Примерное время чтения: 5 минут
226

А будет ли «апельсин»? Что реконструируют или перестроят в Москве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Старость побеждена! 17/11/2010

«Очередной конкурс им. Чайковского под угрозой!» — встревожились ещё недавно некоторые эксперты, засомневавшись, что реконструкция Большого зала консерватории закончится к будущему лету. Однако президент Союза архитекторов России Андрей Боков уверен, что всё завершится в срок, поскольку недавно проект «прошёл экспертизу и корректировку в сторону удешевления».

Чем же в итоге обернётся переделка консерватории? И почему давно не слышно о других значимых культурных объектах — Третьяковской галерее на Крымском Валу и ГМИИ им. Пушкина?

Жильцы против

Большой зал Московской консерватории был закрыт на реставрацию в мае 2010 г., завершится она к началу XIV Международного конкурса им. Чайковского (к лету 2011 г.). По словам Александра Соколова, ректора консерватории, «открытие, две номинации (фортепьяно и виолончель) и закрытие конкурса пройдут в консерватории. У неё на сегодняшний день нет оперной студии, библиотеки, и всем этим её планируется оснастить. Для этого реставрация переключится на то, что окружает Большой зал, — здание в Среднем Кисловском пер., д. 3, стр. 1. Там же появятся оперный театр и библиотека им. С. Танеева. Но это случится уже к 2016 г., к 150-летию консерватории».

— Проект развития Московской консерватории охватывает три исторических владения — усадьбы Воронцовых, Колычевых и Лангов, — продолжает Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения «Архнадзор». — Больше всего пострадает родовое имение древнего рода Колычевых (Большая Никитская, 11). Их усадьба во второй половине XIX в. перешла в Синодальное ведомство. До революции здесь располагалось училище певчих, затем хоровая академия, слившаяся с консерваторией. Рахманиновский зал, пристроенный со двора, — бывший зал Синодального училища. Со стороны Среднего Кисловского переулка к нему притулился дом с квартирами преподавателей училища. Проект развития консерватории создаёт здесь две проблемы. Это застройка двора и реконструкция Синодального дома. Во дворе усадьбы проектируется конференц-зал с подземной автостоянкой. Однако на территории памятника невозможно капитальное строительство. Чтобы обойти эту норму закона, она сокращена приблизительно вдвое. А жилой дом предлагается превратить в консерваторскую библиотеку. Чтобы эти работы не противоречили закону, здание лишено охранного статуса. А в нём ещё живут люди! И среди них последний потомок преподавателя Синодального училища. Жильцы в судах противостоят попыткам выселения. Таким образом, вопрос с реконструкцией консерватории ещё не закрыт.

Музейный городок не будут строить?

«АиФ» уже рассказывал о проекте реконструкции Музея изобразительных искусств им. Пушкина от сэра Нормана Фостера: он вызвал серьёзные возражения архитектурной общественности и охранных органов. В ГМИИ тем не менее полным ходом идут работы.

— Сегодня самое главное — правильно приспособить исторические здания к современному музейному использованию, — считает Андрей Жакевич, первый замдиректора ГМИИ им. Пушкина. — Наша задача — сохранить усадьбы на ул. Волхонке, д. 8, и по Малому Знаменскому пер., д. 3/5. Первая станет продолжением Музея личных коллекций, а дом в Малом Знаменском станет экспозиционной площадкой для фондов. Напомню, что сейчас в музее выставляется лишь 5-7% из них. Вопросы же, связанные с подземным строительством, ещё предстоит решить.

— По идее, с проектом «музейного городка» должна повториться та же ситуация, что и с хранилищем для музеев Московского Кремля, — уверена Александра Толстихина, член Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы. — В связи со сменой городской власти его необходимо отменить и искать другой вариант. Скажу сразу — я не принадлежу к ярым противникам проекта. Просто потому, что понимаю, в какой степени существующие площади не удовлетворяют потребности музея и как мало мы видим из того, что находится в запасниках. Как это можно было бы сделать? Да очень просто — рядом с ГМИИ находится музей Шилова, напротив — музей Глазунова. Вот и очевидные резервы площадей и территории.

«Апельсин» засох

— Та история с «Апельсином» от Нормана Фостера закончилась так, — объясняет Ирина Лебедева, директор Государственной Третьяковской галереи. — Вышло распоряжение В. В. Путина, фиксирующее нынешнюю ситуацию и подводящее некий её итог: сначала необходимо построить новое здание для галереи, являющейся государственным музеем, а потом уже решать вопросы со старым помещением на Крымском Валу. Напомню, что так сложилось исторически — Третьяковская галерея (федеральное учреждение) и Центральный дом художника (московское) 25 лет назад оказались в одном здании. Но нас до сих пор иногда путают с ЦДХ или называют «Третьяковская галерея в Доме художника»! Между тем решение может быть только одно: строительство отдельного здания, причём ближе к Садовому кольцу, которое воспринималось бы в комплексе с Третьяковкой в Лаврушинском, а не с ЦДХ. Сейчас из-за неудобного местоположения у нас нет и потока интуристов. Куда это годится?

— Сейчас ситуация с Третьяковкой полностью заморожена, — говорит Алексей Клименко, историк архитектуры. — И в связи со сменой московских властей, скорее всего, ещё долго ничего не будет происходить. У тех, кого эта площадка интересовала, теперь другая «песочница» — «Золотой остров» напротив Кремля, например. Но сама главная идея нового здания представляется мне неактуальной. Ничего катастрофического сейчас на Крымском нет и не было. Можно вполне в щадящем режиме перестраивать это здание, реконструировать в том числе и его подземную часть. Не будем забывать и то, что дом построен учеником великого Жолтовского и эскизы мэтра тоже использовались в проекте. Конечно, ему уже почти 40 лет, но отказываться от здания, снося его, — не вариант.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах