Аргументы и Факты
aif.ru
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
aif.ru
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 11 минут
40251

«Вам нельзя без масла». В Китае поразились, как Россия ошибалась с Западом

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 25. Цитадель духа 18/06/2025
/ Георгий Зотов / АиФ

...Когда я в первый раз приехал в Китай в 1997 году, у китайских товаров в России была ужасная слава. Даже сейчас куча людей не верит мне, если я говорю, что у китайской продукции отличное качество. Все помнят убогие пластмассовые часы, лифчики, которые продавали весом за килограмм, магнитофоны, отчаянно жевавшие плёнку, и фонарики, работавшие нормально месяц, а потом ломавшиеся. Пожалуй, хорошими были лишь несколько вещей — термосы, полотенца и шёлковые халаты типа кимоно. Кто бы мне сказал, что пройдёт меньше 30 лет, и весь мир станет ломиться в магазины за китайскими автомобилями, пылесосами, телефонами и холодильниками? «Система, в общем-то, проста, — признаётся Линь Хао, владелец салона связи в Шеньчжэне. — Мы мало что изобретали. В основном брали чужие изобретения, улучшали их и совершенствовали. Так проще». Поразительно, но Китай на данный момент сам производит почти всё, что ему требуется в современной жизни. Интересно, сможет ли так в итоге поступить Россия?

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Всё делали плохо»

...Я ещё прекрасно помню очереди в КНР за очередной моделью «айфона»: люди дневали и ночевали у магазинов, продавали места ближе к входу. Сейчас продажи Apple в Китае сильно упали. Американский концерн электроники находится на третьем месте, а первые два занимают китайские бренды. И дело не в цене. Стоят «китайцы» порой не меньше, чем в США, но новинки (в частности, сверхбыстрые зарядки и фотокамеры) поражают. «Первоначально всё было сделано тяп-ляп, — рассказывает финансист Минь Лянь, в 1991-1996 гг. учившийся в РФ. — Детали отваливались, корпус телефона трескался, он страшно перегревался. Оказалось, хоть китайцы первоначально и клонируют вещи в неважном исполнении, но затем быстро их совершенствуют. Кто бы мог подумать, что „Эппл“ станет отставать от нас по электронике! Тем не менее, это реальность». Я застал время сугубо иностранных машин в КНР — в такси ездили сплошь «тойоты и «хюндаи», собранные на местных заводах. Нынче большинство пассажиров возят на китайских марках. «Их поначалу тоже делали плохо, — усмехается Минь Лянь. — Содрали дизайн с „БМВ“, „Рено“, „Доджа“. Они еле ехали. А потом — раз, и через лет пять китайский автопром уже не уступает западным и японским машинам. На учёбе в России я не мог понять — почему у вас никак не научатся делать нормальные автомобили? Ведь это довольно просто. Оружие вы мастерите потрясающее, а легковые машины — отчего-то нет».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Сплошная китайщина

...Кстати, ещё в девяностые у богатых китайцев (как, пожалуй, и у нас) основным шиком считалось иметь дома японские и европейские холодильники, плиту, кондиционеры. Теперь — всё китайское, просто дорогих марок: и качество не то, что не уступает — превосходит импорт. Хотя в основном это клонирование, заимствование чужих идей. Зато какое исполнение! Китай собирается в ближайшую пятилетку наладить производство собственных самолётов гражданской авиации: они есть и сейчас, но не в нужном количестве. Концерны «Боинг» и «Эйрбас» не на шутку встревожены — исполнение такого плана сильно ударит по их доходам, по сути, они потеряют крупнейший рынок планеты. Китайские власти их настроения мало волнуют — они движутся к своей цели, не обращая внимания на протесты. «Я понимаю, у России в десять раз меньше рабочих рук, чем в КНР, — высказывается бизнесмен Чжоу Хонгбао. — Зато с мозгами и учёными всё в порядке. Ваша страна давно могла бы получить свои телефоны великолепного качества, но вижу, что массовой поддержки у потребителя данная идея не находит. Хорошо, что в РФ возрождается гражданская авиация: правда, по моему мнению, для этого вопроса надо делать больше, и не полагаться на иностранные детали. Китай сам производит и двигатели, и турбины. Россия могла бы делать свои шикарные скоростные поезда, но вы тоже предпочитаете заграничные. В общем, не используете свой ресурс полностью».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Санкций мы не заметим»

...В числе импорта в КНР есть российские нефть и газ (в самом Китае имеющихся энергоресурсов недостаточно), а также наша еда. Экс-представитель торговой фирмы из КНР в Москве Ван Минву заявляет, что продуктов у китайцев хватает, однако российские курица, печенье и конфеты — вкуснее и дешевле. Кроме того, едва Китай разбогател, у жителей республики появилось желание пробовать кухню других стран. Раньше в том же Шанхае стейки или итальянскую пасту подавали лишь в ресторанах роскошных отелей, а сейчас европейские закусочные на каждом шагу. «Безусловно, любая страна не может на 100% обойтись без импорта, — считает Ван Минву. — Но лично я рад, что в данный момент автомобили, бытовая техника, автобусы, самолёты, отличная одежда — всё китайское. Если у нас окончательно испортятся отношения с Западом — мы каких-то санкций, в принципе, не заметим. У каждой страны должна быть опора на собственные силы, своё производство. Политика Саддама Хусейна „у нас есть нефть, но нет сливочного масла, ничего, купим за границей“ — в корне неправильная, и вам нельзя её придерживаться. Надо давать работу своим людям, помогать им заработать больше денег. Ирак покупал за границей 96% продовольствия, он ничего не производил вообще. И едва Запад ввёл санкции — народ стал голодать. То же самое произошло и в Югославии в девяностых годах. Мне даже не верится, что всего 11 лет назад Россия покупала на Западе яблоки, мясо, сыры на миллиарды долларов. Вам следовало раньше заняться своим производством, как еды, так и бытовой техники. Про автомобили, корабли и самолёты я даже не говорю».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Зубочистки и трусы»

...В то же время стоит отметить — рост зарплат и уровня жизни повлиял на иностранные инвестиции в Китай. Да, тут по-прежнему много рабочих рук, но продукция уже не такая дешевая, как прежде. «Эппл» перевела минимум 25% производства в Индию, часть брендов одежды ушли в Бангладеш, Индонезию и Вьетнам, где работникам платят сущие копейки. В КНР не расстраиваются — напротив, считают, что случившееся даёт им шанс перебросить рабочую силу на новые фабрики, производить компьютеры, современные телевизоры, возводить небоскрёбы, прокладывать скоростные железные дороги. «Сначала всё, включая зубочистки и трусы, шло в мир из Китая, — улыбается Минь Лянь. — Нам нужна была валюта, мы трудились для всей планеты. Но сегодня на фабриках не хватает сотрудников, и появились гастарбайтеры — из Вьетнама, Бангладеш, Пакистана, африканских стран. Оказалось, у нас есть шанс модернизировать жизнь в государстве, построить скоростные шоссе, фабрики, где задействованы лишь роботы, и производить электроавтомобили типа „Тесла“. Может ли так поступить Россия? Безусловно. Скоростные поезда на воздушной подушке, мчащиеся сквозь Сибирь, российские электрокары, восстановление авиапрома. Возможно, поначалу будет получаться не очень хорошо, тут главное — не бояться идти дальше, совершенствоваться. Да, Россия по количеству жителей — не Китай. Но посмотрите на Южную Корею — они тоже производят всё, что им надо, хотя там 52 миллиона человек. Не сомневайтесь, у вас всё получится».

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах