажа или сюжетов живой природы.

Наличие режима электронного затвора позволяет делать снимки бесшумно и без лишней вибрации корпуса. Это удобно при съемке на пресс-конференциях, авторских выступлениях и в других ситуациях, где малейший шум отвлекает внимание от выступающих персон.

Еще один плюс беззеркальной конструкции — высокая скорость и продолжительность серийной съемки. В то время как у зеркальных продуктов скорость производства кадров ограничена из-за менее «шустрых» штор затвора, раскрывающихся и возвращающихся в исходное положение после каждого кадра с потерей драгоценных долей секунд.

В целом чем выше стоимость, тем больше возможностей может предложить цифровой беззеркальный фотоаппарат. Так, большинство дорогих беззеркалок оснащено эффективной стабилизацией изображения, исключающей «смазывание» картинки от вибраций и совместимой с любыми оптическими объективами.

Недостатки

Минусы таких устройств можно уместить буквально в один абзац. Увы, насыщенность электроникой ведет к ускоренной разрядке аккумулятора — нужно быть готовым к быстрой разрядке батарей, запланировать время для подзарядки или иметь при себе пару заряженных запасных комплектов. Неудобно, но терпимо.

Виды беззеркалок: разные серии и возможности

Четверка лидеров в производстве фотоаппаратов без зеркала: Fujifilm, Olympus, Panasonic и Sony. Каждый из них по-своему отвечает взыскательным запросам фотографов, позволяя выбирать немыслимые ракурсы и эффекты для съемок.

Этой осенью Nikon представил общественности прогрессивную серию Z — беззеркальную полнокадровую фотосистему с увеличенным байонетом. Производитель преподносит свой «самый широкий в мире байонет» (диаметр в 55 мм действительно впечатляет) как явное конкурентное преимущество. Фотографам предлагается лично проверить формулу «больше света = ярче и резче детали по всему кадру», а также протестировать другие особенности новинки, такие как улучшенная эргономика и использование передовых оптических технологий.

Вместе с тем пока сверхширокий байонет Z — скорее некое ограничение. Производитель не может похвастать большим разнообразием объективов к нему. Как временный вариант предлагается использовать переходник FTZ, совместимый с объективами, рассчитанными под их более узкий и привычный байонет F, но по сути этот адаптер-«воронка» уменьшает пользу от широкого Z-байонета.

Чем отвечают конкуренты? Sony продолжает развивать свою успешную линейку Alpha. Японский концерн уже 5 лет лидирует на рынке беззеркального «полного кадра». Sony прицельно работает над совершенствованием технологий, снискав лояльность фотографов-любителей и профессионалов и регулярно дополняя серию новинками.

На сегодняшний день семейство «альфа-семерок» представлено моделями A7, A7M2, A7M3, A7R, A7RM2, A7RM3, A7S, A7SM2. Масса А7 — самой легковесной камеры в линейке — вместе с батареей составляет чуть более 400 грамм. Ее последователи также «следят за весом и фигурой» и имеют пятиосевую матричную стабилизацию, интегрируемую в принципе с любой оптикой (но производитель, конечно, рекомендует свою широкую линейку объективов, в том числе премиум-сегмента GM). Модели различаются степенью проработки отдельных опций и технологий (таких, как производительная автофокусировка или матрица с тыловой подсветкой), наличие которых оценят фотографы, работающие в определенных жанрах.

Многолетнее стремление к идеалу и неустанные доработки моделей позволили Sony добиться высокой технологичности и уверенного лидерства в отрасли. Настоящим «венцом творения» стала камера Sony А9, появившаяся в России в июне 2017 года и тут же ставшая эталоном полнокадрового беззеркального фотоаппарата. По отношению к технике слишком часто используют прилагательное «революционный». Но в данном случае оно весьма оправдано. А9 действительно изменила взгляд на динамическую фотосъемку: с ее помощью можно делать до 20 кадров в секунду. Уже за одно это ее полюбили спортивные фоторепортеры, которым она заметно упростила охоту на яркие и четкие кадры во время соревнований.

К тому же в А9 союз полнокадровой многослойной CMOSКМОП-матрица-матрицы с усовершенствованным процессором изображений BIONZ X предоставляет мастерам кадра возможность строить свою реальность, где нет никаких ограничений.

Ну а если говорить про предложение от Canon, то это, конечно, EOS-R. Производитель добился, чтобы автофокусировка его камеры занимала всего каких-то 0,05 секунды. Байонет устройства оснащен 12-контактным соединителем, что призвано развить скорость коммуникации оптики и корпуса до высочайших показателей. Камера обладает широким байонетом под инновационные объективы RF, располагающиеся предельно близко к полнокадровому датчику изображения.

Основные технические характеристики беззеркальных фотокамер

Матрица беззеркального аппарата — это сложная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов (фотодиодов). В современных фотоаппаратах используется два типа световых сенсоров: ПЗС (прибор с зарядовой связью, или CCD) и КМОП (комплементарный металл-оксид-полупроводник, или CMOSКМОП-матрица). Матрицы обоих типов преобразовывают энергию фотонов в электрический сигнал, который затем оцифровывается.

В целом различия между CCD и CMOSКМОП-матрица-матрицами малосущественны для фотографа. И та и другая технология справляется с задачей четкого преобразования картинки «снаружи» в итоговый кадр, обработанный электронной начинкой и записанный в формате фото- или видеофайлов.

Nikon в моделях Z6 и Z7 задействовал CMOSКМОП-матрица-матрицу с задней подсветкой и размером 35,9×23,9 мм, с разрешением 24 Мп и 45 Мп соответственно. Canon EOS-R парирует 32-мегапиксельной матрицей тех же размеров, что и у Nikon.

Sony А7 III и Sony А9 также предлагают 35-миллиметровую многослойную CMOSКМОП-матрица-матрицу с 24-мегапиксельным эффективным разрешением.

Чувствительность ISOЭто параметр, который определяет уровень чувствительности матрицы и пленки фотоаппарата к свету. настраивается под режим и экспозицию съемки. Штатный диапазон ISOЭто параметр, который определяет уровень чувствительности матрицы и пленки фотоаппарата к свету. Nikon Z6 составляет 100–51 200, у Canon — 100–40 000, у Sony A7 III разбег ISOЭто параметр, который определяет уровень чувствительности матрицы и пленки фотоаппарата к свету. от 50 до 204 800.

Все рассматриваемые модели, безусловно, скорострельны настолько, чтобы делать репортажные фото с «Формулы 1» с такой высокой четкостью, будто это статичная портретная сессия. Скорость серийной съемки Canon EOS-R — до 8 кадров в секунду, Nikon Z6 за это время выдает 12 кадров, а Sony «частит» аж до 20 кадров. В режиме видео Nikon и Sony могут снимать ежесекундно по 120 кадров против 60 у Canon.

Фокусировка на объекте с получением динамичных резких кадров — уже давно дело техники, а не забота фотографа. Так, автофокус устройства Canon EOS-R «контролирует» до 88% кадра, Nikon — до 90% снимаемой площади, а камера Sony А9 и ее 693 точки фазового автофокуса — порядка 93% кадра.

Смарт-начинка ведущих беззеркалок существенно упрощает задачи экспозиции, которые начинающим фотографам кажутся дремучим лесом.

Выше мы говорили о «прожорливости» беззеркальных камер. Согласно данным с сайтов компаний-производителей и CIPA (ассоциации производителей фото- и кинотехники), в цифрах это выглядит так: Canon успеет сделать около 370 фото до подзарядки[2], Nikon Z6 «нащелкает» порядка 310 кадров[3]. Sony более производительны: Alpha А9 создаст до 480 снимков с включенным видоискателем и 650 снимков при использовании ЖК-монитора[4], А7 — до 710 кадров[5].

Ну и напоследок о стоимости сравниваемых продуктов. По данным на сентябрь 2018 года, камера Sony A7R III (кстати, это лучшая профессиональная беззеркальная фотокамера 2018–2019 гг., по мнению экспертов EISA — всемирной ассоциации фото-видеоиндустрии) стоит около 229 990 рублей, а ее модель А9 — порядка 300 000 рублей. Canon EOS-R по предзаказу на официальном сайте производителя обойдется примерно в 220 000 рублей, фотоаппараты Nikon Z6 и Z7 (тоже по предзаказу) будут стоить около 170 000 рублей и 270 000 рублей соответственно. Nikon Z7 с китовым зум-объективом Z-серии производитель оценил примерно в 305 000 рублей.


Удобство визирования, впечатляющая скорость и безотказность работы электроники, образцовая фокусировка при уменьшенном весе и габаритах — вот лишь краткий список достоинств флагманских беззеркальных фотокамер. Sony уже давно доказывает миру, что за беззеркалками будущее профессиональной и любительской фотографии. А с появлением новинок от Canon и Nikon, надо полагать, сомнения в этом отпали даже у самых заядлых скептиков.

Мнение редакции

Вместе с тем мы не призываем сломя голову кидаться на новинки: разумнее будет дождаться объективных отзывов от тех, кто как следует опробует камеры на практике (вплоть до выработки ресурса «тушки», ведь она может оказаться меньше заявленных характеристик). А пока именитые профессионалы экспериментируют с новой техникой и формируют свои запросы на доработки (например, на расширение линейки объективов для Nikon), уместно проявить здравый консерватизм и присмотреться к проверенным временем продуктам Sony.