1. Анри Картье Брессон. Москва. Стадион "Динамо". 1954 год.
Вот так знаменитый маэстро увидел когда-то советских спортсменов, игравших перед восторженными трибунами в праздник "Труда и здоровья". Камеры наших фотографов боязливо прятались от подобного ракурса: праздник как повинность, стадион, похожий на зону. Большое видится на расстоянии - лучше из-за рубежа.
Персональная выставка Анри Картье Брессона и Ани Лейбовиц. ЦГВЗ "Манеж".
2. Лорен Гринфилд. Эшли, 13 лет, с друзьями и родителями. Санта-Моника, 1993 год.
Мастером жанровой фотографии Гринфилд схвачен эпизод, близкий сердцу каждой девушки в цвету - вне зависимости от национальности и континента. Сколько там лишних граммов натикало за день? Обычные напольные весы, родители, как всегда, подтрунивают, подружка усмехается - а Эшли разве до них? Да, Гринфилд умеет схватить ситуацию за хвост. В ее распахнутых кабриолетах едет со школьного праздника полуголая полушпана, называемая "наследниками Беверли-Хиллз", но мы, повинуясь камере, завистливо машем ей вслед...
Проект "Молодежь встречает третье тысячелетие". ЦДХ.
3. Михаил Трахман. Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Москва, 1957 год.
Михаил Трахман - орденоносец и фронтовик - прославился в годы войны знаменитыми снимками бородатых партизан. А теперь взгляните глазами бывшего спецфотокора Совинформбюро на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Да уж, от снимка, сделанного с первого мероприятия, пригласившего к участию живых иностранцев, по сей день веет изумленной радостью свободы.
Проект "Россия ХХ века глазами русских и зарубежных фотографов". ЦДХ.
4. Праздник урожая Брокеборге под Мюнхеном, 30 октября 1934 года.
Вот он - триумф ритуала. Красивые формы, красивые люди, красивая символика... На таком фоне похвала усатого немецкого вождя кажется высшей наградой. Уникальный кадр немецкой фотохроники. Впрочем, снимки из трофейного альбома, хранящегося в Центральном архиве ФСБ, неслучайно прятали от глаз широкой публики: они до боли похожи на правдинские фото товарища Сталина, вручающего награды юным стахановцам.
Проект "Посвящение". Новый Манеж.
5. Александр Гринберг. Этюд "Движение" (группа). 1928 год.
А вот образец нереалистической фотографии, называемой сложным словом "пиктореальная" (она использовала концепции импрессионистов). Такая фотография - почти живопись. Смотрите: в композиции прямой отсыл к "Танцу" Матисса, поистине мастерская игра светотени... По сути это антифотография: ее цель - уйти от документальности, попытаться передать не саму действительность, а впечатление от нее. Ценность гринберговских работ особенно выявилась сейчас, когда вся модная фотография - основной заказчик фотоиндустрии - вслед за пикториальными фотографами ищет поэзию в будничных вещах, красоту в новых формах.
Выставка "От пиктореализма до конструктивизма". Московский центр искусств "Неглинная, 14".