Спутниковый мониторинг транспорта: семь бед — один ответ

Будущее, смело описанное фантастами XX века, наступило. Возможность отследить местоположение объекта в любой точке земного шара — реальность сегодняшнего дня. Спутниковый мониторинг активно внедряется в транспорт, логистику, безопасность и многие другие отрасли деятельности.

В этой статье мы расскажем о том, какими бывают технологии спутникового слежения за транспортом, кому и зачем они нужны, как установить систему и что для этого потребуется.

Технологии спутникового слежения за автомобилем

Что же это за технология будущего — спутниковый мониторинг? Разберемся во всем по порядку.

Итак, спутниковая навигация дает возможность отслеживать координаты, направление и скорость движения различных объектов на земле, в воде и воздухе. Делается это с помощью радиосигналов, излучаемых спутниками.

Кроме спутников, курсирующих по земной орбите, в систему навигации входят еще два сегмента — наземный и пользовательский. Каждый из них представляет собой сложный комплекс оборудования.

Наземный сегмент состоит из:

  • космодрома, где строят, испытывают спутники и запускают их на орбиту;
  • командно-измерительного комплекса, который контролирует движение космических аппаратов;
  • центра управления, согласующего работу всех элементов системы.

Пользовательский сегмент представлен клиентским оборудованием. Его задачи — принимать сигналы со спутников и обрабатывать информацию для определения координат и других параметров объекта.

В основе принципа работы систем спутникового мониторинга — измерение времени, в течение которого радиосигнал достигает приемника. На борту каждого спутника находятся высокоточные часы. Информация о времени излучения содержится в сигнале. При этом подразумевается, что скорость распространения волн — величина известная.

Разные технологии спутниковой навигации используют различные системы координат и времени. На точность измерений влияют погрешности аппаратуры, изменения времени распространения радиосигналов в атмосфере и в космосе и другие факторы. Но даже несмотря на это, современные спутниковые системы слежения способны определять координаты с точностью до 2 м[1].

На данный момент в мире действуют два стандарта спутниковой навигации — американский GPS и российский ГЛОНАСС. Европейский проект Galileo находится на стадии строительства. К 2020 году планируется завершить создание спутниковой группировки[2]. Китайская система BeiDou (COMPASS), строительство которой началось в 2000 году, пока имеет лишь местное распространение. Возможно, через некоторое время она начнет работать в глобальном масштабе.

GPS

GPS (Global Positioning System) — разработка Министерства обороны США. Первоначально система предназначалась для решения военных задач и долгое время только для этого и использовалась. Но сейчас без GPS-контроля не обходится ни бизнес, ни частная жизнь.

Это интересно
Мысль о создании спутниковой навигационной системы родилась у американцев еще в 50-е. Поводом к этому послужил запуск первого в мире спутника, произведенный в 1957 году советскими учеными. Наблюдая за космическим аппаратом, американцы обнаружили, что частота излучаемого им сигнала то увеличивается, то уменьшается в зависимости от расстояния. Таким образом, зная точное положение спутника, можно вычислить собственные координаты и скорость движения, и наоборот.

В 60-е и 70-е годы вооруженные силы США активно работали над созданием спутниковой системы. Проект, первоначально носивший название NavStar, с 1973 года известен как GPS. В 1974 году состоялся запуск первого спутника. К 1994 году их стало уже 24 и система обеспечила покрытие всей поверхности Земли.

Сегодня спутниковая группировка GPS состоит из 32 космических аппаратов. Они вращаются вокруг Земли на средней орбите на высоте более 20 000 км в шести плоскостях. Контроль за спутниками осуществляется с главной управляющей и 10 дополнительных станций.

Система спутникового GPS-мониторинга находит применение в самых разных областях деятельности. Она используется в авиации, дорожной и морской навигации, геодезии и картографии, сотовой связи. На технологии GPS основан спутниковый мониторинг транспорта — слежение за местонахождением, направлением, скоростью движения автомобилей, расходом топлива. GPS-приемники сейчас есть у большинства автовладельцев, ими оснащены все современные мобильные устройства.

Простота навигации, удобство нахождения любой нужной точки, будь то гостиница, станция техобслуживания или кафе — очевидные достоинства системы. При всем этом GPS не лишена некоторых недостатков. Главным минусом считается то, что проект находится под контролем Министерства обороны США, следовательно, точность сигнала и другие параметры полностью зависят от политики этой структуры. Еще один недостаток системы в том, что спутниковый сигнал доступен отнюдь не повсеместно. Например, GPS-навигатор не работает в полярных регионах. Приемник не ловит сигнал в метро, тоннелях, подвальных помещениях.

ГЛОНАСС

Вторая глобальная система спутниковой навигации начала действовать в 1995 году, когда российские ученые вывели на орбиту 24-й спутник. На тот момент работы над проектом велись уже около 20 лет.

Период до 2001 года — прискорбный этап истории ГЛОНАСС. Дефицит финансирования и короткий срок службы спутников привели проект в упадок. Но в начале 2000-х годов системой спутниковой навигации вплотную занялось российское правительство. Принятая федеральная программа предполагала, что к 2010 году ГЛОНАСС достигнет всемирного покрытия и начнет работать в глобальном масштабе. Эти задачи удалось выполнить, и на сегодняшний день система полноценно функционирует.

Орбитальная группировка ГЛОНАСС состоит из 24 спутников, которые вращаются вокруг Земли на высоте около 19 000 м в трех плоскостях. Принцип работы аналогичен таковому для GPS, но есть некоторые отличия. Например, спутниковый сигнал ГЛОНАСС доступен в полярных областях. По точности навигации российская система несколько уступает американской: средняя ошибка составляет 3–6 м против 2–4 м у GPS[3].

И хотя на данный момент GPS пока занимает лидирующие позиции на рынке, можно не сомневаться в том, что система спутникового слежения ГЛОНАСС имеет большие перспективы.

Кому и зачем нужны системы спутникового мониторинга

Спутниковая навигация сегодня вышла далеко за рамки военных задач и служит вполне мирным целям — прежде всего, конечно, коммерческим. Космические разработки в совокупности с информационными технологиями помогают крупному, среднему и малому бизнесу. Системы спутникового мониторинга транспорта находят применение в сферах пассажиро- и грузоперевозок, сельского хозяйства, ЖКХ, логистики. Выясним, какие задачи они решают в каждой из этих областей.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственная отрасль имеет одну неудобную особенность: работы, как правило, проводятся вдали от места расположения офиса компании. В связи с этим руководство не может оперативно следить за всем, что происходит в поле. По этой причине владельцы сельхозпредприятий, увы, нередко сталкиваются с такими досадными фактами, как:

  • использование техники не по назначению;
  • несоблюдение режимов эксплуатации транспортных средств;
  • простои техники (в частности, из-за неисправности);
  • нарушение установленных сроков проведения сельскохозяйственных работ;
  • хищение топлива и ГСМ.

Установка системы спутникового мониторинга автотранспорта позволяет решить все эти проблемы сразу. С помощью различных типов датчиков можно контролировать в режиме реального времени:

  • местонахождение, направление и скорость движения транспорта;
  • пробег и прохождение маршрута (необходимо для точного учета выполненных работ);
  • уровень и расход топлива (предупреждение хищений);
  • состояние транспортного средства и соблюдение правил его эксплуатации.

Все это приводит к сокращению расходов на содержание сельскохозяйственной техники, которые составляют едва ли не половинную долю в бюджете предприятия.

Грузовые перевозки

Ключевые факторы успеха любой компании, работающей в сфере грузоперевозок, — это оперативность связи и грамотно выстроенная транспортная сеть. Решение этих задач на конкурентоспособном уровне вряд ли возможно без современных систем спутникового мониторинга автотранспорта. Технологии GPS и ГЛОНАСС в грузоперевозках позволяют:

  • отслеживать в online-режиме координаты автомобиля на любом участке маршрута;
  • точно планировать время доставки грузов с учетом всех факторов, в том числе непредвиденных;
  • обеспечивать моментальную связь водителей с диспетчерской службой;
  • предотвращать использование транспорта в неслужебных целях;
  • исключить риск потери грузов, угона транспортных средств и т.п.
  • собирать, хранить и обрабатывать любые данные о процессе перевозок.

Пассажироперевозки

Все перечисленные моменты сохраняют актуальность и в сфере перевозки пассажиров. Но здесь во главу угла ставятся безопасность и комфорт людей. На рынке пассажироперевозок преуспевают те компании, которые оказываются в состоянии обеспечить наивысший уровень обслуживания клиентов. Сегодня эта задача невыполнима без спутникового мониторинга транспортных средств. Да и буква закона требует наличия устройств для слежения ГЛОНАСС, GPS, чтобы получить лицензию для перевозок пассажиров.

Оптимизация автопарка пассажирского транспорта, в том числе такси, за счет внедрения систем спутникового слежения позволяет:

  • контролировать движение транспорта в соответствии с расписанием;
  • следить за пассажиропотоком;
  • контролировать оплату проезда;
  • обеспечивать безопасность перевозок;
  • следить за временем работы водителей;
  • мгновенно находить ближайшие автомобили, распределять заказы между водителями, обеспечивать моментальную связь с диспетчером (для служб такси);
  • сокращать расходы на топливо и ГСМ;
  • исключить несанкционированное (в личных целях) использование автотранспорта.
  • записывать и хранить полученные данные, чтобы на основе их анализа оптимизировать схему пассажирских перевозок (маршрут, расписание и т.п.).

ЖКХ-транспорт

Управление автопарком ЖКХ-транспорта с помощью систем спутникового слежения помогает решать широкий спектр задач:

  • контролировать прохождение нужных участков, своевременность выполнения работ;
  • следить за расходом топлива (предотвращать хищение);
  • учитывать фактический пробег (во избежание «накручивания»);
  • отслеживать нарушения режима эксплуатации транспортных средств и механизмов.

Эти и другие возможности в сумме дают экономию топлива, снижение расходов на эксплуатацию, ремонт и обслуживание транспорта ЖКХ, повышение эффективности работы персонала.

Логистика и дистрибуция

А как же одна из основных отраслей экономики — торговля? Могут ли предприниматели, занимающиеся реализацией товаров через оптовую и розничную сеть, обойтись без услуг спутникового мониторинга? Теоретически да, но в условиях жесткой конкуренции таким компаниям на рынке не выжить. Поэтому все больше представителей крупного, среднего и малого бизнеса стремятся оптимизировать логистическую структуру предприятий путем внедрения технологий спутникового слежения за автотранспортом.

Главные задачи, решаемые системами спутникового контроля в сфере логистики и дистрибуции:

  • организация оперативной связи между торговыми и складскими комплексами;
  • обеспечение поставок в точном соответствии с графиком;
  • предотвращение различных недобросовестных действий персонала — таких, как использование служебного автотранспорта в личных целях;
  • предупреждение простоев автомобилей;
  • обеспечение безопасности транспорта и грузов;
  • контроль параметров перевозки товаров путем считывания показаний с различных датчиков.

Результат оптимизации автопарка — заметное сокращение расходов на перевозку грузов и обслуживание транспорта.

Как установить систему спутникового слежения

Система отслеживания транспорта обычно состоит из двух элементов: бортового оборудования (трекеры и датчики, устанавливаемые на автомобиль) и программного обеспечения.

Минимальный комплект бортового оборудования представлен GPS/ГЛОНАСС-трекером, который подсоединяется к электрической цепи автомобиля и позволяет следить за местонахождением, маршрутом, скоростью движения транспортного средства в режиме реального времени. Но базовым устройством, как правило, не ограничиваются. Видеть буквально все, что происходит в автомобиле, позволяет установка различных типов датчиков.

Главный из них — это датчик уровня топлива, монтируемый на бак. Он помогает контролировать расход и предотвращать несанкционированные сливы топлива — функция, необходимая в любой сфере применения транспорта. Выбор других устройств зависит от потребностей заказчика. Так, при перевозке пищевых продуктов потребуется установить датчик температуры в рефрижераторе, а при контроле работы ЖКХ-транспорта — датчики положения механизмов (например, ковша экскаватора). Все смонтированные устройства (количество их не ограничено) подключаются к трекеру.

Данные с трекера и датчиков выводятся на компьютер диспетчера. Программное обеспечение устанавливается и настраивается специалистами компании, осуществляющей монтаж системы.


Без систем спутникового слежения сегодня не обходится ни одна сфера деятельности, в той или иной мере связанная с транспортом. Мониторинг в режиме онлайн — эффективное средство оптимизации автопарка. С помощью контроля различных параметров работы транспорта можно добиться значительного снижения расходов на его эксплуатацию.

Мнение редакции

Точность определения координат значительно повышается при совмещенном использовании двух систем. Многие современные пользовательские устройства поддерживают как GPS, так и ГЛОНАСС. Приемник ловит сигнал от ближайшего спутника, благодаря чему увеличивается быстрота и надежность мониторинга.