Примерное время чтения: 10 минут
1177

В стране выдуманных болезней

"До чего же, до чего нам лечиться хочется", - пели совершенно здоровые пациенты одного милого доктора, желая поддержать его и показать, что им необходима его профессиональная помощь. Многие вспомнят, как они в детстве выдумывали всяческие болезни, чтобы только не идти в школу с невыученными уроками, или, будучи уже взрослыми, сочиняли небылицы, отлынивая от неприятной работы.

Люди, которые по тем или иным соображениям приписывают себе всевозможные недомогания, существовали всегда. Со времен Гиппократа врачи сталкиваются с мнимыми больными. Если человек скитается по больницам, рассказывая там "сказки" о своих болезнях, жаждет лечения и даже операции, в которой по объективным показаниям не нуждается, у него не что иное, как синдром Мюнхгаузена.

CИНДРОМ этот существенно отличается от ипохондрии: ипохондрик думает, что он болен, а человек с синдромом Мюнхгаузена хочет болеть и жаждет, чтобы его лечили. Но мнимый больной вовсе не обыкновенный симулянт. Побуждения у него и у симулянта в корне различны: симулянт отлынивает от работы, изображая больного, он хочет получить лекарства, часто - наркотики, или страховку. Пациент с синдромом Мюнхгаузена мечтает лишь об одном - о внимании. Более того, боли он испытывает самые настоящие. Истерические боли очень трудно разграничить с физическими. В больницы такие пациенты поступают с жалобами на непереносимую боль, катастрофические кровотечения, потери сознания и т. п.

"Резать, не дожидаясь перитонитов"

ТАКОЕ болевое расстройство, особенно если оно ощущается в области грудной клетки или брюшной полости, бывает настолько сильным и человек так реально страдает, что врачи, видя подобное состояние и испытывая трудности в объяснении его причины, идут на то, чтобы сделать операцию, причем это может происходить неоднократно. За рубежом описан один из таких случаев, когда пациентка столь искренне и правдоподобно описывала боли в животе, что многие врачи тут же склонялись к операции. Более 40 операций - столько перенесла она на своем веку. Увидев на животе пациентки сложный узор из 42 шрамов, один врач сказал, что у него складывается впечатление, будто у нее была дуэль с самим Зорро.

Самое главное, что после вскрытия брюшной полости там не обнаруживается никакой патологии и никаких признаков воспаления, непроходимости, язвы, спаек, которые могли бы послужить причиной этих болей. Все это свидетельствует о том, что такого рода заболевание является чисто психическим, а не органическим.

А могут ли врачи распознать подобных лжебольных? Сделать это довольно сложно, ведь речь идет не о симуляции, а о болезненном расстройстве, которое носит название истерического невроза, и это такая же серьезная болезнь, как и многие другие. Такой больной не лжет осознанно и преднамеренно, хотя небольшой процент манипуляции присутствует, но в основном причиной такого рода поведения и таких жалоб является болезненное нарушение.

Комментарий на эту тему дает известный специалист в области психиатрии доктор медицинских наук Юрий Иосифович ПОЛИЩУК, который приводит данные о том, что тяга к медицинской помощи, медицинским обследованиям по поводу острых болей свойственна чаще женщинам и такое стремление больше характерно для лиц с повышенной возбудимостью психики, а женщины, как известно, отличаются эмоциональным отношением к жизни, бурным темпераментом, преобладающим над логикой.

Когда эмоции преобладают над разумом, то высвобождается область чувствований, ощущений. Именно тогда возникает или исчезновение чувствительности, или ее значительное повышение. Эмоции в силу своей избыточности приводят к тому, что расшатывается механизм ощущений, и в результате этого могут быть нарушения в сфере чувствительности, в том числе и в форме различных болей. Происходить это может в разных сферах: кожной, мышечной, костной. Хорошо известны проявления истерических болей, когда пациенты испытывают невыносимую боль в голове, как будто им вбили туда гвоздь.

Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (незрелость), что проявляется и в эмоциональных реакциях, и в суждениях, и в поступках. Их чувства поверхностны, неустойчивы. Внешние проявления эмоциональных реакций демонстративны, театральны, не соответствуют вызвавшей их причине. Наблюдаются частые колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности. Если такой пациент попадает в больницу, то он может копировать симптомы заболеваний других больных, находящихся вместе с ним в палате.

Иногда после смерти близких родственников больной истерией может "выдать" симптомы того же заболевания, которым страдал умерший, потому что этот человек видел, как все происходило, и в результате повышенной внушаемости и мнительности может убедить себя в том, что он тоже страдает именно этой болезнью. Может возникнуть полная имитация невроза сердца с болями, с ощущением перебоев или расстройство дыхания по типу астматических приступов, с нехваткой воздуха или подобными симптомами. При истерии могут наблюдаться расстройства вегетативных функций, которые чрезвычайно разнообразны. К описываемой форме относятся спазмы мускулатуры пищевода, которые вызывают "истерический комок", подкатывающий к горлу, может наблюдаться затруднение в прохождении пищи по пищеводу. Больные могут считать, что у них рак, и настаивать на различных обследованиях, нередко идут к другим врачам, если лечащий отвергает их жалобы и пытается их успокоить. Происходит вживание в болезнь, и это называется нозофилия (нозо - болезнь, филия - страсть, влечение).

Многие пациенты-невротики так или иначе вынуждают врача на проведение операции, зачастую ненужной. Иногда они убеждают словами, а нередко возникают соответствующие недугу физиологические проявления. Хорошо известна способность истериков искусно воспроизводить характерные симптомы. При этом, если подсознательное желание поощряется хирургическими манипуляциями, для пациента не составит большого труда убедить самого опытного и подозрительного хирурга в необходимости оперативного вмешательства.

Конечно, если подобная операция была сделана и врач не обнаружил никаких органических причин для подобных болей, то в следующий раз принимаются меры по снятию истерического приступа с подобными болями. Такие меры могут быть медикаментозными (вводятся транквилизаторы в повышенной дозе, и этим достигается расслабление, успокоение), или проводится интенсивная психотерапия, когда человека погружают в гипнотическое или полугипнотическое состояние и приказом снимают расстройства.

Это состояние изучено, оно лечится, и проблем со снятием приступа нет, но все дело в том, что такое состояние может возникнуть повторно, если с этим пациентом не будет проведен длительный курс психотерапии. Напряженность без разрядки, хроническое беспокойство, переутомление и в особенности угнетенное состояние способны вызвать болезненные ощущения даже у вполне здоровых, но впечатлительных людей. Это так называемая функциональная боль подсказывает, что человеку давно пора изменить привычный образ жизни. Надо понять, что, пока не изменится психотравмирующая обстановка в семье или на работе, истерик будет стремиться "сбежать" в болезнь в связи с желанием стать центром внимания и даже соболезнования, которое приобретает черты единственно возможной формы выражения любви. Беспокойство и озабоченность врачей (включая хирургов) также подменяют нормальные человеческие отношения, а удовлетворение от сочувствия к его страданиям является своего рода эрзацем обычного добросердечия, на которое пациент может рассчитывать.

При синдроме Мюнхгаузена у пациентов есть склонность к самоповреждению, наряду с рассказами о своих болях они могут наносить себе травмы, чтобы привлечь внимание, вызвать сочувствие. Хорошо известны шантажные суицидальные попытки, когда больной с истерическим неврозом или истерической депрессией после конфликта семейного или любовного начинает демонстративно резать себе вены или вешает веревку (но зрители должны быть обязательно, хоть один). Могут заглатывать различные предметы, тоже якобы с целью умереть, и в истории медицины известны случаи, когда рентгеновские снимки желудка таких пациентов показывали наличие там ложек, вилок, железных предметов, которые были поглощены больными на виду у всех.

Хлестаков и другие

ПОДОБНЫЕ фантазирование, лживость, эпатажность обязательно предполагают наличие зрителей, и именно "работая на публику" такой человек начинает придумывать истории подобно гоголевскому Хлестакову. Это могут быть рассказы о знатном происхождении или о знакомстве со знаменитыми людьми, о необычайных путешествиях, подвигах. Среди таких лиц обычно встречаются ловкие аферисты, авантюристы, шулеры, которые занимаются обманом и удачными "обработками" доверчивых и наивных людей и тем самым зарабатывают капитал, иногда это становится их основной профессией.

Люди с истерическим складом характера и характеризуются тем, что постоянно стремятся привлечь внимание к своей персоне, они испытывают жажду признания, страстно хотят казаться более значимыми, содержательными, чем это есть на самом деле. Это выражается в их стремлении к преувеличениям, драматизации ситуации, в том числе и путем демонстрации страданий из-за какой-то болезни, мнимой или реальной, опасность которой сильно преувеличена. Таким образом они хотят показать, что очень тяжело переживают свое состояние, и для них характерен уход в болезнь. Появляется некая страсть к болезни, и это своеобразный защитный механизм для истерических личностей, которые находятся в трудной для себя ситуации, причем она может быть семейной, производственной, социальной.

Для того чтобы как-то противостоять этому конфликту, такие люди предпочитают уйти в болезнь, спрятаться от проблемы, вместо того чтобы решать ее, выходить из ситуации конкретными, рациональными способами. Как улитка прячется в свою скорлупу, так они прячутся в болезнь, демонстрируя свою беспомощность перед трудностями для того, чтобы у окружающих людей вызвать сочувствие. Они манипулируют родственниками, сослуживцами и даже врачами. На самом деле никакого заболевания у таких пациентов нет, но они его демонстрируют, причем достаточно искусно, реалистично и тем самым вынуждают поверить окружающих в свою болезнь. Поскольку признак "условной приятности" или "желательности" болезненного симптома - признак специфический для истерии, становится понятным, почему при этом неврозе симптомы его поражают своей "рациональностью": у больного возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему "выгоден" и "нужен".

Страховка от проблем

ЗА РУБЕЖОМ врачи очень не любят, а проще сказать - ненавидят таких пациентов, потому что коммерческая медицина требует определенных затрат и в случае неудачного лечения пациент вправе обратиться в суд и выдвинуть иск о том, что он заплатил за курс лечения, а лечение ему не помогло, а оно и не могло ему помочь, если больного с истерическими расстройствами лечили как хирургического пациента. Лечение назначалось, а поскольку органической патологии не было, то лечение, естественно, оказалось неэффективным, тем более что больные с истерической психопатией склонны к конфликтам, различным провоцирующим действиям, которые ведут к конфронтации, скандалу, ведь это тоже один из способов привлечь к себе внимание. Самое худшее для них - недостаток внимания, когда все спокойно и им говорят, что у них нет никакого серьезного заболевания.

Они иногда в силу самовнушения считают себя тяжелыми, очень тяжелыми больными, которые требуют операций, необычных методов лечения, обследования, каковые обязательно должны быть им предоставлены, каких-то особых средств лечения и не доверяют мнению психиатров, которые ставят диагноз, говорящий о подобных болезнях как о результате нервных психических нарушений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно