Примерное время чтения: 10 минут
80

Новинки образования: на уроке учат играть в наркоманов. И не только...

А СЕЙЧАС новости образования, - бодрым голосом сообщает ведущая утренних новостей "первой кнопки". - Россияне с полным правом полагают, что наша система образования является одной из лучших в мире. Но специалисты европейской организации ТАСО знают, как сделать ее еще более эффективной. В школах Перми и Челябинска отныне будут открыты кабинеты здоровья. Каждый школьник сможет ознакомиться там с литературой по здоровому образу жизни, еще больше узнать о вреде наркотиков. На уроках ребятам расскажут о том, как вести себя при встречах с наркоманами, как отказываться от их предложений..."

- Ну, наконец-то за ум взялись, - комментирует услышанное наша бабушка. - Леш, слышишь, теперь учить вас будут уму-разуму, - обращается она к внуку. - Ведь давно пора что-то делать. А то уже и в школах от наркоманов прохода нет.

- Мама, а почему ты думаешь, что действительно кто-то хочет, чтобы наркоманов у нас стало меньше, и вкладывает в это деньги? - пытаюсь я остудить бабушкин пыл.

- Да как же! Ведь ты сама слышала - кабинеты здоровья. Ну и потом - это все в школе. А там уж ничего плохого и быть-то не может!

Увы, может. И в этом-то самое чудовищное кощунство!

Я не знаю, что это за международная организация - ТАСО, не знакома с ее образовательными программами. Дай-то Бог, чтобы заявленные в них цели соответствовали реальному содержанию. Но набор ключевых слов - "дети", "здоровье", "наркомания" - напомнил мне о современных педагогических "новациях", рассказ о которых начали психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова в предыдущем номере "Семейного совета". Они проанализировали десятки новых "образовательных" программ, разработанных якобы с целью охраны детского здоровья и профилактики наркомании. И пришли к страшному выводу. Цель их "профилактики" - изощренная пропаганда наркотиков под прикрытием заботы о здоровье детей.

Слово - специалистам.

Наукой - по здравому смыслу

ПОД ПРЕДЛОГОМ обеспечения детей достоверной информацией авторы "профилактических" программ усердно разрушают все мало-мальски охранительные установки, которые обычно дети получают от родителей. Вот они, эти "мифы", перечисляемые в программах:

а) Наркомания - вредная привычка.

б) Достаточно раз уколоться наркотиком и станешь наркоманом.

в) Все наркоманы конченые люди: ВИЧ-инфицированные и преступники.

г) Наркомания неизлечима.

д) Нельзя выходить замуж за наркомана.

Ну, и на чем строить родительскую профилактику? Ведь детям не просто скажут, что ваше запугивание - ложь, а еще и снабдят их "статистическими данными, развенчивающими мифы".

А логика детей и подростков строго двоична, без нюансов. Если говорить им "не все", "не всегда", они будут слышать: "Все не...", "всегда не...". Поэтому, конечно, определенная доля охранительной мифологии в данном случае просто необходима. Тем более, что эта доля не так уж и велика.

- Можно трактовать пристрастие к наркотикам как вредную привычку? - Можно! Ведь не полезная же она, в конце концов!

- Бывает, что человек, единожды уколовшись, становится наркоманом? - Бывает.

Если ВИЧ-инфекция будет распространяться среди наркоманов с той скоростью, с какой она распространяется сейчас, то через несколько лет практически все наркоманы и вправду станут ВИЧ-инфицированными. А утверждение о преступности наркоманов абсолютно правдиво и на сегодняшний день, ибо продажа наркотиков в немедицинских целях у нас запрещена, следовательно, наркоманы добывают их незаконным путем.

Что касается неизлечимости наркомании, то даже наиболее эффективные медицинские методики, по признанию самих наркологов, дают устойчивую ремиссию (избавление от наркозависимости на длительный срок) лишь в 4-6% случаев. Ничего себе, "излечимая болезнь"!

А замуж выходить за наркомана действительно не стоит. Может, это и проявление дискриминации, но дочку жалко. Такого муженька и врагу-то не пожелаешь, не то что родной дочери!

"Ату!" самым строгим запретам

ИЗ ПРОГРАММЫ в программу кочует тренинг под названием: "табу". По утверждению авторов, он "позволяет участникам понять, как они относятся к запретам".

"В круг ставится закрытая шкатулка или кувшин с заклеенным горлышком. Ведущий говорит: "Там лежит то, что нельзя". (Cохраняем орфографию оригинала. Скорее всего, эти нерусские обороты - следствие непрофессионального перевода с какого-нибудь иностранного языка. - Авт.) И предлагает каждому как-то проявить себя по отношению к этому предмету. КАЖДЫЙ ПОСТУПАЕТ, КАК СЧИТАЕТ НУЖНЫМ (выделено нами. - Авт.).

Прежде чем разобрать, что подспудно сообщает детям эта простенькая игра, напомним читателям смысл слова "табу". Табу - это особо строгий запрет, который, во-первых, не предполагает рациональных, прагматических объяснений, а во-вторых, не допускает, что по отношению к нему каждый (тем более ребенок!) будет "поступать, как считает нужным". А уж если кто по слабости душевной или по безрассудству нарушит табу, то обязательно навлечет на себя суровую кару. Этот важнейший стереотип присутствует в культурах всего мира и преподносится ребенку с раннего детства в сюжетах множества сказок, мифов, легенд, притч, реальных жизненных историй. Помните Иванушку, попившего запретной водички и ставшего козленочком? Да, наверное, добрая половина всего мирового фольклора дает примеры катастрофических последствий нарушения табу!

А тут? Кто хочет, нарушает запрет (по признанию авторов программ, это делает больше половины группы!), весело поясняет, почему ему так захотелось, и - ничего не происходит, все в порядке! Понятие табу тем самым девальвируется. Ребята усваивают, что запрет - глупый пустяк. А игра, напоминаем, привязана к теме наркотиков...

Мышление по новому образцу

А ВОТ, например, какую душещипательную историю предлагается обсудить в некоторых из "образовательных" программ: "Володя и Катя (в другой программе Коля и Маша. - Авт.) дружат полгода. Мальчик хорошо учится в школе, занимается спортом и очень нравится Кате. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что в последние два месяца несколько раз вводил себе опий, ему понравилось, и он не считает себя наркоманом. Володя предложил Кате уколоться и "испытать кайф". Катя, боясь потерять расположение этого друга, согласилась ввести наркотик. ОЩУЩЕНИЯ БЫЛИ ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ (выделено нами. - Авт.), но на следующий день ее стало тревожить чувство вины и страх, что она уже стала наркоманкой.

Катя обратилась к своей однокласснице Свете... Та взяла инициативу в свои руки, заверила Катю, что все уладит, и сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран педсовет, вызваны родители Володи. От него отвернулись одноклассники, и только друг Дима оставался рядом. Володя больше не употребляет наркотики и не дружит с Катей".

За читкой рассказа следует обсуждение и "составляется рейтинг персонажей по двум критериям: 1) Кто наиболее симпатичен? 2) Чьи действия были наиболее правильны?"

Только не вздумайте отвечать на поставленные вопросы, не прочитав следующего пояснения: "Ключевые понятия в ходе дискуссии - "ответственность" и "дискриминация". Так что Света, которая было показалась вам "ответственной", повела себя неправильно, потому что "дискриминировала" отличника и спортсмена Володю. И классный руководитель, поднявшая в школе переполох и настучавшая на ребенка родителям, тоже должна быть осуждена за "дискриминирующую позицию". Ну, а про Катю и говорить нечего. Впрочем, эта ябеда жестоко поплатилась за свое предательство и кукует теперь одна, без кавалера. Надеемся, взрослые читатели еще не совсем забыли свою юность и понимают, какой вывод сделают девчонки после обсуждения этой любовной драмы. Да какой там драмы! В глазах многих девочек переходного возраста случившееся с Катей - это не драма, а трагедия. Теперь школьницы будут умнее. Если повстречают наркомана, будут помалкивать в тряпочку. И колоться за компанию, чтобы сохранить его любовь. Ведь написано же - он не считает себя наркоманом, а "ощущения были великолепными"! Главное, чтобы взрослые ничего не узнали и не вмешались. Они же всегда все портят. Вон в этой истории узнали - и разрушили счастье.

Как легко догадаться, истинно положительный герой этой незатейливой истории - мальчик Дима. Он один не бросил друга в беде. (Знают, на каких струнах играть!)

Может, кто-то из родителей тоже расстроган и считает, что нельзя отваживать детей от дружбы с наркоманами? Тем более, что сейчас такая мода на права ребенка... Что ж, таким благомыслам, пожалуй, будет полезно узнать мнение видного подросткового нарколога России, руководителя отделением детской и подростковой наркологии НИИ наркологии А. В. Надеждина. "Наркобизнес совершенно не нуждается в платной рекламе, - говорит он. - Каждый наркоман является добровольным распространителем этого яда. Так уж эта система устроена. Он просто вынужден втягивать в наркоманию своих друзей, иначе ему не на что будет покупать наркотики".

Поэтому не стоит представлять себе эпизоды из советских фильмов, где хороший мальчик перевоспитывает двоечника. Это все из прошлой жизни. Во-первых, наркоман не двоечник и однокласснику вряд ли под силу его перевоспитать. А во-вторых, став другом наркомана, благородный Дима почти со стопроцентной неизбежностью рано или поздно столкнется с преступным миром. И, втянувшись в наркоманию, тоже станет преступником. Но об этой стороне медали в "антинаркотических" программах ни гугу.

Прививка от родителей

ЗАТО есть в них и совсем диковинная игра - "дискриминация". По заверению авторов, она прививает детям современное, демократичное мышление, основанное на неприятии любой дискриминации.

Участники делятся на пары. Один из пары садится в круг, второй - встает за ним. На каждую пару выдается табличка с надписью, которую могут видеть все, кроме этой пары. Участники должны с помощью вопросов, фраз или комментариев дать понять паре, что написано на табличке.

Примеры надписей на табличках:

- Не могу сдержать сильного полового влечения.

- Я принципиально не предохраняюсь.

- Я - наркоман.

- Я - алкоголик.

- Я сделала несколько абортов.

- Аборты нужно запретить.

- Я люблю динамить.

- Я - ВИЧ-инфицированный.

- Я колюсь.

- Я во всем слушаюсь маму.

- Я против секса до брака.

- Я - гомосексуалист.

Потом, как водится, обсуждение и вывод о недопустимости дискриминации. Позвольте на сей раз обойтись без развернутых комментариев. За исключением маленького замечания - о том, как через запятую в списке прегрешений перечисляется послушание маме. Интересно, как это изобразят с помощью мимики и жестов подростки?

А вот и еще одна учебная забава, небезынтересная для родителей. Создатели программы "Я хочу провести тренинг" с гордостью заявляют, что "проигрывание ситуации "во время вечеринки с дачи вернулись родители" позволяет усвоить навык уборки территории в течение 30 сек.".

Хороши наставники! Учат детей обманывать родителей и еще имеют наглость этим гордиться. Во все времена воспитание детей не мыслилось вне солидарности взрослых: учителей и родителей. Они были (и должны быть!) заодно в порицании детских пороков. Это основа нормального воспитания. Кому выгодно нарушать солидарность взрослых и, напротив, солидаризироваться с детьми в их желании скрыть от родных дурное? - Разумеется, преступникам, ведь они таким образом заполучают как жертв, так и подручных. Поэтому педагогам, которые по старинке привыкли доверять методическим материалам, сегодня следует подходить к ним критически и почаще спрашивать себя, кого и для чего они воспитывают.

А вот о том, что думает по поводу новых программ Министерство образования, - в одном из следующих номеров "Семейного совета".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно