Примерное время чтения: 9 минут
123

Зачем достали Сталина

Сериал "В круге первом", идущий на канале "Россия", из явления сугубо телевизионного перерос в общекультурное. Зрители, историки, литераторы обсуждают не только достоинства и недостатки фильма, но и саму необходимость обращения к теме сталинизма, попытки вновь проанализировать нашу историю.

Ф. Искандер: "Каяться надо перед своим народом"

- ПЕРВЫЕ серии фильма я посмотрел с большим интересом, а потом мне стало скучно - слишком много диалогов, а собственно кино мало. Конечно, обращение к книгам Солженицына интересно всегда. Но в случае с такими сложными, серьёзными романами, как "В круге первом", экранизация может оказаться не совсем уместной - всю глубину солженицынской прозы на киноплёнку не перенесёшь, её лучше именно читать.

- Наши читатели, обсуждая сериал, высказали и такую точку зрения: сколько можно ворошить прошлое? Не пора ли уже наконец повернуться лицом к будущему?

- Думаю, что история нашей страны столь трагична и сложна, что её снова и снова можно анализировать. Всё зависит от того, как это сделано и какую цель преследуют авторы. Тоталитаризм - это очень страшно. Людям не мешает напоминать об этом время от времени.

- Можно ли добиться свободы в стране, у которой за плечами столь "богатый" опыт тоталитаризма, в стране, в которой большая часть населения либо сама отсидела, либо возила передачи в тюрьмы?

- Можно! Ведь и Германия, и Япония сделали это. Что помешало нам? У нас с самого начала не было коренной критики тоталитарной системы. Обличения, звучавшие с трибун ХХ съезда партии и в последующие годы, были очень поверхностными. Это можно наверстать сейчас, чтобы избежать подобной опасности в будущем.

- На недавнем заседании ПАСЕ России предложили покаяться за все коммунистические грехи, за тот урон, что нанёс коммунизм всему миру. Вы согласны с этим?

- Я согласен, каяться надо. Но меня в данном случае не весь мир интересует, а наша страна. Каяться власти надо в первую очередь перед своим народом. Так, как пострадала наша страна, не пострадал больше никто.

Юлия ШИГАРЕВА

Р. Мадянов: "Я пожал бы Абакумову руку"

АКТЁРА Театра им. Маяковского Романа МАДЯНОВА, сыгравшего министра МГБ Абакумова (расстрелянного после смерти Сталина), единогласно назвали "открытием киногода".

- А ВЫ товарищу Абакумову руку пожали бы?

- (Задумывается.) Пожал бы, наверное. Да, пожал бы! Особенно после тех пыток, которые он перенёс, и смог сохранить человеческое достоинство. Хотя бы за то, что он набрался мужества написать письмо, чтобы пожалели его детей. И ещё - насколько я узнал из документов тех лет, Абакумов не поощрял физическое воздействие на допросах. Я вам честно ответил?

- Свою первую встречу с романами Солженицына помните?

- Помню, как в конце 70-х из-под полы читал "Архипелаг ГУЛАГ". И прочитанное наводило ужас. Когда люди в нижнем белье бежали на завод, чтобы успеть до гудка, потому что если ты опоздаешь, то в этот же вечер окажешься в местах не столь отдалённых. Когда твой знакомый внезапно оказывается "врагом народа" и ты понимаешь, что тебе опасно общаться даже с его родственниками.

Что касается фильма, то, по-моему, всё получилось, его смотрит очень много молодёжи. Для них это всё абсолютно новое: папа с мамой об этом не рассказывали, а надо было бы.

Сергей ГРАЧЁВ

Г. Тюнина. Дозор в аду

АРТИСТКА театра "Мастерская П. Фоменко" Галина Тюнина на экранах появляется редко, зато основательно. Чего стоят одни только "Дневной" и "Ночной" дозоры, "Дневник его жены", "Прогулка". В сериале "В круге первом" она стала женой главного героя - Глеба Нержина.

- ГАЛИНА, когда говорят о сталинском времени, на первом плане оказываются мужчины. А женщинам было легче?

- Для меня мужчина и женщина - это одно целое. Если тяжело одной половине, второй никак не может быть легче. Когда я работала над ролью, меня поразил один момент: женщины, чьи мужья оказались в лагерях, были подобны загнанным зверям. Они ничего не могли рассказывать и не очень понимали, что им делать. Это были не женщины даже, а какие-то измученные существа. Они выгорали изнутри, умирали духовно раньше, чем старились внешне. Они взрослели болью. Старели скачками.

- А разве женская стойкость и страдание - это не в традициях русской истории?

- Это не традиции, а какая-то жестокая закономерность. Дурацкая ошибка, которая повторяется из столетия в столетие. Жить болью - это неправильно.

- В фильме Панфилова вы появились практически сразу после роли в "Дневном дозоре". Звездой себя уже почувствовали?

- Что вы, что вы!.. Какая звезда?! Я не чувствую даже, что моя популярность как-то изменилась. Может быть, я защищена стенами театра, может, кабиной автомобиля. В том, что "Дозор" и "В круге первом" вышли рядышком по времени, я вижу иронию судьбы. И мне это нравится. Благодаря этим разножанровым фильмам на меня не успели навесить ярлык, чему я очень рада.

Владислав КИРУ
Фото Сергея ИВАНОВА, Геннадия УСОЕВА

Кстати

Почему министр госбезопасности Абакумов жалуется на отсутствие смертной казни? Разве в СССР её когда-нибудь отменяли?

В МАЕ 1947 г. смертную казнь в СССР заменили на 25 лет лагерей. Сделано это было по сугубо экономическим причинам: в те годы примерно треть валового внутреннего продукта страны производилась в системе ГУЛАГа. Основным "расходным материалом" лагерной экономики были заключённые, их требовалось всё больше... Для "изменников Родины", "шпионов", "подрывников-диверсантов" смертную казнь снова ввели в январе 1950 г.

Почему герой Дмитрия Певцова ходит в каком-то странном военно-морском мундире, хотя по фильму он дипломат?

ЭТО именно дипломатический мундир. В мае 1943 г. для сотрудников Наркомата иностранных дел была введена парадная и повседневная форма одежды. Парадная, в которой щеголял в гостях у тестя Певцов, включала двубортный китель с золотым шитьём на воротнике и обшлагах, погоны, фуражку и... кортик! Дипломатам запрещалось "появляться в форменной одежде на рынках, толкучках и тому подобных местах, а также ходить по улице с громоздкими мешками, узлами и т. п.". Военизированная форма дипломатов в СССР продержалась до 1954 г., когда была упразднена вместе с аналогичной атрибутикой других гражданских министерств и ведомств.

Почему заключённые в "шараге" носят вместо арестантских роб модные джинсовки и приличные костюмы? Их что, всем в ГУЛАГе выдавали?

ВОТ что пишет о форме одежды сам А. Солженицын. В сцене, когда в "шарагу" пригоняют очередную партию заключённых, один из новичков спрашивает старожилов: "А что за комбинезоны на вас? Почему вы здесь все как парашютисты?" Те отвечают: "Форму ввели. Раньше шерстяные костюмы выдавали, пальто драповые. Теперь зажимают, гады!" Парашютисты в СССР тогда использовали комбинезоны из плотной хлопчатобумажной ткани синего, серого или чёрного цвета. На джинсовые они совсем не походили.


"В КРУГЕ ПЕРВОМ": ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "АиФ"

Россия не оскудеет талантами

Марк ЗАХАРОВ, режиссёр: Проблема сталинизма остаётся актуальной и больной для нашего общества. Опросы показывают, что многие так и не поняли, каким было наше тоталитарное прошлое, что оно значило для нашей истории, как его трактовать - с положительной или отрицательной стороны. Отсюда и возникают всевозможные споры о культе личности, о сносе или восстановлении памятников советским руководителям. Чем больше народ будет получать информации из книг или художественных фильмов, тем быстрее он сделает нужные выводы.

Александр ПРОХАНОВ, писатель: Фильм "В круге первом" встраивается в один ряд с другими продуктами телеиндустрии - от передач Сванидзе до выступлений Жириновского. Это не произведение искусства, а попытка демонизации всего советского. Образ Сталина на фоне трагических судеб узников просто карикатурен. Для чего это делается? Жизнь в России такова, что люди начинают оглядываться на предыдущий период, ностальгировать по былому величию страны. Вот пропагандистская машина ТВ и занимается промыванием мозгов, чтобы народ не слишком затосковал по прошлому.

Максим ДЕЙКО, читатель "АиФ": Роман Солженицына в своё время прочитал "на одном выдохе" и был потрясён. А фильм... Так ли нужен был именно сериал, выдающий нам содержание маленькими кусочками? Не честнее по отношению к книге было бы сделать полнометражные две-четыре серии? К тому же тем, кто роман читал, сериал, в общем-то, не нужен - ничего нового для себя они там, скорее всего, не найдут... А те, кто романа не читал, половину сюжета в фильме не поймут.

ЕЛЕНА, читательница "АиФ": С трудом одолела книгу, и сил нет смотреть сериал - СКУЧНО!!!

НАТАЛЬЯ, читательница "АиФ": Глядя на Миронова в роли Нержина, я поняла: Россия никогда не оскудеет талантами. Жизнь настолько тяжела - просто хуже некуда. Те, кто трудности не смог преодолеть, ломаются, спиваются; а кто смог - из них получаются настоящие таланты во всех областях жизни.

ЛЮБОВЬ, читательница "АиФ": Обидно сейчас слышать, что Солженицын живёт прошлым, что роман и фильм скучные. Что нужна яркость, новизна, взгляд в будущее, а не в прошлое. Когда же мы наконец осознаем, что без прошлого нет настоящего и нет будущего?! Без понимания прошлого опыта, жизни вчера мы не сможем построить НОРМАЛЬНОЕ завтра! Спасибо за фильм, за то, что в стране появились люди, готовые экранизировать классику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно