aif.ru counter
417

Равнодушные, продажные, безответственные...

Статья из газеты: АиФ Долгожитель № 9-10 18/05/2007

В последнее время в российском обществе как никогда сильны антибюрократические умонастроения. Слово "чиновник" стало нарицательным. За что же россияне так невзлюбили представителей власти? Найти объективный ответ на этот "вечный" вопрос попытались сотрудники Института социологии РАН, проведя большое исследование и выяснив мнения "по обе стороны баррикад". О результатах рассказывает директор института, член-корреспондент РАН, доктор философских наук Михаил ГОРШКОВ.

В последнее время в российском обществе как никогда сильны антибюрократические умонастроения. Слово "чиновник" стало нарицательным. За что же россияне так невзлюбили представителей власти? Найти объективный ответ на этот "вечный" вопрос попытались сотрудники Института социологии РАН, проведя большое исследование и выяснив мнения "по обе стороны баррикад". О результатах рассказывает директор института, член-корреспондент РАН, доктор философских наук Михаил ГОРШКОВ.

- В НАШИХ опросах мы задействовали 1500 респондентов из 58 населенных пунктов. Это рабочие, инженерно-техническая и гуманитарная интеллигенция, работники торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи; служащие; предприниматели малого и среднего бизнеса; военнослужащие и сотрудники МВД; жители сел и деревень; городские пенсионеры; студенты вузов; безработные. В исследовании также приняли участие и чиновники - 300 работников районных, городских, областных администраций (мэрий).

Всем им был предложен список человеческих качеств, из которого требовалось составить социально-психологический портрет типичного российского чиновника (допускалось несколько ответов). Тот же список для самохарактеристики предложили госслужащим. В результате получилось два диаметрально противоположных образа.

Как видим, народ приписывает чиновникам прежде всего отрицательные качества - безразличие к государственным интересам, нечестность, стремление к легкой наживе. Причем россияне, которые частенько сталкиваются с работой чиновников, активнее говорят об их негативных качествах, чем те, кто признает, что мало знает об их работе. То есть, выделение именно негативных качеств чиновников в общественном мнении имеет под собой реальные основания и прежде всего - отрицательный опыт взаимодействия с ними. В противовес рядовому населению государственные служащие отмечают в первую очередь профессионализм и компетентность чиновников, их трудолюбие и работоспособность, инициативность, хорошие организаторские способности, то есть концентрируются на сугубо положительных качествах.

Соседский чиновник лучше

НО ЕЩЕ более интересные данные мы получили, когда предложили респондентам составить социально-психологический портрет современного российского чиновника в сравнении с образом западноевропейского чиновника, чиновника недавнего советского прошлого и чиновника дореволюционной России. Честно сказать, мы ожидали, что наиболее острые стрелы полетят в образ чиновника дореволюционной России, описанный в известных классических произведениях. Но эта гипотеза оказалась "подмята" ситуацией нашего времени. Зато в глазах общественного мнения теперь очень неплохо выглядит чиновник советской эпохи. Видимо, воспоминания о прежних годах уже поистерлись в памяти людей, а теперешнее хамство и равнодушие видны каждому.

Но самой неожиданной оказалась картинка, связанная с образом европейского чиновника! Качества, приписываемые ему российскими обывателями, носят исключительно положительный характер: деловитость, компетентность, патриотизм, ответственность, культура и образованность, творческий потенциал, неподкупность... Просто идеал! Интересно, откуда это у наших респондентов такое мнение? Ведь современный российский чиновник перед глазами, советского помнит старшее поколение, с дореволюционным типом мы знакомы по книгам и фильмам, но для того, чтобы нарисовать положительный портрет западноевропейского чиновника, нужно иметь возможность с ним соприкасаться. Конечно, есть небольшая группа продвинутых россиян, которые часто бывают за границей или имеют среди иностранцев партнеров по бизнесу, и для них общение с европейскими чиновниками вполне возможно. Но подавляющее большинство наших сограждан никогда с ними не сталкивалось! Так что перед нами парадокс массового сознания: стремление увидеть у соседа то, чего бы мы сами очень хотели иметь, но не имеем. Иными словами, мы щедро наделяем западных чиновников теми качествами, которых не хватает нашим собственным госслужащим. Другого объяснения я не вижу.

Козлом отпущения быть выгодно

ЕЩЕ один парадокс состоит в том, что наш народ привык видеть в чиновнике "козла отпущения", однако на вопрос: "Хотели бы вы сами поступить на госслужбу?" - утвердительно ответили свыше 25% респондентов. Это довольно высокий показатель, особенно по сравнению с прошлыми годами. Причем мотивация достаточно прагматичная. И сами чиновники отмечают, что для них госслужба привлекательна прежде всего в материальном аспекте: льготы, стабильность места работы и заработка, возможность делать карьеру... Действительно, в последние годы по уровню жизни чиновничество встало над обществом и по душевым доходам, и по имущественному потенциалу. Чиновник живет на 2-3 порядка лучше, чем среднестатистический россиянин. Конечно, тот, кто тратит свои силы на реализацию государственных интересов, заслуживает поощрения, однако большой вопрос, насколько оно оправданно при столь низкой эффективности работы российского бюрократа.

Думаю, если бы население чувствовало отдачу, на которую оно рассчитывает, чиновники бы у нас пользовались гораздо большим уважением. Однако статистика свидетельствует об обратном. На вопрос: "С какими явлениями вы чаще сталкивались при личных контактах с чиновниками?" - 83,5% опрошенных заявили, что проблема, с которой они обращались к власть имущим, очень долго решалась, "заматывалась"; 33,6% заявили, что у них вымогали взятку или требовали ответной услуги; 54,9% отметили грубость и хамство чиновников; 60,7% - столкнулись с некомпетентностью и почти все опрошенные - 85,6% - отстояли длинные очереди на прием.

Однако даже причину неэффективности российской бюрократии простые россияне и чиновники оценивают совершенно по-разному. 56,9% населения видят ее в отсутствии страха перед наказанием у госслужащих, 41% - в их недобросовестности и низком моральном уровне. Сами же госслужащие в первую очередь винят во всем несовершенство законодательства (35,4%), сетуют на большую загруженность работой (23,7%) и низкую зарплату (23,3%).

К сожалению, эти и другие наши исследования свидетельствуют о том, что в обществе сложился своеобразный замкнутый круг. Власть, чиновничий аппарат часто игнорируют интересы и права граждан. И общество отвечает власти той же монетой, стремясь обходить стороной легальные способы решения своих насущных проблем и свести общение с государственными органами к минимуму. Разорвать этот замкнутый круг будет возможно только при восстановлении в обществе доверия к чиновничеству, во что при нынешних показателях не очень верится.

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Почему папу римского называют папой?
  2. Почему договоры и прочие документы нельзя подписывать цветной ручкой?
  3. Зачем в метро снимают двери?