Примерное время чтения: 8 минут
133

"МОЛОДЕЖНЫЕ ПЛЕМЕНА" НА ЗАПАДЕ. Чего они добиваются

На Западе существуют различные молодежные течения, которым пытаются подражать и некоторые наши молодые люди. Хотелось бы узнать, что представляют собой панки, попперы, роккеры, каково их политическое кредо?

А. Лесневский, студент, Курск

А. Корначев, пропагандист, Казань

НА ЗАПАДЕ сегодняшнее молодое поколение, дробящееся на различные "племена" и "семьи", называют "отчужденным", "потерянным".

Причины этой "отчужденности" английский журналист Питер Йорк, специалист по "молодежным племенам", сформулировал следующим образом: "То, что они думают о будущем, кратко выглядит так: никакого будущего нет".

Разумеется, речь идет о тех юношах и девушках, которые, по выражению американского еженедельника "Тайм", выпадают из активной жизни, будучи не в состоянии "найти свою ячейку в сегодняшней хаотической экономике" Запада.

Казалось бы, неприкаянные, отчужденные, потерянные молодые, стихийно объединяющиеся в группы и группки, должны противостоять западному обществу - но нет. Как с удовлетворением замечает лондонская "Таймс", "отчужденная молодежь" отнюдь не угрожает устоям Запада: панки и прочие "молодежные племена" с западным обществом сосуществуют; они скорее пассивны, чем воинственны; они суть "предохранительные клапаны для предотвращения социальных катаклизмов".

ПАНКИ

Начнем с "племени" панков, молодых людей в возрасте от 14 до 20, даже до 25 лет. Лет восемь прошло с тех пор, как на улицах Лондона объявились первые панки, шокировавшие чопорную британскую публику своим внешним видом - вызывающим гримом, выкрашенными в самые неестественные, кричащие цвета волосами, замызганной одеждой и украшениями, которые при случае можно было использовать как холодное оружие (бритвы,, булавки, цепочки от унитаза с увесистыми ручками).

Внешности панков вполне соответствует их поведение - подчеркнуто пренебрежительное отношение к установившимся ценностям, образу жизни и образу мыслей добропорядочных буржуа, и их музыка.

О музыке надо бы сказать особо. Именно благодаря музыке - панк-року - движение панков завоевало популярность. Песня ансамбля "Секс пистолз" "Я - антихрист, я - анархист, я не знаю, чего хочу, но знаю, как добиться этого - я буду разрушать" стала манифестом панков.

Впрочем, панки - большей частью дети люмпен-пролетариев, то есть те, у кого не было и не будет работы, положения в обществе, денег, дома, семьи, то есть будущего, - разрушали и потрясали устои общества, громили "сытых буржуа" только на словах. Их протест так и не пошел дальше негодующих выкриков и анархистских призывов, что, разумеется, тех же самых сытых буржуа и буржуазную пропаганду вполне устраивало.

Здесь уместно будет вспомнить слова Жан-Поля Сартра, который писал о том, что иллюзию свободы нетрудно сохранить, стоит лишь дать молодежи возможность поломать несколько кресел и поорать в концертных залах. "Им кажется, что они устроили революцию, а на самом деле их водят за нос".

Панков водили за нос.

Крупнейшие фирмы звукозаписи капиталистических стран - такие, как "Полидор", "Юнайтед Артистс" сами стали распространителями панк-рока; на широкую коммерческую основу была поставлена и мода панков: различные западные "фирмы" в мгновение ока наладили производство бритв и булавок из драгоценных металлов, зауженных книзу потрепанных джинсов и т. д.

Таким образом, музыка и мода панков стали предметом коммерции, а значит, составной частью буржуазного образа жизни. Панки, отвергавшие западное общество, благополучно в него вошли.

Надо сказать и о том, что движение панков по своему характеру достаточно сложное и противоречивое. Если кое- кто из них участвует в антивоенных маршах протеста и в музыкальных фестивалях типа "Рок против нацизма", то значительная часть "молодых неудовлетворенных героев", как называет панков западная пропаганда, руководствуется девизом "нам дозволено все" и носит майки со свастикой и железные кресты.

РОККЕРЫ

Те из наших читателей, кто более или менее регулярно просматривали фильмы на недавнем кинофестивале или во время недель зарубежного кино, наверняка заметили, как часто в фильмах западноевропейских кинорежиссеров вдруг в кадре появлялись стайки "кожаных" мальчиков на мотоциклах, хотя фильм вроде бы никаких молодежных проблем поднимать не собирался.

Дело в том, что мотоциклетные группы, точнее, мотоциклетные банды роккеров, как называют, этих молодых людей, стали на Западе вполне обыденным и заурядным явлением, они, так сказать, вписались в быт.

В отличие от аморфного, беспорядочного движения панков мотоклубы роккеров представляют собой нечто вроде небольшого государства: в каждом из них - свой президент, устав и конституция. В качестве примера приведем выдержки из устава одной из самых крупных организаций роккеров, название которой переводится как "Ангелы ада": "Кто ударит ангела ада - тому смерть; ангелы ада всегда правы; ангелы ада всегда должны поддерживать друг друга в драке". Как видим, законы в государстве роккеров достаточно жесткие.

"Подданным" этого государства вменяется в обязанность носить кожаные куртки с надписью своего мотоклуба и с изображением дьявола или черепа и железные кресты, как у офицеров "третьего рейха"; на теле у них, как правило, соответствующая татуировка.

Хуже всего приходится представительницам прекрасного пола, желающим вступить в мотоклуб: полноправными членами клуба они стать не могут, ведь каждая из них рассматривается в качестве собственности одного из роккеров (на животе у несчастной делается татуировка - собственность такого-то).

Еще один закон, которому подчиняются все без исключения члены мотогруппы: если кто-нибудь хочет выйти из клуба, он должен сдать все свои регалии и совершить криминальный поступок. Немудрено, что роккер не раз подумает, прежде чем покинуть свою организацию.

А теперь перейдем к деятельности роккеров.

Если шумная, кричащая агрессивность панков была, в сущности, бесплодной и неопасной, то роккеры по- настоящему опасны для окружающих. Эти юные бестии на мотоциклах сокрушают все, что попадается на их пути, начиная с автомобилей и кончая витринами шикарных магазинов; они также нападают на случайных прохожих.

Таким образом, их неудовлетворенность жизнью находит выход в насилии.

Как видим, организация роккеров весьма сродни фашистской. Неудивительно, что именно среди роккеров, панков и других молодежных "племен" и "семей" вербуют своих сторонников ультраправые, неофашистские партии.

ПОППЕРЫ

Попробуем представить себе чистенького, ухоженного, аккуратно подстриженного молодого человека в клетчатых брюках морковкой (какой контраст по сравнению с расхристанными панками и бандитского вида роккерами!), который потягивает коктейль в уютном небольшом кафе или ресторане в обществе своих вполне респектабельных друзей и при этом рассуждает о будущем - главным образом о том, как сделать карьеру.

Именно так выглядит "идеальный поппер" - молодой человек из приличной семьи, студент.

Сами попперы считают себя авангардом молодежи 80-х, так сказать, сливками общества, и не без оснований - чадолюбивые родители наверняка заготовили для них вполне приемлемое "место под солнцем".

Итак, попперы - это молодые люди с будущим.

Вот что в газете "Вашингтон пост" пишет о них (впрочем, не только с них - о большей части современных американских студентов) известная американская журналистка Мэри Макгрори: "Студенты 60-х, оборванные, разъяренные бунтари, которые сжигали американские флаги, захватывали кабинеты деканов... уступили дорогу поколению конформистов".

В социологической литературе конформистов называют "хорошо обструганными людьми".

Попперы - это хорошо обструганные молодые люди. Они не употребляют спиртного (только шампанское), они не курят марихуану; они, как признают американские обозреватели, сфокусированы прежде всего на материальном благополучии.

Немудрено, что западной пропаганде выгодно культивировать попперов, потребителей, интересы которых ограничены куплей-продажей, далеких от политики - той самой политики, которая, по выражению римской газеты "Оссерваторе романо", ведет "прямехонько в объятия к коммунистам".

ВЫВОДЫ

Как мы убедились, молодежные движения панков, роккеров, попперов вполне устраивают буржуазное общество. Мало того, западные идеологи сами поощряют, насаждают среди юношей и девушек своих стран модели поведения "под панков", "под попперов" и т. д. - в зависимости от социального происхождения молодых людей. Скажем, молодому человеку из обеспеченной семьи больше всего подойдет модель поведения "под поппера", а юноше пролетарского происхождения пропаганда предложит "податься в панки" или "в роккеры".

Таким образом западные идеологи пытаются программировать молодых, вырабатывать у них стереотипы поведения и мышления, которые в конечном счете приведут их к политической пассивности, пессимизму, цинизму. В общем, пропагандисты пытаются сделать так, чтобы, как выразился американский философ Коэн, "действие и мысль молодых людей протекали по определенным простым желобкам".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно